Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:33, реферат
Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом определенного государства и ограниченная государственной границей (суша в пределах границ, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над сушей и водами. Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет также территориальные воды (шириной — от 3 до 12 морских миль от берега).
В ст. 1 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. дано определение государственной границы Российской Федерации, под которой понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.
1.Введение……………………………………………………….3
2. Становление границ………………………………………….4
3.Естественные границы государств…………………………..5
4.Проблема естественных границ……………………………...8
5.Территориальные споры……………………………………..10
6.Режим государственной границы…………………………...14
7.Заключение…………………………………………………...16
8.Список литературы ……...………………………………...…17
Реальность постсоветского
пространства не укладывается в данную
схему, заставляя говорить, например
в отношении Крыма и
1) никогда не принадлежала государству-претенденту и оно никогда не осуществляло никакого суверенитета над этой территорией;
2) когда-то принадлежала государству-претенденту, но затем вошла в состав территории другого государства и это было надлежащим образом юридически оформлено;
3) никому в прошлом не принадлежала, а впоследствии была включена в состав определенного государства и это было надлежащим образом юридически оформлено, т. е. территория была приобретена в соответствии с правом того времени, когда этот случай имел место.
Как можно видеть,
ситуация с Крымом даже
Оправданно вслед за Б.М. Клименко различать территориальные споры и территориальные разногласия, относя к последним «разногласия между государствами относительно принадлежности какой-либо территории или разграничения между ними». Соответственно, завершая рассмотрение общих подходов к территориальным разногласиям, можно согласиться с Б.М. Клименко и А.А. Порком в понимании территориального спора как существования выкристаллизовавшихся и сформулированных разногласий относительно ясно выраженного и объективно существующего предмета спора: «существования или применения нормы о границе или вопроса о суверенитете над определенной территорией».
Режим государственной
границы предполагает сохранность
территории государства, международное
признание и международное
Граница считается международно-
Международное установление предполагает определенную правовую процедуру, выработанную за века межгосударственных отношений. Эта процедура складывается из двух дополняющих друг друга процессов, практически друг с другом не связанных. Для международного установления границы должны быть делимитированы (описаны в договоре либо максимально точно обозначены на специальных картах, составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора) и демаркированы (проведены и обозначены на местности при соответствующем описании в протоколах о демаркации границы).
Между процедурами делимитации и демаркации достаточно часто случаются существенные временные разрывы, когда утвержденные правовым образом границы на местности длительное время не обозначаются. Жаркие споры российской общественности 1993—1997 гг. о прохождении линии российско-китайской границы по р. Амур (в районе российских островов Тарабаров и Б. Уссурийский), по р. Аргунь (о. Большой) и на участке территории в районе оз. Хасан на юге Приморского края могут быть примером сложности конкретных процедур демаркации.
Лишь международное признание и межгосударственное установление являются факторами, создающими правовой режим межгосударственной границы, при их отсутствии речь может идти о существующих или потенциальных территориальных спорах. Только сохранность территории государства как условие пограничного размежевания придает границе смысл, даже если при этом линия границы остается неделимитированной и более того — оспариваемой кем-либо из соседей.
Важнее то, что эта линия максимально приближена к естественной границе государства. Понятие естественных границ государств как пределов реального жизненного пространства населяющих их народов, обеспечивающих этим народам мир и безопасность, вновь обрело в конце ХХ в. значение актуальной политико-правовой категории.
Стремление всякого
государства к естественным границам
было и остается аксиомой мировой
политики, лежащей в основе как
минимум двух социальных феноменов.
Именно попытки примирить
Территория государства есть материальное выражение верховенства и независимости населяющего ее народа. В этом драматизм проблемы Южных Курил и для японцев, и для русских. Только народ в целом обладает правом распоряжаться территорией. Ее изменения, и прежде всего территориальные уступки, требуют выявления воли народа на референдуме. Признавая, что любой этнос имеет право на культурно-национальное самоопределение (развитие), ограниченное, однако, общими интересами всего народа соответствующего государства, мы вынуждены вновь подтверждать, что никакое национальное (этническое) самоопределение не вправе перечеркивать такой общий интерес, как безусловное сохранение неприкосновенности и целостности территории государства.
Стремление всякого государства к естественным границам было и остается аксиомой мировой политики, лежащей в основе как минимум двух социальных феноменов. Именно попытки примирить столкнувшиеся интересы нескольких государств, пытающихся установить свои государственные границы по линии естественных границ, породили как дипломатию, так и международное публичное право.
Территория государства является и воплощением представлений народа о своем государстве, своем Отечестве. Российская Федерация после 1991 г. — лишь исторический стержень великого государства, объективно притягивающий к себе его осколки. Укрепление Союза Белоруссии и России и реинтеграция СНГ на его основе есть выход России на свои естественные границы. Сложность определения статуса отдельных территорий прежнего СССР, границ вновь создаваемых государств порождала и порождает межгосударственные проблемы в СНГ. Это вынудило, например, Н. Назарбаева в своем проекте Евразийского Союза (июнь 1994 г.) признать, что «ни унитарные, ни федеративные государства СНГ не могут быть признаны в полной мере стабильными».
Защита национальных интересов государств на ближних и дальних подступах к естественным границам их территории остается смыслом внешнеполитической деятельности всех государств мира, условием устойчивого баланса разнонаправленных сил в международных отношениях.
Список литературы