Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:49, курсовая работа
Авторское право а соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.
Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права. Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Развитие авторского права……………………………………………….9
Глава2.Понятие авторского права и сфера его регулирования……9
2.1. Понятие и значение авторского права……………………………………9
2.2.Источники авторского права……………………………………………………9
Глава 3.Виды авторских прав…………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………….9
Приложения……………………………………………………………………………………0
Литература……………………………………………………………………………………..9
Рассмотрение исключительного права на произведение лучше всего начать с исследования его правовой природы.
По данному вопросу в науке гражданского права происходит много споров. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. [4] И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что "принято выделять две группы правомочий по исключительным правам - личные неимущественные и имущественные". В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе.
В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию "исключительное право" в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. ст.128 и 138 ГК РФ).
Разработчики IV части ГК РФ исходили
из того, что категория "интеллектуальной
собственности" характеризует лишь
объекты рассматриваемых
Согласно ст.1270 ГК РФ автору произведения
или иному правообладателю
Использованием произведения, в частности, считается:
воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко - или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключением считается лишь случай, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Это указывает лишь на то, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. Прежде всего, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе.
Право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумные потребности публики. Распространением будут признаны продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения.
публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
импорт оригинала или
прокат оригинала или
публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.
Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.
При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.
Сообщение кодированных сигналов признается
сообщением в эфир, если средства декодирования
предоставляются
сообщение по кабелю, то есть сообщение
произведения для всеобщего сведения
по радио или телевидению с
помощью кабеля, провода, оптического
волокна или аналогичных
перевод или другая переработка произведения.
Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможности автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами.
Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения в переводе.
К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать или другим образом перерабатывать произведения. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.
Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).
Под переработкой (модификацией) программы
для ЭВМ или базы данных понимаются
любые их изменения, в том числе
перевод такой программы или
такой базы данных с одного языка
на другой язык, за исключением адаптации,
то есть внесения изменений, осуществляемых
исключительно в целях
Создаваемые в результате творческой
переработки произведения являются
новыми объектами авторского права.
Но их использование может
практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
Так же необходимо упомянуть и о таком объекте авторских прав, как программы для ЭВМ. Обычным способом их использования является прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ.
В силу ст.1271 ГК РФ для оповещения о принадлежащем исключительном праве на произведение правообладатель может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
латинской буквы "C" в окружности;
имени или наименования правообладателя;
года первого опубликования произведения.
Буква "C" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений на практике призвано обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы и общества (таможенные, авторские и т.п.), в чью компетенцию входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с неправомерным использованием произведений, охраняемых законом.
Следует особо подчеркнуть, что использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.
Правообладатель может не только использовать,
но и распоряжаться исключительным
правом на произведение любым способом,
не противоречащим закону и существу
такого исключительного права. Согласно
ст.1233 ГК РФ правообладатель может
распорядиться принадлежащим
Теперь рассмотрим неимущественные права авторов.
Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства.
Согласно ст.1265 ГК РФ право авторства - это право признаваться автором произведения.
Право авторства обычно характеризуется,
как юридически обеспеченная возможность
лица считаться автором произведения
и вытекающая отсюда возможность
требовать признания данного
факта от других лиц. Выделение права
авторства как особого
Право авторства неотделимо от личности
автора. Оно может принадлежать только
действительному создателю
Право авторства является правом абсолютным. Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства, так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.
Принято выделять две формы присвоения авторских прав: присвоение авторства идей и присвоение конкретных произведений.
Присвоение авторства идей, высказанных ранее в научных произведениях других авторов, не влечет юридической ответственности. Однако в ряде случаев можно вести речь об отсутствии новизны научной работы, если такой труд не будет содержать достаточного количества ранее неизвестных решений научных проблем.
Иная ситуация складывается, когда
присваивают авторство на зафиксированные
в материальной форме произведения.
Российское законодательство в этом
случае предусматривает гражданско-
Способы присвоения авторства бывают различны. Практике известны случаи, когда автор дает согласие другому лицу на присвоение своего произведения полностью или частично. Но чаще всего присвоение происходит вопреки воле и желанию автора произведения.