Акты гражданского состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Существующие в любом обществе социальные отношения, возникающие между его членами, могут иметь несколько форм регулирования. Изначально они устанавливаются и регулируются нормами морали и нравственности, обычаями, сложившимися в данной социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о  возрасте заявителей, можно отметить, что в органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, могут обращаться как совершеннолетние, так и несовершеннолетние граждане. При наличии определенных уважительных причин может быть разрешено зарегистрировать брак подросткам, достигшим 16 лет, а при наличии закона субъекта РФ и особых обстоятельств к регистрации брака допускаются также лица с 14 лет (некоторые регионы России устанавливают возрастной барьер в 15 лет). При рождении ребенка у несовершеннолетних родителей последние вправе обращаться с заявлением о регистрации его рождения на общих основаниях. Несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, в порядке ст. 58 Закона об актах гражданского состояния могут самостоятельно обратиться с заявлением о перемене фамилии, имени и отчества.

При регистрации  актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, которые подлежат регистрации, а также документы, удостоверяющие личность заявителя. Актовые записи являются бесспорными доказательствами удостоверенных ими актов, пока не опровергнуты в судебном порядке.19

Федеральным законом  устанавливаются сведения, обязательные к указанию для внесения в записи актов гражданского состояния и  в свидетельства, выдаваемые на основании  этих записей актов. Помимо обязательных сведений предусматривается возможность включения в запись акта гражданского состояния иных сведений, которые обусловлены особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

Свидетельство о государственной регистрации  акта гражданского состояния является документом, подтверждающим факт государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство заполняется в соответствии с Правилами, утверждаемыми постановлением Правительства Российской Федерации, и выдается заявителям при осуществлении записи акта гражданского состояния.20

Отказ в государственной  регистрации акта гражданского состояния  допускается в случаях, если: государственная  регистрация противоречит Федеральному закону; документы, которые представлены, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законом и иными нормативными правовыми актами (ст. 11 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").

 

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию

актов гражданского состояния

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, но только тогда, когда на территории муниципального образования отсутствуют органы ЗАГС. Производить регистрацию актовых записей вправе и органы местного самоуправления сельских поселений (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями законом субъекта РФ, при этом органам местного самоуправления передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства.

Органом государственной  власти субъектов РФ производится контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий.21

Пунктом 9 ст. 4 указанного закона предусматриваются случаи, при которых субъект РФ вправе изъять переданные им органам местного самоуправления полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Такое изъятие допускается в случае ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния либо в связи с образованием органов ЗАГС на территории субъекта РФ, где они отсутствовали ранее.22

Координация и обеспечение деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" таким органом определен Минюст РФ.

Министерство  юстиции утверждает образцы бланков  записей актов гражданского состояния  и бланков свидетельств о государственной  регистрации актов гражданского состояния, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной  регистрации актов гражданского состояния, утверждает совместно с другими министерствами и ведомствами порядок хранения записей актов гражданского состояния.23

Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" определяется порядок государственной  регистрации актов гражданского состояния граждан РФ, которые проживают за пределами территории РФ. В этом случае государственная регистрация актов гражданского состояния производится консульскими учреждениями РФ в соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона, которая определяет круг полномочий, связанных с государственной регистрацией актов гражданского состояния, консульских учреждений РФ за пределами территории РФ.

Консульским учреждениям  предоставляются в соответствии с указанным Федеральным законом следующие полномочия: производить государственную регистрацию рождения, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти; принимать решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, которые были составлены на территории РФ. С заявлением о внесении исправлений и изменений имеют право обратиться в консульское учреждение лица, являющиеся гражданами РФ, которые постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, если записи актов, в которые должны вноситься изменения или исправления, были составлены на территории РФ.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.24

Работники органов ЗАГС не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка (ст. 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" руководитель органа ЗАГС сообщает в орган социальной защиты населения, налоговый орган, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, орган Пенсионного фонда РФ и орган Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти.

Руководитель  органа ЗАГС обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в РФ и в других случаях, установленных федеральными законами.25

Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" органы ЗАГС обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.26

Согласно Конвенции о бесплатной выдаче и освобождении от легализации заверенных копий актов гражданского состояния, принятой Международной комиссией по гражданскому состоянию, каждое Договаривающееся государство обязуется бесплатно выдавать другим Договаривающимся государствам полные заверенные копии или выписки из актов гражданского состояния, составленных на его территории и касающихся граждан запрашивающего правительства, когда запрос об этом сделан в административных интересах или в пользу нуждающихся лиц. При этом запрос делается дипломатической миссией или консулами уполномоченному органу, назначенному каждым Договаривающимся государством.27

Существующее  в настоящее время состояние  системы регистрационного учета  характеризуется низким уровнем  автоматизации и технической  оснащенности паспортно-визовых служб  органов внутренних дел и органов ЗАГС, отсутствием информационного обмена между органами ЗАГС и паспортно-визовыми службами, следствием чего является недостаточная оперативность получения паспортно-визовыми службами информации  об умерших, об изменивших фамилию, имя, отчество, ограниченная возможность оперативного использования имеющейся информации органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и гражданами.

Распоряжение  Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 323-р послужило основанием для разработки проекта концепции создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН).

Немаловажное  значение в создании АС ГРН отведено органам, осуществляющим регистрацию  актов гражданского состояния. Процедуры  регистрации граждан по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния в системе учета населения являются первичными процедурами.

Органы ЗАГС осуществляют оформление официальных  документов, подтверждающих факт государственной  регистрации акта гражданского состояния. В дальнейшем многие документы, оформленные органами ЗАГС, используются в составе исходных данных в процедурах регистрации населения по месту жительства. В частности, свидетельство о рождении служит основанием (совместно с паспортами родителей) для регистрации ребенка по месту жительства; свидетельство о смерти - для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства; свидетельство о заключении брака - для замены идентификационных данных при прохождении регистрации по месту жительства. Таким образом, органы ЗАГС является одним из источников исходных данных при прохождении гражданином процедуры регистрации по месту жительства.

 

6. Исправление и изменение записей

актов гражданского состояния

Необходимость внесения исправлений или изменений  в записи актов гражданского состояния могут вызвать такие обстоятельства, как: изменение фамилии, имени, отчества гражданина; усыновление (удочерение) ребенка с последующим присвоением ему фамилии усыновителя; вступление матери ребенка в брак с отцом ребенка и т.п. В то же время необходимость внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния может возникнуть из-за неточностей и ошибок, которые допускаются во время регистрации акта гражданского состояния как в самой записи, так и в свидетельстве, выдаваемом на основании этой записи. 28

Заявления о  внесении исправлений или изменений  в запись актов гражданского состояния  подаются заинтересованным лицом в  орган загса по месту жительства заявителей или по месту хранения записи акта гражданского состояния. Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Заявителем также должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность (ст. 71 ФЗ "Об актах гражданского состояния").

Так согласно ст. 69 указанного закона основанием для  внесения исправлений и изменений  в записи актов гражданского состояния  является:

запись акта об усыновлении;

запись акта об установлении отцовства;

запись акта о перемене имени;

решение суда;

решение органа опеки и попечительства об изменении  фамилии и (или) собственно имени  ребенка;

заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;

заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении  сведений о родителе (родителях);

документ, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;

документ о  факте смерти необоснованно репрессированного  и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее;

заключение  органа ЗАГС о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.

В случае если в  записи акта гражданского состояния  ранее органом загса при государственной  регистрации акта были неправильно указаны сведения или указаны не все сведения, которые определяются как обязательные к указанию, или были допущены при написании орфографические ошибки, орган загса на основании заявления заинтересованного лица выносит заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, в котором были допущены неточности или ошибки.29

Информация о работе Акты гражданского состояния