Брачно-семейные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 05:15, курсовая работа

Краткое описание

Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы семьи. Семья, ее роль в жизни отдельного человека, общества в целом, в наше время находится в центре внимания многих исследований. Она рассматривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья - необходимый элемент развития общества, обеспечивающий прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психологическое состояние членов общества зависит главным образом от семьи. Семья большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предопределяет семейный образ жизни ребенка в будущем.

Содержание

1. Введение
2. Общая характеристика семейного права мусульман.
3. Моральные и этические нормы шариата.
4. Приниженное и зависимое положение женщины в семье.
5. Понятие и условия заключения брака. Временный брак.
6. Расторжение брака и его виды. Права и обязанности супругов.
7. Наследование
8. заключение
9. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

В детях очень рано воспитываются совесть, порядочность и ответственность, и с юного возраста он уже может следить за своими собственными поступками. Поэтому, когда родители-мусульмане дают наставления своему ребенку, он сразу понимает, что те правила, следование которым от него требуют, - это не просто их собственные пожелания, а Божьи законы, которым его родители повинуются точно так же, как и он. Родители (при наличии у них выбора) отдают ребенка в такую школу, которая лучше всего отвечает задаче его полного обучения, следят за тем, с кем он дружит и что делает, в то же время поощряя с его стороны всяческую активность и заинтересованность. Исламское воспитание цельно: оно охватывает исламские концепции, принципы, отношения, ценности, моральные нормы, манеры и поведение. Одна из причин того, почему мусульмане придают такую важность «семье», в частности, в вопросе выбора супруга, заключается в том, что воспитание человека прежде всего зависит от семьи, и поэтому на семью, живущую высоким стандартом и имеющую хорошую репутацию, как правило, можно положиться в том, что касается воспитания добропорядочных молодых людей, как юношей, так и девушек.

Как уже упоминалось, молодые мусульмане считаются Исламом ответственными перед Богом за свои поступки со времени достижения ими половой зрелости. Таким образом, в том возрасте, когда многие молодые люди на Западе заняты приятным времяпровождением, своей внешностью, сексом, наркотиками или алкоголем, сознательная мусульманская молодежь уже обладает высокой ответственностью, страхом перед Богом во всех своих поступках и всячески старается отстраниться от всего, что известно им как вредное и запретное. Начиная с подросткового возраста юноша хорошо сознает свою будущую роль мужчины в семье и постепенно морально готовится к ней, хотя еще в течение нескольких лет он не может жениться, а девушка готовит себя к роли жены, матери и домашней хозяйки, пусть даже до замужества она в течение какого-то времени будет продолжать учиться. В наше время великих стрессов родители являются для молодых мусульман величайшим источником поддержки, понимания и наставления на путь истинный, демонстрируя им на собственном примере, как нужно стремиться к поставленной цели, пусть трудной, но достижимой. Они даруют им любовь и тепло, то есть прочнейшую защиту от всех опасностей.

По мере того, как молодой мусульманин набирается опыта и знания жизни, работает, женится и заводит детей, любовь и преданность между родителями и детьми никоим образом не ослабевает. Теперь, обладая собственным опытом, он понимает, что пришлось пережить и чем пожертвовать его родителям для того, чтобы привести его в этот мир и воспитать, особенно если он был воспитан убежденным мусульманином, и теперь симпатия и понимание между ним и родителями существуют уже на взрослом уровне. И хотя их пути естественным образом расходятся, когда молодой человек начинает жить в собственном доме со своей женой или девушка уходит в дом своего мужа, новые родственники не занимают места родителей в привязанностях молодых людей. Для мусульманских сына и дочери любого возраста любовь к родителям - это не подарки или открытки ко дню рождения матери или отца, преподносимые раз в год, а постоянное и непрерывное чувство, длящееся всю жизнь. Несмотря на то, что они могут жить в разных домах или местностях, а то и в разных уголках земли, родители и дети остаются членами одной семьи, объединенной прочнейшими узами долга и привязанности.

То, что родители стареют и их жизненные силы угасают, не расценивается детьми как повод удалить их куда-нибудь, где они перестанут докучать и чего-то требовать. В мусульманских странах, фактически, нет таких заведений, как дома престарелых; о стариках обязательно заботятся их дети или, если они бездетны, другие родственники. Мусульманин не считает это бременем, даже если такая забота потребует от него массы времени, сил или средств; наоборот, он считает ее исламской обязанностью, долгом перед родителями. Сама мысль о том, чтобы поместить старых людей в «дом», на деле являющийся подобием тюрьмы, где они вынуждены будут вести ограниченный образ жизни и умрут в одиночестве и отчаянии, чтобы не быть обремененным заботой о них, представляется мусульманину совершенно варварской и бесчеловечной, эгоистической, неблагодарной расплатой за все то, что они для него сделали, когда он был еще более беспомощен, чем они сейчас. Он и подумать не осмелится, что попадет в Рай, так поступив с ними, или со своими тестем и тещей, или с другими пожилыми родственниками, которые для него почти то же, что и родители. Совершенно очевидно и понятно, что когда родители достигают этой жизненной стадии, наступает очередь детей заботиться о них.

Таким образом, взаимная любовь, сочувствие и симпатия между родителями и детьми продолжаются всю жизнь. Когда к родителям приходит смерть, пусть даже они были стары и немощны и все со дня на день ждали этого часа, дети с глубокой болью и жалостью оплакивают их. Такой пример вдохновляет их собственных детей и внуков в будущем. Поистине, обязанности детей не заканчиваются со смертью родителей, поскольку дети всю свою жизнь будут поминать их в своих молитвах и просить у Бога милости для них.

7. Наследование

Основы мусульманского наследственного права исходят из Корана. Мусульманское наследственное право весьма сложно и очень характерно для системы права, гораздо легче разрешающей казуистические вопросы, чем устанавливающего абстрактно-синтетические положения.

Наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников.

Что касается групп наследников, то характерной чертой мусульманского права о наследовании является отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько. В зависимости от степени родства и принадлежности к мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп наследников - в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы.

Наследники покойного или покойной распределены шариатом по группам следующим образом. Первая группа наследников - это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются дети его детей - по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников - дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т.д. Рассмотрим отдельно каждую группу наследников:

Первая группа наследников:

Если наследник первой группы у покойного всего один (отец или мать, или единственный сын, или единственная дочь), он получает все наследство целиком. Если покойный имел несколько дочерей или сыновей, все наследство делится между ними поровну. Если у покойного есть сын и дочь, наследство делят на три части, из которых две получает сын и одну - дочь. Если же у покойного несколько сыновей и дочерей, наследство делится таким образом: доля каждого сына равна доле двух дочерей, т.е. сыновья получают в два раза больше, чем дочери. Если покойному наследуют одни только родители, две части наследства получает отец и одну часть - мать.

Вторая группа наследников:

К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети. Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит ему; если единственные его наследники - несколько его братьев и сестер, братья получают в два раза больше, чем сестры. Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии. Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследства не получают.

Третья группа наследников:

Эта последняя, «резервная» группа наследников состоит из дядьев и теток покойного по отцовской и материнской линиям и их детей. Если у умершего мусульманина не оказывается ни одного наследника первой и второй групп, наследство переходит к представителям третьей группы наследников. Следует, однако, отметить, что на мусульманском Востоке представители этой группы наследников в исключительно редких случаях участвуют в распределении наследства. Это происходит потому, что высокая рождаемость в мусульманской семье создает такие условия, что обязательно оказываются наследники из первой и второй групп. Но, несмотря на это, мусульманское право скрупулезно определяет наследников и третьей группы.

Если наследником является единственный дядя или единственная тетка покойного по отцовской линии, он (она) и получает все наследство. Если же у покойного несколько дядьев и несколько теток по линии отца, наследство делится между ними таким образом, что дядья получают доли в два раза больше чем теткины. Наследство между дядьями и тетками покойного по материнской линии делится поровну. При разделении наследства между дядьями и тетками учитывается и то обстоятельство, рождены ли они от одних и тех же родителей. Наследники покойного по отцовской линии получают больше, чем наследники по линии материнской, что еще раз подтверждает неравенство полов в наследственном праве мусульман.

Наследование между мужем и женой:

В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них. Законы шариата и здесь устанавливают неравное отношение права к мужчине и женщине, мужу и жене. Следствием наследственного права является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки ухудшается вдвое. Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоряжении семьи, пока был жив муж.

Если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.

Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену - калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими муж. Но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти. Все же остальное семейное достояние является собственностью мужа.

Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию (васийат). Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. Мусульманское духовенство прежде всего интересуется опекунами и доверенными лицами, которые должны быть, как этого требует закон, набожными и справедливыми в исламском понимании. И не случайно законы шариата одобрительно относятся к тому, чтобы опекунами и доверенными лицами становились в первую очередь мусульманские священнослужители.

По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетние дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги.

Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для раздела наследства - Касим. Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев. Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества. Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов. В первом случае, раздел производится без затруднения, во втором же случае Касим должен принимать при разделе в расчет достоинство, ценность и качество предметов, а не одно их количество.

Прежде раздела наследства между лицами, имеющими на это право, должны быть уплачены из оставшегося по смерти кого-либо имущества все издержки, потраченные на погребение покойного, все его долговые обязательства.

Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение

В заключении я хотела бы сделать вывод о проделанной работе. Во время написания курсовой работы основная моя задача заключалась в том, чтобы как можно более полно раскрыть семейные и наследственные институты мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению же многих людей - немусульман институту патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.

Мусульманская семья, по нашим наблюдениям, существенно отличается от понятия семья нашего, европейского общества. Она окружена предрассудками, отжившими свой век традициями, так например, право отца - и только отца - принудить дочь выйти замуж. Мусульманская семья - пожизненное родовое объединение, возглавляемое одним отцом.

Мы пришли к выводу, что существенно отличается от европейской и структура мусульманской семьи. Хотя главенствующее положение отца в мусульманской семье схоже с положением главы семейства и мусульманская семья строится также на основе родственных связей по мужской линии, однако у мусульман жена не входит в род мужа и теоретически обладает полной родовой автономией.

Информация о работе Брачно-семейные отношения