Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 21:05, реферат
Международное сотрудничество в области культуры, научных исследований, в военной области, в области компьютерных и высокоточных технологий, в области медицины, одним словом, практически во всех областях человеческих знаний – невозможно без четкой регламентации правил создания, использования и охраны интеллектуальной собственности. Сфера интеллектуальной собственности – это целый комплекс прав и отношений, из которого нельзя вычленить какую-либо часть без ущерба для остальных. Так, авторское право неразрывно связано с правом на товарные знаки, патентное право очень часто соприкасается с авторским правом и т.д., но не только в узкой сфере интеллектуальной собственности. Являясь неотъемлемой частью гражданского права, авторское право постоянно взаимодействует с другими отраслями права и, учитывая происходящие в мире процессы глобализации, развития информационных технологий, наукоемкой промышленности, широкого взаимодействия культур, все более становится необходимым для осуществления коммуникаций и сотрудничества между государствами и людьми. Именно поэтому международные соглашения, направленные на урегулирование международных отношений в области авторского права, также необходимо рассматривать комплексно, в соответствии с национальными правовыми нормами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….2
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………3
2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………………….............................8
3 СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ……………………………………………………………...18
4 ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ………………………………..…….21
5 ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………….…………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………24
По сути дела, можно говорить, что разница в подходах к правовой сущности интеллектуальной собственности, о которой говорилось выше, в определенной степени может быть сведена к различиям между континентальной и англосаксонской системами права, и эволюции развития авторского права, хотя в области интеллектуальной собственности эти две системы довольно быстро движутся навстречу друг другу.
В объективном смысле выражение «авторское право» охватывает всю совокупность прав, относящихся к данной сфере; в субъективном же смысле обозначает те возможности, которыми располагает автор по отношению к произведению, обладающему достаточной оригинальностью или индивидуальностью, и которое подпадает под действие охраны, предоставляемой авторским правом.
Теория авторского права гласит, что в общем плане охране полежат формы выражения идей автора, а не сами по себе идеи. Например, если автор опубликует в виде журнальной статьи изложение своих идей о том, как построить сельский дом, это не может помешать третьей стороне использовать эти идеи для строительства такого дома. Однако авторское право защитит автора от воспроизведения экземпляров его статьи без его на то разрешения. Что же касается самого изобретения (сельского дома), на него охрана в соответствии с авторским правом не распространяется (вернее распространяется как на архитектурный объект8, хотя имеет ряд особенностей, но сейчас не об этом), но оно соответственно может быть защищено на других основаниях (к примеру, через механизм промышленной собственности). Если кто-либо обнародовал свои идеи, например, в ходе публичного выступления, но не имеет соответствующего патента, то у него нет никаких средств, чтобы воспрепятствовать другим в воспроизведении этих идей. Общие элементы, присущие творческой деятельности человеческого разума, обуславливают взаимосвязи – а порой и иерархию – между различными областями, как это имеет место, например, в отношении художественных произведений и промышленных дизайнерских разработок и моделей, а также рекламных разработок и формулировок (или объявлений).
Итак, авторское право распространяется на литературные, музыкальные и художественные произведения в широком смысле слова и возникает вместе с самим произведением в силу самого факта его создания. При этом не является обязательной предпосылкой для авторско-правовой охраны окончательная фиксация произведения в материальной форме: звуко- или видеозапись, скульптура, архитектура, книга и т.п. Однако, некоторые страны (особенно с англосаксонской системой права) требуют той или иной фиксации произведения до того, как ему будет предоставлена охрана, делая это из соображений использования такой формы в качестве доказательства в случае тяжбы. В странах же с континентальной системой права авторское право возникает в силу самого факта создания произведения без каких-либо формальностей. На сегодняшний день можно говорить о том, что – в особенности благодаря международным соглашениям в области авторского права, функции администрирования которых возложена на Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) – отношения стран с различными системами права к фиксации произведения для истребования авторско-правовой охраны заметно сблизилось. Так, из законодательства стран с англосаксонской системой права (например, США) были изъяты положения об обязательном выполнении формальностей для получения охраны (т.е. депонирование экземпляров, являющееся одним из условий получения автором признаваемых законом имущественных прав, которые носят исключительный характер, перестало быть обязательным условием, в частности, не требуется обязательного упоминания срока действия авторских прав, т.к. одним из основных принципов Бернской конвенции9 является принцип автоматической охраны), а законодательства стран континентальной системы ссылаются на необходимость существования «объективной формы выражения» произведения, доказывание наличия которой в суде зачастую происходит со ссылкой на организации (например, коллективного управления), в которых автор в добровольном порядке «зарегистрировал» свои произведения.
Охрана по авторскому праву не зависит от качества или ценности произведения – произведение будет охраняться независимо от того, считается ли оно великим или бездарным. Охрана также не зависит от цели создания произведения, так как возможное использование произведения не имеет никакого отношения к его охране.
В случае нарушения прав предусматриваются санкции. Любое неразрешенное (бездоговорное) использование произведений, охраняемых авторским правом, в тех случаях, когда закон устанавливает обязательность получения такого разрешения, является нарушением авторского права (например, воспроизведение, публичное исполнение, передача в эфир, совершенное без разрешения, переработка в любую иную форму без разрешения автора, плагиат и т.п.). Для компенсации ущерба в законе предусматриваются санкции, которые в зависимости от серьезности нарушения могут быть гражданскими, административными или уголовными.
Является общепризнанным, что авторское право должно быть признаваемым и охраняемым, по крайней мере, в течение жизни автора. После его смерти произведение продолжает охраняться в течение определенного срока, составляющего, как правило, 50 лет. Считается, что такой срок обеспечивает справедливый баланс между поддержанием материальных прав автора и потребностями общества иметь доступ к достижениям науки и культуры. По истечении срока охраны произведение переходит в общественное достояние и может быть использовано любым лицом без какого-либо разрешения. На современном этапе вследствие увеличения средней продолжительности жизни в некоторых странах имеется тенденция к увеличению срока охраны авторского права до 70 лет после смерти автора.
По сравнению с национальной международная охрана авторских прав имеет ряд особенностей:
а) субъектами международной охраны кроме авторов граждан государств являются иностранцы, лица без гражданства, беженцы и некоторые международные организации (ООН, Организация американских государств, ЮНЕСКО, ВОИС и другие специализированные учреждения ООН);
б) расширенный круг произведений, являющихся объектами авторского права. Они перечислены, например, среди объектов интеллектуальной собственности в ст. 2 Стокгольмской конвенции о Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 года. Сюда же можно отнести глобальную компьютерную сеть «Интернет», компьютерные программы, компиляции данных, информационные, коммуникационные и другие технологии;
в) международная охрана авторских прав осуществляется не только с помощью норм национального авторского права, но и путем присоединения к международным договорам и вступления государств в ЮНЕСКО, ВОИС и другие международные организации, осуществляющие охрану прав иностранных авторов произведений;
г) различные
сроки обладания авторскими правами.
В ряде стран они исчисляются
со дня первого выпуска
д) территориальный характер авторских прав, т.е. возникновение, содержание, охрана, передача и прекращение авторских право определяются и ограничиваются законами и территорией того государства, в котором произведение было впервые обнародовано, опубликовано или выпущено в свет. Поэтому получение прав автором в этом государстве не влечет автоматического признания их в другой стране.
Для сравнения этой особенности авторских прав можно обратиться к такому гражданско-правовому институту, как право собственности. Его субъект пользуется и распоряжается своей вещью в равной мере в любой стране. Если право собственника на вещь возникло в каком-либо государстве в соответствии с его законами, то такое право признается и на территории других стран. Однако с авторскими правами иное дело, имея правовую охрану исключительно в стране возникновения, произведение, первоначально опубликованное на ее территории беспрепятственно без согласия автора и выплаты ему авторского вознаграждения (гонорара) может быть переведено и сравнительно дешево выпущено в свет в другой стране. В таком случае ни автор, ни издательство, впервые выпустившее в свет произведение, не могут защитить свои права, охраняемы на территории их страны лишь национальным правом. Обратившись к истории авторского права невозможно не отметить, что особенно остро эта проблема стояла в одноязычных странах, когда американские издатели всячески сопротивлялись присоединению к Бернской конвенции, т.к. извлекали значительные прибыли издавая книги английских авторов, которые не получали за это ни гроша. Такое же положение наблюдалось в Бельгии, где издатели печатали книги французских авторов. Еще в середине XIX века в Бельгии процветало немало издательств, которые в виде промысла легально занимались контрафакцией (незаконной перепечаткой без согласия авторов) французских произведений литературы без выплаты авторских гонораров. Дешевизна выпускаемых там книг создавала серьезную конкуренцию французским издателям, что приводило к их разорению. Современные технические средства позволяют без помех перепечатывать изданные или передавать на большие расстояния издаваемые книги в другие страны, где они выходят в свет даже раньше, чем в своей стране. Что значительно удешевляет их издание и приносит колоссальные убытки.
В результате технического прогресса авторские права, распространявшиеся ранее на весьма узкий круг лиц – писателей, драматургов, композиторов, художников и других представителей культуры и образования, деятельность которых признавалась хоть и важной, но экономически несущественной, не влияющей решительным образом на формирование национального богатства, - перестало играть прежнюю роль. Начиная с 50-х годов, когда в жизнь тысяч людей (особенно в промышленно развитых странах) стали входить новые средства и способы записи, воспроизведения, распространения и использования различных произведений, значительно расширились возможности издателей индустрии досуга и средств массовой коммуникации в распространении культурных ценностей по всему миру. С появлением спутников, кабельного телевидения, оптического волокна, сотовой телефонной связи, видео, коммерческого проката звуковых и аудиовизуальных кассет, компакт-дисков, CD-ROМ, фотокопировальных аппаратов и т.д. расширилась сфера действия авторского права. Встал вопрос о защите так называемых смежных прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, а также организации эфирного вещания (смежные права).
Выделение из авторского
права смежных прав, т.е. «аналогичных»,
«родственных», «соседствующих» связано
с научно-техническим прогрессо
Распространение охраны авторских прав на компьютерные программы (или программное обеспечение) способствовало увеличению доли культурных ценностей в торговом балансе. Экономическое значение авторского права, а также его политическая и социальная роль значительно возросли, поскольку авторское право стимулирует творчество, способствует росту инвестиций и распространению культурных ценностей.
Экономическое
значение авторского права в современном
мире, которое связано с
Сегодня вопросами интеллектуальной собственности в международно-правовом аспекте в основном занимаются две международные межправительственные организации: ВОИС и ВТО, в рамках соглашения по ТРИПС. Кроме них существуют и другие программы международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, в частности, программы в рамках ЮНЕСКО.
Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности преимущественно регулируется Соглашением по ТРИПС и соглашениями под эгидой ВОИС. Соглашение ТРИПС обобщило и объединило существующие документы, взяв за основу содержащиеся в них принципы регулирования интеллектуальной собственности и сделав акцент на экономической составляющей данного объекта (подробнее о соглашении – ниже в нашей работе). В этой ситуации в сфере регулирования ВОИС остаются развитие науки, моральный аспект, консультативные функции.
ВОИС была создана
в 1970г. (Женева) в рамках реализации
Стокгольмской конвенции 1967г. в целях
образования единого