Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное обеспечение как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно.
Несмотря на развитие в последнее время различных видов социальной помощи, пенсия остается основным источником жизнеобеспечения нетрудоспособной части населения.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в нашей стране представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Особенно остро сейчас стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму продолжает снижаться.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Стр.2

Глава1.Пенсии по случаю потери комильца……………………….
Стр.4

Глава2.Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации………………………………………………

Стр.13
2.1 Виды законов…………………………………………………….
Стр.13
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения……………………………………………….

Стр.14
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России……………………

Стр.16

Глава3. Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации…………………………………
Стр.24

3.1.Технология назначения пенсий по потере кормильца…………
Стр.24


Заключение……………………………………………………………
Стр.30


Список использованной литературы…………………………..…. Стр.31

Вложенные файлы: 1 файл

ПСО2.docx

— 65.76 Кб (Скачать файл)

Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, действующих на основании своих уставов (положений), зарегистрированных в установленном законом порядке, пользуются правами и льготами, установленными для учащихся государственных учебных заведений. Они имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания этих учебных заведений, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Пенсия выплачивается в полном размере.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют учащиеся вечерних общеобразовательных школ до окончания этих школ, но не долее чем до достижения 23-летнего возраста. Это право обусловлено тем, что функции вечерней общеобразовательной школы и средней общеобразовательной школы идентичны.

Инвалидам с детства пенсия по случаю потери кормильца может назначаться и после достижения установленного законом возраста (18, 23). При этом пенсия по случаю потери кормильца им назначается на срок инвалидности.

Лицам, указанным в п. «в» ст.35 Закона (нетрудоспособными членами семьи считаются один из родителей или супруг (супруга) либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает. Право на пенсию по случаю потери кормильца предоставлено только при условии, если они не работают. Занятие общественно полезной деятельностью, включаемой в трудовой стаж, а также получение социального пособия (по уходу за инвалидом 1 группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, либо ребенком-инвалидом, по безработице) в период ухода за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца не лишает их права на пенсию. При назначении пенсии лицу, получающему социальное пособие, выплата этого пособия прекращается.

Курсанты высших военно-учебных заведений системы Министерства обороны Республики Беларусь являются военнослужащими и не относятся к категории студентов (письмо Мин.обороны Республики Беларусь от 27.09.96 г., № 1/1/1376). Право на назначение и выплату пенсии по случаю потери кормильца в возрасте от 18 до 23 лет указанные лица не имеют.

В системе Министерства обороны Республики Беларусь существует два высших военно-учебных заведения: Военная академия Республики Беларусь, военно-медицинский факультет при Минском государственном медицинском институте.

В соответствии со Положением о прохождении личным составом органов внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным постановлением СМ Республики Беларусь от 28.02.94 г. № 113, слушатели учебных заведений системы МВД Республики Беларусь являются состоящими на службе в органах внутренних дел. Право на назначение и выплату пенсии по случаю потери кормильца в возрасте от 18 до 23 лет указанные лица не имеют. Учебными заведениями системы МВД Республики Беларусь являются: Академия МВД, высшее пожарно-техническое училище МВЛ, Минская специальная средняя школа МВД, Могилевская школа милиции МВД.

Одним из условий назначения пенсии по случаю потери кормильца является иждивение (нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении кормильца). Под иждивением понимается полное содержание гражданина или оказание ему помощи, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию.

Под постоянным иждивением подразумевается, что оно было длительным, а не эпизодическим. Однако законодательство не устанавливает минимальную продолжительность иждивения. Здесь все зависит от конкретных обстоятельств.

Основной источник средств к существованию не означает единственный. Иждивенец может получать стипендию. Важно, чтобы основным источником его существования были не эти доходы, а помощь кормильца. Не имеет значения факт совместного проживания, поскольку лицо, проживающее отдельно от кормильца, могло получать от него значительную помощь, которая свидетельствует об иждивении. Детям, лицам, которые заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работают, пенсии назначаются независимо от того состояли ли они на иждивении кормильца. Родители и супруг умершего, не состоявшие на его иждивении имеют право на пенсию, если впоследствии утратят источник средств к существованию.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Члены семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на новую пенсию.

Дети (братья, сестры, внуки, состоявшие на иждивении умершего кормильца), не достигшие 18-летнего возраста, пользуются правом на пенсию по случаю потери кормильца без каких-либо дополнительных условий.

В соответствии с ч.2 ст.30 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» кроме перечисленных категорий граждан независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается также нетрудоспособным родителям и супругу военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, умерших вследствие военной травмы.

В случае расторжения брака, право на пенсию по случаю потери кормильца за бывшего супруга не возникает.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на родстве с ребенком, в отношении которых они лишены родительских прав. Однако за детьми сохраняется право получать пенсию за умерших родителей, которые были лишены родительских прав.

Глава 2. Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1 Виды законов

Итак, мы подошли к тому моменту, когда уже можно определить круг законов, которые будут нас интересовать при рассмотрении данного вопроса. Как я уже говорила, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.

Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят   Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. В дальнейшем я постараюсь рассмотреть пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии.

 

 2.2 Конституция РФ - гарант пенсионного обеспечения  населения.

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей , устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.

Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряется  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.

    1. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года как нормативная основа пенсионного обеспечения России.

 
В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений»3. На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной  платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая – существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.

Основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается в следующем:

  1. Каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично и работодателя, будь последний частным, акционерным или государственным предприятием. Другими словами, это система принудительная. Принуждение осуществляется государством в связи с чем в некоторых странах, в том числе и России, подобная система называется государственной;

  1. Все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.

В чем же заключается экономическая и социальная сущность обязательного социального страхования?

Экономическая сущность коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.

Социальная сущность заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, живущих и работающих в разных регионах, в различных отраслях и на разных предприятиях, и, главное, в солидарности поколений.

Отсюда следует несколько выводов и принципиальных положений:

-пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

-пенсионные взносы должны  взиматься в размерах, обеспечивающих  возможность предоставлению человека  такую пенсию, которая обеспечивает  достойную его жизнь в пенсионный  период;

Информация о работе Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации