40. Виды договоров во
внешнеэкономической деятельности.
Договор купли-продажи, его структура
и содержание.
Российское законодательство предусматривает,
что внешнеэкономические сделки
должны совершаться в письменной
форме. Во внешнеэкономической деятельности широко используются
типовые проформы договоров (контрактов),
разработанные, в частности, различными
международными организациями и ассоциациями
предпринимателей, например, типовые проформы
контрактов поставки (купли-продажи) зерна,
оборудования, подряда, договоров фрахтования
судов и т. д. Виды договоров:
- Договоры по передаче товаров,
- Договоры об оказании услуг (в т.ч. посреднические),
- Договоры выполнения работ.
Наиболее распространенными во
внешнеэкономической деятельности
являются следующие виды договоров: купли-продажи (поставки)
товаров, услуг, посреднические договоры,
договоры о сотрудничестве, подряда, лицензионные,
агентские, перевозки. По сроку различаются
договоры, заключенные по разовой сделке,
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
договоры.
Внешнеэкономическая сделка
оформляется контрактом, который
в международной практике принято
называть международным договором
купли-продажи. В соответствии с
толкованием международного договора,
которое дает Венская конвенция
ООН, договор считается международным в том случае,
если коммерческие организации договаривающихся
сторон находятся на территории разных
государств.
Контракт купли-продажи
считается заключенным, если он должным
образом подписан сторонами, юридические
адреса которых в нем указаны. Каждый контракт должен иметь
индивидуальный номер, а также сведения
о дате и месте его заключения. Отсутствие
какого-либо из этих элементов может привести
к признанию контракта недействительным.
Договор купли
продажи – согласованный сторонами коммерческий
документ, по которому продавец обязан передать товар в собственность
(основа договора купли-продажи – передача
права собственности) покупателя, а покупатель
обязан принять товар и оплатить. Очень
часть споры по международному договору
купли-продажи урегулируются Венской Конвенцией ’80 г.
и Гаагской Конвенцией ’85 г. Венская регулирует
только договоры купли-продажи, не регулирует:
1. Закупки товаров
для индивидуального пользования;
2.куплю продажу авиа
и морского транспорта;
3. ценных бумаг;
4. Аукционную торговлю;
5. Продажу электроэнергии;
6. Вопросы Генерального
Подряда.
Венская конвенция применяется
для решения споров в условиях:
1. Участники спора
– подданные государства, подписавшего
Венскую конвенцию;
2. В контракте прямо прописано применение конвенции
в случае разрешения споров (выбрано Право
страны, подписавшей конвенцию).
В Российской Федерации внешнеторговую деятельность регулируют:
1. Двусторонние договоры;
2. Региональные соглашения;
3. Закон “о Государственном
регулировании ВЭД” ФЗ.164 ’04 г.;
4. Инструкция Центрального Банка об исполнении закона о валютном регулировании.
Структура договора купли-продажи:
- Преамбула: В преамбуле указываются наименование контракта, номер контракта, место подписания, дату подписания, определение сторон, заключающих сделку, ссылка на международные соглашения и протоколы, в рамках которых заключается данный договор, ссылка на переговоры, предшествующие заключению.
- Предмет, указываются наименование товара (по таможенной классификации страны-покупателя), его характеристики, количество и ассортимент (если машины и оборудование, то его описание в технических условиях, которые оформляются как приложение, а в договоре ссылка на это приложение). Количество может быть выражено в различных единицах измерения в зависимости от характера товара и практики, сложившейся в Мировой Торговле (необходимо оговаривать систему мер и весов и распределение между сторонами естественной убыли товара в процессе естественной усушки, утечки или утряски). При поставках массовых товаров используется понятие опцион (в процентах и, как правило, не превышает 10%). Поставка товара в пределах опциона оплачивается покупателем по фактическому количеству и не является нарушением условий контракта.
- Цена товара и общая сумма договора, Цена на каждый товар устанавливается за какую-то определенную единицу измерения. Выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена, определяется характером товара и практикой которая сложилась на мировом рынке при торговле данным товаром.
- цена с последующей фиксацией;
- скользящая цена,
- Условия платежа, устанавливают вид валюты платежа, сроки, способ и порядок расчетов за поставленный товар, перечень документов, представляемых к оплате, и защитные меры против необоснованной задержки платежа либо других нарушений платежных условий контракта. Платеж наличными:
- чек (письменное распоряжение покупателя или заказчиков своим банкам выплатить указные в них суммы предъявителям или по их приказу другим лицам);
- банковский перевод (перевод денег на основании счета);
- инкассо (обязательство банка по поручению экспортера получить от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить ее экспортеру);
- аккредитив (обязательство покупателя открыть к установленному в контракте сроку в определенном банке-эмитенте аккредитив в пользу продавца на оговоренную сумму).
Платеж в кредит – в практике международной
торговли применяется коммерческий кредит –
кредит экспортера импортеру или выдача
аванса импортером экспортеру и банковский кредит. При
предоставлении вексельного кредита получили
распространение переводные векселя (тратты).
Условия кредита обычно покрывают 80-85%
стоимости контракта, остальное выплачивается
импортером наличными.
- Упаковка и маркировка, Общие требования к упаковке вытекают из обязанностей продавца обеспечить сохранность груза при определенном способе перевозке. Специальные требования указываются импортером, обычно они связаны с особенностями перевозки и хранения товара на территории страны-импортера. Маркировка грузов – товаросопроводительная информация, содержащая реквизиты импортера, номер контракта, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места и число мест в партии. Это безусловная обязанность продавца;
- Сроки поставки, – согласованный сторонами и оговоренный в контракте период, в течении которого товар должен быть поставлен в согласованный пункт, указанный в базисных условиях поставки. Сроки поставки устанавливается:
- Обозначением даты, ограничивающей сроки поставки;
- Определением периода, в течение которого осуществляется поставка;
- Иногда, “по мере готовности товара”, “в кратчайший срок (14 дней как при биржевой торговле)”, “с немедленной поставкой”;
- Определением наступления определенных условий (например, созревание урожая).
Если в контракте
не оговорена возможность досрочной поставки, то
она возможно только по согласовании с покупателем, ибо подразумевает
досрочную оплату. Датой поставки служит,
в зависимости от базисного условия поставки:
- Дата транспортного документа (коносамента, Ж/Д накладной и т.д.);
- Дата складского свидетельства, расписки о приеме и т. д.;
- Дата приемо-сдаточного акта комиссии заказчика (при поставках сложного оборудования).
Для повышения ответственности
сторон используются всевозможные штрафы.
- Гарантии качества рекламации, качество товара – совокупность свойств товара, которая обуславливается ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением. Способы определения:
- По стандарту – на соответствие качественной характеристики, определенной в официальном документе;
- По техническим условиям – на соответствие с ТУ;
- По спецификации, прилагаемой к договору;
- По образцу – сверка с эталонным образцом товаром (обычно составляется в 3 экземплярах: 1 для экспортера; 1 для импортера, 1 у сторонней организации, например, торговой палаты, указанной в договоре);
- По описанию – на соответствие с описанием в догворе (применяется при определении качества товара с индивидуальными признаками);
- По предварительному осмотру – право покупателя осмотреть весь товар, после чего продавец отвечает только за скрытые недостатки;
- По содержанию отдельных веществ (применяется при определении качества руд, хим. веществ и т. д.);
- По выходу готовой продукции;
- По справедливому среднему качеству;
- Телль-Кель – товар принимается как есть (применяется при продаже урожая “на корню”).
Если в договоре качество
не определено, то товар должен быть
поставлен с нормальным среднем
качеством (как при продаже аналогичного
товара при аналогичных условиях).
Документом, подтверждающим качество является сертификат
качества, выдаваемой либо фирмой-изготовителем,
либо сторонней организацией, осуществляющей
проверку. При несоответствии качества
фирмой-покупателем составляется рекламационный акт в
соответствии с экспертизой незаинтересованной
организацией в присутствии представителя
фирмы-продавца. Продавец, получивший
рекламационный акт должен на него обязательно
ответить и сказать когда и как это будет
решаться. Отсутствие ответа (хотя бы формального)–
основание обращения в арбитраж с отнесением
всех расходов на продавца.
11. Штрафные санкции
и возмещение убытков, вопрос №47;
12. Страхование;
- Обстоятельства непреодолимой силы, Форс-Мажорные обстоятельства– обстоятельства, наступление которых при заключении контракта предугадать невозможно, бывает: Длительный – политические действия, мероприятия государственных органов (война, блокада, запреты и т.д.). При длительном Ф-М исполнение контакта бессмысленно, поэтому заносятся предельные сроки, после которых стороны могут разорвать договор; (при этом ни одна из сторон не имеет право требовать возмещение убытков); Кратковременный – стихийные бедствия (наводнение, землетрясения, пожары и т.д.). Полный перечень Ф-М записываются в договор, иначе Арбитраж может не принять те или иные непреодолимые непредвиденные препятствия исполнения договора. При наступлении форс-мажора срок исполнения договора сдвигается на весь срок действия и ликвидации обстоятельств непреодолимой силы. Надо информировать контрагента о их наступлении и об окончании (необходимо подтверждение национальными ТПП).
14. Арбитраж, вопрос №45;
15. Прочие условия контракта;
16. Юридические адреса
сторон.
41. Договоры посредничества
в ВЭД. Договор поручения, договор
комиссии, агентский договор.
Посредники — это
лица и фирмы, содействующие обращению
товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Они способствуют
совершению сделок купли-продажи, поставки,
подряда, развитию арендных и лизинговых
операций, обеспечению производственной
и сбытовой кооперации, оказанию страховых,
транспортных, туристических, бытовых
и других услуг.
Посредники юридически
независимы от производителей, потребителей
и иных посреднических организаций. Их связывают с ними договорные
отношения.
Преимущества:
- посредники, действуя в определенном секторе рынка и специализируясь на определенном наборе товаров и услуг, быстрее, чем сами поставщики, могут найти фирмы, заинтересованные в приобретении такой продукции, обеспечивая тем самым ускорение оборачиваемости производственного и торгового капитала;
- постоянно находясь в рыночной среде, изучая динамику спроса и предложения на товары и услуги, посредники могут заблаговременно ориентировать изготовителей, в каком направлении им следует развивать производство продукции и услуг, т.е. посредники практически осуществляют непрерывный маркетинговый мониторинг рынка;
- посредники вкладывают в сферу обращения собственный капитал, т.е. авансируют изготовителей товаров и услуг, создавая им условия для увеличения прибыли за счет экономии оборачиваемости производственного капитала;
- посредники нередко принимают на себя финансовые гарантии исполнения платежных и других обязательств сторон, повышая надежность товарного обмена, кооперации, арендно-лизинговых операций и т.п.;
- по желанию продавцов, покупателей, кооперирующихся сторон и других участников рынка посредники могут оказать содействие в организации транспортировки грузов, их растаможивании и страховании;
- посредники повышают конкурентоспособность товаров, сокращая сроки поставок товаров путем их продажи с созданных складов запаса продукции;
- посредники повышают конкурентоспособность товаров по техническому уровню и качеству, осуществляя предпродажную доработку товаров и их техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды;
- посредники способствуют повышению эффективности рекламы товаров, которую они осуществляют с учетом национальных и других особенностей рынка;
- специализируясь на работе с определенным набором товаров, посредники способны за счет значительных объемов товарооборота снизить издержки обращения на единицу продукции.