Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 14:17, творческая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов банкротства юридических лиц.
Объект исследования работы гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.
Предметом исследования являются нормы, регулирующие отношения возникновения и прекраще6ния юридического лица.
Цель работы анализ отношений при несостоятельности банкротстве юридического лица.
Из поставленной мною цели вытекают следующие задачи:
-дать понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица;
- охарактеризовать основные процедуры банкротства.
1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Глава 1. Несостоятельность (банкротство) юридического лица…...4
3. Глава 2. Процедуры несостоятельности (банкротства)………….....5
4. Заключение…………………………………………………………….10
5. Список использованной литературы………………………………...11
1. Введение…………………………………………………………
2. Глава 1. Несостоятельность
(банкротство) юридического
3. Глава 2. Процедуры
несостоятельности (
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы………………………………...11
ВВЕДЕНИЕ
Тема реферата «Банкротство юридического лица». Я выбрала данную тему, так как считаю ее очень актуальной на сегодняшний день.
Ее актуальность и значимость диктуется тем, что на сегодняшний момент существует более чем обширная практика применения законодательства о несостоятельности. Несмотря на это, при рассмотрении конкретных дел возникают многочисленные теоретические проблемы, связанные с применением действующего законодательства о банкротстве юридических лиц. Под юридическим лицом в соответствии с Гражданским кодексом РФ следует понимать организацию, имеющую обособленное имущество (на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления), отвечающую им по своим долгам и способную от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов банкротства юридических лиц.
Объект исследования работы гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.
Предметом исследования являются нормы, регулирующие отношения возникновения и прекраще6ния юридического лица.
Цель работы анализ отношений при несостоятельности банкротстве юридического лица.
Из поставленной мною цели вытекают следующие задачи:
-дать понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица;
- охарактеризовать основные
1.НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (
Понятие банкротство раскрывается в статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Такие известные ученые юристы как Шеремет А.Д. и Сайфулин Р.С. понимают под банкротством неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательства, которое является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, и результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики1.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона «О банкротстве» действие его распространяется на все юридические лица, за исключением: казенных предприятий; учреждений; политических партий; религиозных организаций.
Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены
Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона «О банкротстве».
Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре.2.
В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства.
Итак, под несостоятельностью (банкротством) Закон о банкротстве понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Целями института банкротства в условиях рыночной экономики являются осуществление принудительной или добровольной ликвидации неплатежеспособных предприятий, которые оказались не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами. Угроза банкротства является фактором повышения устойчивости экономической системы и предотвращения последовательности взаимосвязанных неплатежей.
2.ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЕОСТИ (БАНКРОТСТВА)
В соответствии с п. 1 ст.27 Закона о несостоятельности при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Процедура банкротства – это порядок осуществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на него. Можно утверждать, что практически все дозволенные законом варианты воздействия на должника укладываются в понятие меры (мероприятия), применяемые к должнику.
Все многообразие отношений в сфере банкротства можно объединить в 3 большие группы:
а) определение того, имеются ли основания для помещения субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;
б) при наличии последних – применение к нему определенных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имущества, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа и раздел его активов и т.д.);
в) решение вопросов организационного характера (подготовка арбитражных управляющих, координация деятельности государственных органов, уполномоченных представлять публично-правовые образования в конкурсных процессах, и т.п.)3.
Воздействие на должника на разных этапах производства, по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер.
Цель введения той или иной процедуры банкротства – упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику.
Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием – факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение4.
Наблюдение, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело.
Таким образом, наблюдение, по сути, открывает дело о банкротстве, является его первой стадией, нейтральной с точки зрения уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для выбора участниками производства варианта дальнейшего движения дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринимателя-должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвидации бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного производства.
Меры, применяемые к должнику в процедуре наблюдения: во-первых, меры по сохранности имущества должника, во-вторых, меры по установлению истинного финансового состояния должника, в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требований и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кредиторов.
Меры по сохранности имущества должника в период наблюдения включают:
-установление возможности предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, а также приостановление производств в судах по искам о взыскании денег;
-введение запрета удовлетворять требования о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников;
-установление запретов органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего;
- отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им банкротного законодательства и др5.
Меры по установлению истинного финансового состояния должника представляют собой анализ корпоративных финансов должника.
Следующая процедура финансовое оздоровление. В соответствии со ст.2 Закона о несостоятельности финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление, – два года.
По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбитражным судом.
Следующая стадия внешнее управление.
Внешнее управление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев ст.93 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Цель введения процедуры внешнего управления прямо обозначена в самом законодательном определении – организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к излечению финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов.
Внешнее управление, как и процедура финансового оздоровления, представляет собой разновидность реабилитационных (реорганизационных) процедур банкротства, направленных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию. Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на вопрос, кто, какой субъект будет выступать организующим финансовую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансовым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой процедурой это будут внешние субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий6.
Следующая процедура конкурсное производство.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст.2 Закона о несостоятельности.
Формированию конкурсной массы, под которой понимается имущество должника, предназначенное с момента объявления о несостоятельности к удовлетворению всех его кредиторов, заявивших свои претензии, служат следующие действия, на совершение которых законодатель уполномочивает (обязывает) конкурсного управляющего:
- инвентаризация и оценка имеющихся активов;
- предъявление к третьим лицам требований о взыскании задолженности перед должником;
- заявление отказов от исполнения договоров должника;
- поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящегося у третьих лиц ;
- предъявление исков о признании недействительными сделок об истребовании имущества должника у третьих лиц, о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность;
- уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами;
-передача объектов социальной и коммунальной инфраструктуры соответствующему муниципальному образованию и ряд др7.
Составление пассива, под которым понимается совокупность требований к несостоятельному должнику, подлежащих удовлетворению из конкурсной массы, производится по общим правилам включения кредиторов в реестр требований (ст.16 Закона), но с двумя важными особенностями.
Во-первых, открытие рассматриваемой процедуры требует от конкурсного управляющего произвести специальную публикацию, адресованную кредиторам и содержащую известие о том, что их контрагент официально признан банкротом (ст.128 Закона). При этом в данной публикации указывается на возможность предъявления теми из кредиторов, кто ранее не был включен в реестр требований и не участвовал в процедурах банкротства на ранних стадиях конкурсного процесса, своих денежных претензий к должнику. Срок предъявления претензий ограничен двумя месяцами с даты публикации, после чего реестр закрывается.