Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 13:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Геополитике"
Прямые
и потенциальные военные угрозы
Политические: вмешательство стран-членов НАТО во внутренние дела России, непрекращающиеся попытки воздействовать на формирование ее внешней и внутренней политики, дезинтеграция России, поддержка прозападных сил, противодействие интеграции в рамках СНГ, формирование на постсоветском пространстве блока государств антироссийской направленности и др.
Морально-психологические: проникновение в СМИ России, дезинформация общественного мнения России об опасной сути преобразований НАТО, создание негативного представления о России у мировой общественности, в том числе предпосылок для объявления ее «угрозой международной безопасности»; стимулирование культурного перерождения России, продолжение целенаправленных попыток добиться отказа от традиционных ценностей и др.
Разведывательные: расширение агентурной сети стран-членов НАТО, в том числе через использование легальных структур, организаций «содействия и развития», «фондов помощи», информационных бюро и др.
Экономические: осуществление мер, направленных на разрушение российской экономики и Вооруженных Сил, создание экономической и политической зависимости от Запада и др.
Научно-технические: расширение использования странами-членами НАТО научно-технического потенциала России для создания новых систем оружия и др.
С геостратегической точки зрения Россия отождествляется с самой Евразией, совпадает с геополитическим понятием хартленд, или, по Макиндеру, “Географической осью истории”. Она объединяет евразийский Запад и евразийский Восток, являясь самостоятельным, особым геополитическим организмом — ни Востоком, ни Западом — со своей особой культурой “Срединной империи”.
Распад Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно считать состоявшимися в политическом и правовом смыслах. К числу факторов, которые еще как-то связывают бывшие советские республики, относятся: демографические, социальные, культурные, психологические. В последнее время представители многих правящих национальных элит осознали опасность со стороны более могущественных соседей и для них все более явственно вырисовывается фактор национальной безопасности (Армения, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и т.д.).
По мнению Н.Нартова, межнациональные противоречия, существующие почти во всех бывших братских республиках (если не произойдет нового объединения, решающего и эти проблемы), будут сопровождаться насилиями, конфликтами, кровопролитиями не год и не два, а десятилетия. Это, безусловно, затормозит социально-экономическое развитие всех стран — очагов межнациональных противоречий, отбросит их в ряды государств третьего мира.
Трансформации в геополитической жизни России не заканчиваются. Они будут продолжаться в обозримом будущем. И возможны такие варианты развития событий:
• полная дезинтеграция союза — останутся лишь минимальные двусторонние связи;
• дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, приобретающих хронический характер;
• постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, наращивание многостороннего сотрудничества, различные формы объединения и, наконец, политическое объединение государств СНГ (сперва России и Белоруссии, затем союз с Казахстаном, Киргизией и Арменией, а потом и с большинством республик).
Наша страна
имеет ряд геополитических
Исторические рубежи России подвержены геополитическому давлению, Россию фактически вытесняют с морей. Противостояние и геополитическое, и военно-стратегическое, расширение НТО - все эти проблемы сейчас одни из самых актуальных во внешней политики России.
Россия не хочет находиться в стороне от развития интеграционных преобразованиях в рамках Европейского союза, где рождается принципиально новая структура в Европе. Подключение к Евразийскому союзу нашей страны способно стать одним из главных стабилизирующих факторов на евразийском континенте, раздвигающих горизонты безопасности и сотрудничества.
Сегодня Россия - мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Страна стала мостом между двумя цивилизациями, и у России есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах. Это обстоятельство, данное природой и историей, оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировой обществе. Потому что этот мост нужен не только России - он нужен всем. Не только России, но и европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке. Судьба страны - север Евразийского суперконтинента. Эта ниша связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий, а превращение Севера Евразийского суперконтинента в сверхпрочную, надёжно работающую конструкцию.
Задача современной российской геополитики — четко и ясно сформулировать и рационально изложить суть и основные возможные направления этих программ. Они должны быть связаны с непосредственным влиянием России на Хартленд через поддержание геополитического баланса. В преддверии информационного общества это влияние должно носить прежде всего политический, культурный, информационный, цивилизационный характер и в последнюю очередь — силовой.
Основные линии внешнеполитической деятельности России:
1. Содружество независимых государств — это реальный фактор стабильности на обширной территории мира, влиятельное объединение государств с широким кругом задач и интересов. Работа со странами СНГ — главный внешнеполитический приоритет России.
2. Интеграция с Европой - можно говорить о первых шагах по вхождению России в Европу, в европейские институты, в европейский рынок.
3. Отношения России с США — это сейчас весьма существенно для российской внешней политики. Там, где России по пути с американцами, особенно в борьбе с распространением оружия массового уничтожения — ядерного, химического, бактериологического, — в борьбе с международным терроризмом, надо идти с американцами, пытаться как-то влиять на американскую политику. А главное — наращивать экономику, в том числе с помощью западных инвестиций, западных технологий, не вступая ни в какие конфликты с американцами.
4. Отношения России с Китаем и Японией должны быть отдельными тактическими и стратегическими направлениями внешней политики России.
Национально-государственная безопасность России должна обеспечиваться на трех разных, но взаимосвязанных уровнях: глобальном, евразийском и региональном. Причем если в первых двух аспектах вопрос более или менее ясен, то третий аспект требует некоторых разъяснений. Дело в том, что Россия, выходящая на многие регионы, должна строить свою внешнеполитическую стратегию по многовекторному принципу. Здесь выбор по формуле "или- или" в пользу какого-либо одного направления в ущерб другим неминуемо сопряжен с крупными стратегическими просчетами.
Участвуя в формировании различных региональных балансов сил, отвечающих интересам своей национальной безопасности, Россия способна внести существенный вклад в структурирование и поддержание мирового баланса сил и в этом качестве она не может не выступать в качестве мировой державы. В целом в ситуации переходности оптимальной для России представляется стратегия равноудаленности или равноприближенности к основным центрам силы, исключающая конфронтацию с каким-либо из этих центров, а также зависимость от них.
В настоящее время центральным направлением во внешнеполитических приоритетах России являются страны СНГ, или ближнего зарубежья. Все постсоветское пространство составляет зону ее жизненно важных интересов в области экономики, обороны, национальной безопасности и т.д. Основные угрозы глобального порядка, исходящие из этого пространства, сводятся к следующим: неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химического оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.
Произвольно установленные в советский период границы между бывшими республиками бывшего СССР в наши дни стали потенциальным источником разнообразных конфликтов. В Центральной Азии насчитываются десятки территориальных проблем, которые подогревают межгосударственные и этнические конфликты. Питательную почву для возникновения конфликтов создают также проблемы, сохранившиеся в регионе как результат насильственных депортаций сюда репрессированных народов.
России заинтересована прежде всего в том, чтобы предотвратить превращение ближнего зарубежья в зону межнациональных и иных конфликтов.
По большому счету безопасность России будет зависеть от того, как у нее будут складываться отношения с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и другими странами СНГ. Экономическое, политическое, духовное, культурное присутствие в этих странах отвечает долгосрочным национальным интересам России. Одним из важнейших факторов, диктующих активность России в ближнем зарубежье, является судьба проживающих там 25 млн. русских. Русские, в более широком плане русскоязычные, стали одной из крупных проблем, стимулирующих напряженность в отношениях России с рядом новых независимых государств.
Есть все основания надеяться, что по завершении периода преобладания центробежных тенденций новые государства будут вынуждены искать не то, что их разъединяет, а наоборот, то, что их соединяет. Соображения экономических интересов и выгод все повелительнее сказываются на степени приоритетности политического фактора.
Россия не хочет находиться в стороне от развития интеграционных преобразованиях в рамках Европейского союза, где рождается принципиально новая структура в Европе. Более того, тесное подключение к Евразийскому союзу нашей страны способно стать одним из главных стабилизирующих факторов на евразийском континенте, раздвигающих горизонты безопасности и сотрудничества. Не могут нас оставить безучастными и планы расширение Евросоюза, который постоянно пополняется. Большинство из них - крупные экономические партнёры России. Для нашей страны особенно важно, чтобы ещё до приёма были отрегулированы вопросы их торгово-экономических связей с Россией. В отношении с Евросоюзом должно быть важным развитие взаимопонимания, умение прислушиваться к мнению и озабоченностям партнёра. Российские политики декларируют именно такой подход: Россия полностью готова именно к таким отношениям с Евросоюзом и рассчитывает на аналогичный подход партнёров. Россия настойчиво добивается создания действительно всеобъемлющей системы европейской безопасности, в которой было бы достойное место каждому государству нашего континента. Вот почему Россия считает ошибочными планы формирования "натоцентристской модели".
Для России экономические и другие отношения с Европейским союзом имеют особое значение, ведь на долю 15 стран ЕС приходится 1/3 ее внешней торговли, а почти 3/5 всех инвестиций в российскую экономику также поступает из государств Евросоюза. Совместно с ЕС Россия ведет разработку концепции общего европейского экономического пространства. На взаимовыгодной основе развивается сотрудничество в области науки и технологий, космоса и связи.
Все это говорит о том, что Россия рассматривает Европейский союз в качестве своего стратегического партнера. ЕС — и теперь и в перспективе — ее ключевой торговый и политический партнер. Расширение сотрудничества с Европой — важнейшая приоритетная задача России. Именно для этого сегодня определяются принципы создания «единого европейского пространства», разрабатывается долгосрочная программа развития связей в области внешней торговли, в научно-техническом сотрудничестве. Сюда входят образовательные и экологические программы, а также внешнеполитическое сотрудничество в сфере безопасности, обороны и противодействия международному терроризму. Планируется более широко использовать евро.
Отношения между Россией и США обусловлены текущими и стратегическими интересами двух великих государств-лидеров, реализующих два различных геополитических подхода. Один из важнейших факторов, который предопределяет стратегические отношения между Россией и США,— ракетно-ядерный потенциал обоих государств.
Потенциально Москва может вновь стать “собирательницей земель” и одним из полюсов многополярного мира — это хорошо понимают в США и стремятся не допустить. Отсюда и раздвоенность политической игры Вашингтона в отношении России. Все это накладывает отпечаток на отношения двух стран на пороге XXI в. Фундаментальной основой партнерства между Россией и Америкой является совместная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений, а в определенной степени — в налаживании “силового управления политическими, военными процессами современного мира”, например при урегулировании региональных конфликтов. Хотя подходы к этим вопросам, механизм их решения, предлагаемые Россией и США, чаще всего значительно различаются.
При взвешенном, реалистичном подходе к регулированию международных отношений равноправное, партнерское сотрудничество России и США может стать становым хребтом сообщества глобальной безопасности. Основой такого сотрудничества станут отсутствие территориальных претензий друг к другу, острой экономической конкуренции (кроме военной), идеологических разногласий, а также неотягощенность исторической памяти народов двух стран. Объединить усилия Российской Федерации и США могут следующие факторы: мирное освоение космоса; защита окружающей среды (проблемы экологии носят в XXI в. глобальный характер и будут еще сильнее обостряться); нераспространение ракетно-ядерного оружия; контроль за распространением обычных вооружений; сокращение ядерного вооружения не только в РФ — США, но и в других государствах; военно-техническое и военно-технологическое сотрудничество; совместная борьба с терроризмом и криминогенными структурами, распространением наркотиков и т.п. Проблемы терроризма и наркотиков также носят глобальный характер. России озабочена попытками американцев подменить механизмы ООН механизмами НАТО (пример — действия США в Ираке, Боснии, Югославии, Македонии, Афганистане).