Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:42, контрольная работа
Во второй половине XX века неоатлантизм становится ведущим направлением англо-американской геополитики. Д. Мейнинг выпускает монографию "Хартленд и римленд в евразийской истории" (1956), где он предлагает разделить евразийское побережье на три типа по своей геополитической ориентации:
1) пространства, ориентирующиеся на хартленд - Китай, Монголия, Северный Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Восточная Европа (включая Пруссию), Прибалтика и Карелия;
2) геополитически нейтральные территории - Южная Корея, Бирма, Индия, Ирак, Сирия, Югославии
3) пространства, ориентирующиеся на Атлантику - Западная Европа, Греция, Турция, Иран, Пакистан, Таиланд'.
В глобальном масштабе эти
цивилизации находятся в
Особое значение С. Хантингтон придает культурным различиям цивилизаций.
Он считает, что: во-первых, различия между цивилизациями, основу которых составляют религии, наиболее существенны, ибо они складывались столетиями и потому их противоположность сильнее, нежели между политическими режимами.
Во-вторых, усиливается взаимодействие между народами разной цивилизационной принадлежности, что ведет как к росту самосознания, так и к пониманию единичного и общего в рамках своей цивилизации.
В-третьих, возрастает роль религии, причем последняя проявляется нередко в форме фундаменталистских движений.
В-четвертых, ослабевает влияние Запада в незападных странах, что находит выражение в процессах девестернизации местных элит и усиленном поиске собственных цивилизационных корней.
В-пятых, культурные различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и, следовательно, менее способствуют компромиссным решениям.
В-шестых, он отмечает усиление экономического регионализма, неразрывно связанного с цивилизационным фактором - культурно-религиозная схожесть лежит в основе многих экономических организаций и интеграционных группировок.
Три проблемы, по мнению С. Хантингтона,
являются определяющими в водоразделе
между Западом и другими
усилия Запада по поддержанию своего военного превосходства,
продвижение западных ценностей и институтов (права человека, демократизация по западному образцу политических режимов и т.п.) в различные регионы мира,
защита культурной, социальной
и этнической целостности западных
обществ и соответствующая
С. Хантингтон считает, что западные народы должны всемерно укреплять стратегические позиции своей собственной цивилизации, готовится к противостоянию, консолидировать стратегические усилия, сдерживать антиатлантические тенденции в других геополитических образованиях, не допускать их соединения в опасный для Запада континентальный альянс.
Укрепить Запад перед
опасностью исламского экстремизма
могут, по его мнению, те страны, где
правительства имеют
Чтобы, несмотря на ослабление силы западной цивилизации, сохранить ее в интересах Соединенных Штатов и европейских стран, считает С. Хантингтон, необходимо было бы:
—добиться большей политической,
экономической и военной
—включить в Европейский Союз и НАТО прозападные государства Центральной и Восточной Европы (страны Вышеградской группы и Балтии, Словению и Хорватию);
—поощрять "вестернизацию" Латинской Америки и, насколько возможно, более тесный союз латиноамериканских стран с Западом;
—сдерживать развитие обычной
военной мощи и оружия массового
уничтожения у исламских
—признать Россию сердцевинным государством православного мира и крупной региональной державой, у которой есть законные интересы, связанные с обеспечением безопасности ее южных границ;
—поддерживать превосходство Запада в технологическом и военном отношениях над другими цивилизациями;
—и, что самое важное, признать, что вмешательство Запада в дела других цивилизаций - это, вероятно, единственный наиболее опасный источник нестабильности и потенциального глобального конфликта в мультицивилизационном мире.
Для того чтобы избежать межцивилизационных
войн, сердцевинные государства должны
воздерживаться от вмешательства в
конфликты в других цивилизациях
и должны вырабатывать правила совместных
действий посредством переговоров,
чтобы предотвращать или
Иначе, чем С. Хантингтону,
видится геополитическая
По его мнению, в XX в. человечество
двигалось от "мракобесия" и "нерационального
менеджирования социальной реальности",
т.е. идеологии и исторической практики
социально-экономических и
После падения, по его словам,
последнего оплота "иррационализма",
т.е. распада СССР, создались предпосылки
возникновения особого
Подобное благостное видение перспектив развития "униформного мира" не изменилось у него и после событий 11 сентября, воздушной атаки исламских террористов на здания Торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона. В статье "Началась ли история опять?" Ф. Фукуяма продолжает утверждать, что последовательная модернизация мирового сообщества продолжается. А негативные явления, с которыми мы сталкиваемся, - это всего лишь издержки модернизации. Возврата к прошлому состоянию, к "истории" не предвидится.
Поскольку Соединенные Штаты
претендуют на главенствующую роль в
будущем едином мире, постольку Ф.
Фукуяму беспокоят некоторые
внутри-американские проблемы, которые
он связывает со "снижением доверия
и социализированности" американского
общества, проявляющегося "в росте
насильственных преступлений и гражданских
судебных процессов; развале семьи;
распространении среди
Одновременно Ф. Фукуяма признает и некоторые цивилизационные разрывы даже среди развитых стран. По его мнению, Япония и Германия принадлежат к категории стран с "высокой степенью обезличенного общественного доверия", а США - страна "с обширной сетью добровольных объединений и структур, которым отдельные личности подчиняли и подчиняют свои личные интересы". Россию же он относит к странам, где "слабыми являются и семья, и добровольные объединения и нередко крепкими сообществами оказываются преступные группировки". Посредством деления обществ по признаку наличия "сильных и слабых добровольных объединений" Ф. Фукуяма еще раз пытается убедить всех в праве Соединенных Штатов на руководящую роль в мире.
Несколько иные представления
о мировой геополитике выражают
европейские ученые и политики. Так,
французский исследователь Б. Варюсфель
считает, что в ближайшие годы
будут доминировать две тенденции. Первая заключае
Кроме этих тенденций действуют
и внутренние кризисы, сотрясающие
как страны Севера, так и Юга. На
Юге провал развития во многих зонах
Африки, Азии, Латинской Америки
привел к обострению демографических,
продовольственных, экологических
проблем. На Севере наблюдается экономический,
социальный и моральный кризис промышленно-развитых
стран: их процветанию и демократическому
равновесию угрожают неконтролируемое
технологическое развитие, с которым
связана безработица, перепроизводство,
загрязнение окружающей среды, ущемление
свобод и этических норм, а также
ультра-либеральная критика, ведущая
к социальной маргинализации, финансовым
спекуляциям, торговым войнам, упадку
сферы социальных услуг. Б. Варюсфель
считает, что "государства-нации"
сходят с международной арены: изнутри
их подтачивает неолиберализм, а
снаружи - наступление мощных транснациональных
компаний. "Государства-нации" не
могут достаточно быстро адаптироваться
к двум тенденциям: интернационализации
обменов и возникновению
Еще более обостренное
видение геополитической
В результате войн малой и
средней интенсивности (пример, Балканы)
возникают новые
О способности Запада осуществить интеграционные процессы в мире высказался в книге "Разлом наций. Порядок и хаос в XXI в." (2003) английский политик Р. Купер. Он подразделил все государства на три типа. К первой группе им отнесены т. н. "псевдогосударства", которые не в состоянии реализовывать свою силу внутри страны и защищать ее границы. (Либерия, Афганистан, Сомали).
Вторая группа - т. н. "модернистские государства". Их черты - национальное государство и использование силы в межгосударственных отношениях. К этим государствам он относит США. Этот вывод делается им на основе анализа применяемых американской администрацией способов реализации национальных интересов, ее отношения к международным институтам и т.д. Характерными проявлениями "модернистской" природы Соединенных Штатов выступают приверженность США политике силы и опора на военные альянсы.
Государства третьей группы выстраивают отношения друг с другом не на основе баланса сил, а посредством добровольного ограничения своего суверенитета и допущения вмешательства извне в случае нарушения достигнутых договоренностей. К этой группе государств Р. Купер относит в первую очередь страны - члены Европейского Союза, который представляется ему "высокоорганизованной системой взаимного вмешательства во внутренние дела государств". Из неевропейских стран к этой группе он причисляет лишь Японию.
Таким образом, Р. Купер подчеркивает совершенно особое место современной Европы в расстановке геополитических сил в современном мире. Поэтому отказ Европы от использования принципов политики силы, предпочтение дипломатических путей урегулирования конфликтов силовым, стремление действовать в соответствии с принципами международного права показывают, что имеются существенные расхождения между Европой и Америкой.
Информация о работе Современные западные геополитические концепции