Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:46, контрольная работа
Все 19 лет независимости, Украина пытается преодолеть социально-экономический кризис. Он очень ярко проявляется во всех сферах нашей повседневной жизни, а также в сфере образования. При всем при том, высшее образование Украины, России, и многих других стран СНГ столкнулось с глобальными проблемами послеперестроечного периода. Это было, прежде всего, связано с тем, что подготовка кадров большей частью ориентировалась на общесоюзные потребности и планы, что в свою очередь привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений и в структуре профессиональных направлений подготовки специалистов: при чрезмерном количестве специалистов по инженерным направлениям возникали проблемы с такими направлениями, как право, экономика, социология, психология, менеджмент.
Работа по курсу:
Высшее
образование и Болонский
Студентки 5-го курса, группы СЦ-57
Кадничанской
Г.С.
Социологический
анализ перспектив внедрения
Болонского процесса
в Украине
Все 19 лет независимости, Украина пытается преодолеть социально-экономический кризис. Он очень ярко проявляется во всех сферах нашей повседневной жизни, а также в сфере образования. При всем при том, высшее образование Украины, России, и многих других стран СНГ столкнулось с глобальными проблемами послеперестроечного периода. Это было, прежде всего, связано с тем, что подготовка кадров большей частью ориентировалась на общесоюзные потребности и планы, что в свою очередь привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений и в структуре профессиональных направлений подготовки специалистов: при чрезмерном количестве специалистов по инженерным направлениям возникали проблемы с такими направлениями, как право, экономика, социология, психология, менеджмент.
Централизация разработки учебных программ так же обусловила унификацию учебного процесса, что ограничивало возможность изучения истории и культуры самой Украины, учет специфики ее отдельных регионов. К тому же финансировалась образовательная отрасль, как известно, по остаточному принципу, а административно-командная система управления образованием тормозила и ограничивала инициативу. [5]
Многие могут заметить, что после распада СССР на Украину, как на буферное государство давят более сильные страны, такие как США, Россия, а также страны входящие в ЕС. Что только больше путает нашу страну на пути к глобализации и европейской интеграции. Но как мы видим в последнее время Украина все больше и больше тяготеет к вступлению в ЕС, а такая интеграция естественно предполагает и Болонский процесс.
Цели и задачи Болонского процесса
Болонская декларация предусматривает две ступени системы высшего образования, объединяя усилия по подготовке бакалавров и магистров, причем первый этап рассчитан на приобретение компетенций исполнительского типа, а второй – на развитие творческих способностей. В связи с этим в практике украинской высшей школы возникает проблема пересмотра и унификации системы профессиональных квалификаций, устранения их разветвленности, создания государственных стандартов, общих критериев оценки качества подготовки будущих специалистов в соответствии с общеевропейскими стандартами. [7]
Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты.
1. Четкая
унификация студенческих
2. Двухуровневая
система высшего образования.
Большой проблемой во многих странах
стал чрезмерно избыточный перечень специальностей
и специализаций, причем как в Европе,
так и в Украине. Существуют также значительные
различия между учеными степенями, получаемыми
в университетах и академиях. Для обеспечения
стандартизации степеней и специализаций
планируется перейти на двухуровневую
систему образовательно-
3. Учреждение
кредитной системы по
4. Усиление
мобильности студентов,
5. Создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран. В настоящий момент страны Европы интенсивно занимаются созданием сети агентств по контролю качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций. Оценка студентов будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно с этим будут установлены стандарты транснационального образования.
6. Приведение
высшего образования в
7. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.
8. Партнерство
студенческих организаций и
9. Повышение
привлекательности (промоция) и конкурентоспособности
европейского высшего
10. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. [1]
Украина в Болонском процессе
Украина вступила в число стран членов Болонского процесса в 2005 году.
Хотя
и до этого проводились реформы,
но из-за малой скоординированности
и продуманности результат
Для интенсивной образовательной интеграции власти и решили, что следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны. Но поскольку высшая школа Украины довольно сильно пострадала, после распада СССР и вследствие постоянных изменений как социальных, так и экономических, нам нужно подумать о том, как будет правильнее, внедрить сей процесс без проблем для учащихся и преподавателей, так же следует учитывать нужды страны.
Как
мы знаем, до 2003 года высшие заведения
Украины, совместно с университетами
Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS. Это
дало право ввести общие учебные программы,
принципы управления вузами, подготовить
к изданию новые учебники. С одной стороны
нас не может не радовать такая ситуация
с другой же высшая школа столкнулась
со множеством проблем в реализации Болонского
процесса. Сегодня в Украине законодательно
утверждена система стандартов по каждому
образовательно-
С 2006 года, Украина начала активно внедрять Болонскую систему в вузах.
И как и ожидалось, столкнулось с рядом проблем. Одна и них такова, что системы непрерывного высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, отдельно от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук [2]. Сейчас же бакалаврат продолжается 4 года, магистратура 1 год, что приравнивает ее к специалисту, которого вроде бы уже существовать и не должно.
Второй проблемой оказалось то, что для полного включения в Болонский процесс недостаточно формального внедрения его принципов. Одной из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены давно, но они несовершенны, постоянно пересматриваются и дополняются. В последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов.
Очень болезненным для нашей страны является и вопрос подготовки научных и преподавательских кадров для высшей школы. У нас функционирует система ВАК, которой нет ни в одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что эта система – рудимент в научном мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза. [2]
@На
деле же в Украине, да и
похоже в России просто «
Проблема соответствия новых квалификаций общественным потребностям и интересам рынка рассматривается как одна из важнейших и определяющих успех Болонского процесса.
На
отечественном рынке труда существует
ситуация, отраженная в работе Николаенко,
где констатируется, что «сегодня в Украине
степень бакалавра определена как образовательно-
Информация о работе Социологический анализ перспектив внедрения Болонского процесса в Украине