Брак. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор,
обязательство).
Особенно большое значение имеют те правомерные действия, которые направлены на установление, изменение или прекращения права обязанностей (так называемые сделки). Римские юристы не выработали общего понятия сделки, они знали только отдельные конкретные договоры.

Содержание

Введение
1. Значение брака в Древнем Риме
2. Мотивы и предпосылки для вступления в брак
3. Помолвка и свадьба (дата, наряд, церемония, расходы)
4. Брачный договор, развод, новый брак, уклонение от брака
5. Виды брака
5.1 Брак "cum manu"
5.2 Брак "sine manu"
5.3 Другие виды брака
5.4 Брак между разными сословиями
6. Мораль и брак
6.1 Сексуальность и мораль
6.2 Измена
7. Римский брак в культуре
7.1 Божества, покровители брака
7.2 В искусстве
7.3 В литературе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

карина римское.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Значение брака в  Древнем Риме

2. Мотивы и предпосылки  для вступления в брак

3. Помолвка и свадьба  (дата, наряд, церемония, расходы)

4. Брачный договор,  развод, новый брак, уклонение от  брака

5. Виды брака

5.1 Брак "cum manu"

5.2 Брак "sine manu"

5.3 Другие виды брака

5.4 Брак между разными  сословиями

6. Мораль и брак

6.1 Сексуальность и  мораль

6.2 Измена

7. Римский брак в  культуре

7.1 Божества, покровители  брака

7.2 В искусстве

7.3 В литературе

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Древний Рим,согласно преданию, город Рим основан братьями Ромулом и Ремом около 754/753 г. до н.э. В преданиях упоминаются семь правивших в 8-6 вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика (510/509 г. до н.э.). К середине 3 в. до н.э., подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с другой крупной державой Карфагеном. После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 г. Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Со времени правления Августа (Октавиана) с 27 г. до н.э Рим стал империей. . Более двенадцати столетий (с VIII в. до н.э. до V в. н. э) вбирает в себя история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений, систему римского права…Своей величественной структурой римское право обязано кодификации Юстиниана Юстиниан I - (482 (или 483) - 565), византийский император с 527 г. Завоевал Северную Африку, Сицилию, часть Испании, Италию. Провел кодификацию римского права (кодекс Юстиниана), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе).. До этого времени законодательство отличалась крайней беспорядочностью. Ряд важных вопросов закон обходил молчанием, власть была раздроблена и, кроме того, сама система законодательства отличалась размытостью, т.к происходила из массы разнородных источников. Источники права, признанные судами, делились на две основные группы: работы классических юристов со времени правления АвгустаАвгуст (до 27 до н.э. Октавиан). (63 до н.э. - 14 н.э.) Первый Римский император с 27 до н.э..

3

Внучатый племянник  Цезаря, усыновленный им в завещании. Победой в 31 г до н.э. при Акции  над римским полководцем Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны (43-31 до н.э.) , начавшиеся после смерти Цезаря.  и до времен СевераАлександр Север (208--235)-- римский император c 222 г. по 235 г., последний из династии Северов.  и императорские конституции. Труд юристов был непомерно огромен. Некоторые работы доходили в объеме до 3.000.000 строк, т.е. были в 20 раз длиннее ДигестовДигесты (Digesta или Pandectae), основная часть византийской кодификации права, известной под позднейшим названием Свод цивильного права (Corpus juris civilis). Изданы в 533, в правление императора Юстиниана;  Юстиниана.

Римское право включало частное право и публичное право. Содержало стройную разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Здесь пойдет речь о браке в Древнем Риме.

1. Значение брака в  Древнем Риме

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium - брак, от лат. mater - мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего, также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.Авторы времён Римской империиСо времени правления Августа (Октавиана) с 27 г. до н.э. Рим стал империей.  считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.

4

Если желавшие заключить  брак находились во власти главы семьи (арх. - лат. pater familias), им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Согласие детей было выражением "расположения к браку" (лат. affectio maritalis), "решения соединить жизнь" и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. honor maritalis). Юридический характер браку придавала эта моральная сторона, а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигесты "De ritu nuptiarum" в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: "Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права", что, по мнению учёных, подходит лишь к раннеримскому браку.В свободном браке также присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались "священными". Римские юристы конца республики уделяли большее внимание "человеческому", чем "божественному" праву, а в ИнституцияхИнституции - (наставление) название элементарных учебников римских юристов. Наиболее древние - институции Гая. Гай (2 в), римский юрист.  Юстиниана римское определение брака выглядит так: "Законный брак заключают между собой римские граждане, которые сходятся, следуя предписаниям законов".

2. Мотивы и предпосылки  для вступления в брак

Мотивы. Родители занимались поисками подходящего жениха уже вскоре после рождения девочки. Сенека писал о том, что отцы семейства выбирали иногда неподходящих супруг, так тщательнее [родители] выбирают скот и рабов, а о всех недостатках будущей жены жених узнаёт лишь на свадьбе.Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в I веке до н.э., в которых невеста выступала залогом стабильности политических объединений. Для мужчины брак служил

5

сохранению богатства  и статуса и их передачи законным наследникам. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры.

Не менее важным было рождение законных наследников, которые  тем самым сохраняли положение в обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей супруге повивальную бабку, чтобы осмотреть её и узнать, способна ли она к деторождению. Предпосылки для вступления в брак.

Возраст девочки могли  быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens - "в состоянии принимать мужчин"), мальчики в 14 лет (лат. pubes). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки до этого возраста отводились в дом жениха, однако обязанности жены наступали строго по закону. По мнению учёных, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17-23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 - 30 лет. Один из современников императора Траяна Траян (53-117) , римский император с 98, из династии Антонинов. В результате завоевательных войн империя достигла максимальных границ. считал, например, рекомендованный Гесиодом возраст для вступления в брак (18 лет), по "сегодняшним меркам", довольно поздним. Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.

Родственные связи. Супруги  не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались  инцестом и карались смертной казнью (позднее ссылкой). Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. В течение веков условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н.э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами. Такой брак, заключённый в 171 году до н.э., описывает Тит Ливий. В III веке н.э. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам. Брак между

6

братьями и сёстрами встречался в Римском Египте также  среди простого населения, что для  римлян являлось нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.Согласие. Для заключения брака требовалось согласие отца семьи. В ранний период Рима не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына. Для обручения и брака дочери, по словам Ульпиана, формально требовалось её согласие. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или "запятнанного позором" жениха. Более взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак.

Статус. Право заключать  брак (лат. conubium) имели лишь свободные  римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекуну и подопечным, магистратам провинций во время исполнения должности, солдатам и иноземцам, рабам.

Приданое  Зачем я на жене богатой не женюсь?

Я выйти за жену богатую  боюсь.

Всегда муж должен быть жене своей главою,

То будут завсегда равны между собою.

Марциал. О приданом (лат. dos) отцы жениха и невесты обычно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться  и после брака. Оно могло состоять из имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей, прав, обязательств (например, женщина, выходившая замуж за своего должника, могла оставить ему этот долг как приданое).

Отец девушки должен был выплатить приданое в течение 3 лет после свадьбы. Муж мог  использовать его во время брака: "Приданое, будучи связано с браком, служит его тяготам и общим детям…". При разводе муж был обязан выплатить всё приданое, если муж прежде умирал, жена также

7

получала приданое обратно, так как, как писал римский  юрист Помпоний, "для государства важно, чтобы приданое сохранялось для женщины, ибо крайне необходимо, чтобы женщины были с приданым ради рождения потомства и пополнения гражданства детьми". Муж не имел права распоряжаться личным состоянием женщины. "Исходное приданое", данное отцом дочери, возвращалось отцу в случае смерти дочери "вместо утешения" (лат. solacii loco), "чтобы, потеряв дочь, он не страдал ещё и от денежного убытка", приданое, данное матерью, оставалось у мужа умершей дочери как "пришлое".Обычай выдавать дочерей и сестёр замуж без приданого большей частью не только не приветствовался, но и осуждался: "Но какой скандал - девицу выдать без приданого". В богатом городском доме власть жены объясняется, по мнению учёных, ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их свободу. Так, один из героев комедии Плавта признается, что, "взяв деньги, власть он продал за приданое…".

3. Помолвка и свадьба (дата, наряд, церемония, расходы)

Помолвка. Свадьбе могла  предшествовать церемония помолвки (лат. sponsalia, от лат. spondere - "обещать"), на которой отцы договаривались о  предстоящей свадьбе. Этот обычай соблюдался, прежде всего, в семьях высшего сословия и в юридическом плане являлся лишь праздником. Будущий жених вручал невесте наряду с дарами в знак верности железное кольцо (лат. anulus pronubus) без камня (в более позднее время - золотое кольцо). Кольцо носила только невеста на безымянном пальце левой руки, так как римляне полагали, что оттуда идёт вена к сердцу. Помолвка во времена империи скреплялась ещё и поцелуем. Во времена поздней республики и Римской империи праздник с приглашёнными гостями и подарками был скорее обычным делом и устраивался, чтобы упрочить уважение в обществе. Помолвка могла быть в любое время расторгнута словами: лат. conditione tua non utor - "твоим предложением не

8

воспользуюсь".Возрастных ограничений для помолвки не существовало. По закону Августа, от наказаний освобождались помолвленные холостяки, вследствие чего многие мужчины стали использовать это правило для уклонения от брака: устраивалась помолвка с совсем маленькими детьми. Август постановил, что помолвка считается недействительной, если свадьба не происходит через 2 года после помолвки.

Свадьба была большим  семейным праздником, а для невесты  свадьба являлась формальным "переходом" от девочки к женщине. Из письменных источников известны обычаи подготовки и проведения свадьбы в высших сословиях Древнего Рима, о традициях в семьях крестьян, торговцев, ремесленников точно ничего не известно.Дата бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни…

Наряд. Вечером перед  свадьбой девушка жертвовала ларам  свои старые игрушки и детскую одежду, тем самым, прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти (лат. cingillum) завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье.Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья (лат. caelibari hasta) в 5 прядей. Затем волосы скреплялись шерстяными нитями (лат. vittae) и собирались в конусообразной форме.

Свадебный наряд невесты  представлял собой длинное платье - паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum), немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился, прежде всего, браслет.

9

Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую  тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами  и цветными коврами.Церемония. Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму. Затем пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья (реже овца или вол), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то давалось согласие на брак.

Затем подписывался брачный  договор (лат. pacta dotalia), пара произносила "да" и обменивалась кольцами. В качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепление договора) жених и невеста подавали друг другу правую руку (лат. dextrarum iunctio). Затем просили благословения у пяти богов: у Юпитера как гаранта союза, у Юноны как богини брака, Венеры как богини любви, Фидес как олицетворения верности и Дианы как богини-материПосле брачной церемонии начиналось обильное застолье (лат. cena nuptialis). Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония "отведения" (лат. deductio) - проводы невесты в дом жениха. Невесту "похищали" в память о древних традициях: "делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы".

Информация о работе Брак. Общая характеристика