Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:16, дипломная работа
Целью работы является сравнительный анализ особенностей правового регулирования в области охраны интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве и законодательстве зарубежных стран (романо-германской и англо-саксонской правовых систем).
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи исследования:
1) Проанализировать понятие интеллектуальной собственности и охарактеризовать интеллектуальную собственность как объект гражданских прав в действующем российском гражданском законодательстве.
2) Рассмотреть изменения в понимании интеллектуальной собственности в части четвертой Гражданского кодекса РФ.
3) Раскрыть понятие интеллектуальной собственности в международном частном праве.
4) Сравнить особенности правового регулирования в области охраны ин-теллектуальной собственности в законодательствах стран романо-германской и англо-саксонской правовых систем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ…………………………….........................................
1.1. История становления и развития интеллектуальной собственности..
1.2. Понятие и особенности интеллектуальной собственности…………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………………..
2.1Авторское право и права смежные с авторскими………………………
2.2Патентное право………………………………………………………
2.3Право на средства индивидуализаций юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий………………………………………………………..
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………
3.1 Специфика защиты авторских и смежных прав………………………….
3.2 Споры правообладателей в интеллектуальной сфере: особенности и порядок разрешения……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Признак новизны промышленного
образца определяется путем сопоставительного
анализа признаков заявленного
промышленного образца, нашедших отражение
на изображениях изделия и приведенных
в перечне существенных признаков
промышленного образца, с признаками
ближайшего аналога. Промышленный образец
признается не соответствующим условию
"новизна", если совокупность его
признаков, нашедших отражение на изображениях
изделия и приведенных в
Определение оригинальности
промышленного образца
- выявление по результатам проведенного поиска наиболее близкого аналога;
- сравнительный анализ
и выявление существенных
- анализ отличительных
существенных признаков (
- анализ отличий и оценка
сходства до степени смешения
проверяемого промышленного
Если в результате анализа сделан вывод о несходстве до степени смешения проверяемого промышленного образца и ближайшего аналога, то может быть сделан вывод о соответствии проверяемого промышленного образца требованиям.
Кроме перечисленного к объектам патентного права можно отнести, промышленную собственность, т.е. особые объекты собственности, пользующиеся международной правовой охраной: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования.
2.3. Право на средства индивидуализаций юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Важное место среди объектов интеллектуальной собственности занимают средства индивидуализации юридического лица, продукции, (работ услуг). Экономическая жизнь современного общества невозможна без их активного участия, поскольку они являются важным средством идентификации производимых товаров или производящих эти товары лиц.
Все объекты средств
индивидуализации можно
Первая группа рассматривает средства индивидуализации товаров, работ, услуг.
К ним относятся:
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- наименования мест
Вторая группа рассматривает средства индивидуализации юридических лиц, то есть фирменные наименования.
Наиболее важное значение
в предпринимательской
Для удобства термин
товарные знаки используется
и в отношении знаков
Главная функция товарного
знака – отличительная. При этом
товарный знак помогает отличать не любые,
а лишь однородные товары различных
производителей. Если знак зарегистрирован
для мебели, он не поможет в выборе
зубной пасты. Другая важная функция
– рекламная. Товарный знак, маркирующий
хорошо зарекомендовавший себя товар,
делает ему рекламу, повышает репутацию
производителя, увеличивает объемы
сбыта товаров и размеры
Товарным знаком является
оригинально оформленное
Знаком обслуживания признается
обозначение, способное отличать услуги
одних юридических или
Современное законодательство о товарных знаках охватывает нормы части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, некоторые другие законодательные акты, в частности Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»23, а также целый ряд подзаконных актов, принятых по большей части Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ.
Наряду с актами внутреннего законодательства важное значение имеют международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а именно уже упомянутые Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г., а также Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г., Сингапурский договор о законах по товарным знакам 1994 г. Последний Российская Федерация ратифицировала в 2009 г. Федеральным законом от 23 мая 2009 г. №98-ФЗ "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам».
Товарные знаки делятся на словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, комбинированные и другие. Например, в виде объемных товарных знаков могут быть зарегистрированы необычные формы конфет, мыла, бутылок и т.п.
Наибольшее распространение получили словесные товарные знаки. Они хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. По форме они представляют собой оригинальные слова, названия, словосочетания и короткие фразы. Эти слова могут быть как уже существующими, так и придуманными. Их темой могут быть как астрономические названия (Марс), исторические личности (Наполеон), имена героев, наименования рек, морей, озер, названия природных явлений (комета) и.т.д.24
Товарные знаки могу быть
индивидуальными и
Коллективный товарный знак
– это товарный знак, который
в соответствие с международным
договоров Российской Федерации
может быть зарегистрирован в
отношении объединения лиц, производящих
и (или) реализующих товары, обладающими
едиными качественными и иными
общими характеристиками. Коллективный
товарный знак используется для маркировки
товаров, разрабатываемых, изготавливаемых
или реализуемых несколькими
предприятиями, экономически связанными
между собой, объединившимися для
совместного использования
Помимо товарных знаков и знаков обслуживания ГК регулирует отношения, связанные с правовой охраной и использованием наименований мест происхождения товаров.
Определение наименования места происхождения товара дано в п.1 ст. 1516 ГК:
«Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара».
Природные условия включают почвенные, климатические и тому подобные свойства. Под людскими факторами следует понимать культурные традиции характерные для данной местности, а также профессиональные навыки местных мастеров.В связи с тем, что географические названия в силу различных причин могут меняться, в определении наименования места происхождения товара говорится о том, что название географического объекта может быть также и историческим.
В п. 2 ст. 1516 ГК, указывается
на обозначения, которые не признаются
наименованием места
«Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства».
Такая ситуация обычно случается
тогда, когда использование
Использованием наименования
места происхождения товара считается
его применение на товаре, упаковке,
в рекламе, в проспектах, счетах,
бланках и иной документации, связанной
с введением товара в хозяйственный
оборот. Наименование места происхождения
товара охраняется законом, правовая охрана
в Российской Федерации возникает
на основании его регистрации, которая
может быть произведена одним
или несколькими юридическими или
физическими лицами. Право пользования
этим же наименованием места
Регистрация наименования места происхождения товара подтверждается выдачей свидетельства, которое действует до истечения десяти лет, считая со дня подачи заявки на регистрацию наименования места происхождения товара. Срок действия заявки может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства.
Использованием наименования
места происхождения товара считается
применение его на товаре, этикетках,
упаковке, в рекламе, проспектах, счетах,
бланках и иной документации, связанной
с введением товара в гражданский
оборот. Обладатель свидетельства не
вправе предоставлять лицензии на пользование
наименованием места
Лицо, незаконно использующее
зарегистрированное наименование места
происхождения товара или сходное
с таким наименованием
- прекратить его использование,
а также возместить
- опубликовать судебное
решение в целях
- удалить с контрафактных
товаров, этикеток, упаковок незаконно
используемое наименование
Юридическое лицо, являющееся
коммерческой организацией, выступает
в гражданском обороте под
своим фирменным наименованием,
которое определяется в его учредительных
документах и включается в единый
государственный реестр юридических
лиц при государственной
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.27
Структура фирменного наименования состоит из двух составляющих:
- сведения об организационно-
- собственно наименование.
Это положение установлено нормами ГК РФ и специальными законами, регулирующими деятельность коммерческих организаций, а также подтверждено выводами судебно-арбитражной практики. Так в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 9 марта 2004 года по делу N КГ-А40/67-04 сказано:
«Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица»
Наряду с полным фирменным
наименованием допускается
Под фирменным наименованием
юридическое лицо выступает в
коммерческом обороте. В качестве фирменного
наименования может быть использовано
любое оригинальное слово или
словосочетание за исключением некоторых
установленных законом