Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие, под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие, виды и принципы избирательных систем 5
2 Избирательные округа, участки, комиссии 21
3 Кандидаты, голосование, подсчет голосов 31
Заключение 43
Глоссарий 45
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Лица, препятствующие путем  насилия, обмана, угроз, подлога или  иным способом свободному осуществлению  гражданином права избирать и  быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения или блока, а также участвующие в подделке этих подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях перед направлением таких сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц, средств массовой информации; нарушающие правила проведения предвыборной агитации; нарушающие правила финансирования избирательной кампании; препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий и их членов; препятствующие голосованию на избирательных участках, нарушающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений или блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, – несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Заключение

Избирательная система России не очень удачна (ее предлагают изменить и парламентарии, и Президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение).

Особое значение имеет совершенствование выборов  в одну из палат парламента - Государственную Думу (другая палата - Совет Федерации - состоит из представителей субъектов Федерации), хотя свои недостатки имеет порядок выборов и в субъектах Федерации (эти выборы регулируются законами субъектов),  и на муниципальном уровне.

К основному предложению об использовании в России пропорциональной системы с небольшими многомандатными округами и преференциальным вотумом (а такая система дает возможность завершить выборы в один тур) можно сделать дополнительные предложения, направленные на ее совершенствование.

Во-первых, необходимы заместители  депутатов Думы. Проводить дополнительные выборы в связи с досрочным  освобождением мандата (переход на государственную службу и, следовательно, несовместимость должностей, смерть депутата и т.д.) - излишняя роскошь. Помимо того, что это отвлекает избирателей, дополнительные выборы, как говорилось, связаны с большими затратами.

Институт заместителей исключает дополнительные выборы и  уже в этом его огромный плюс. В частности, он есть во Франции, правда, при другой избирательной системе. Избирательный залог предусмотрен в России законом 1999 года (во многом это связано с рекомендациями ученых-юристов), но некоторые вопросы остаются.

Во-вторых, наша избирательная  система может быть усовершенствована  за счет изменения порядка государственного финансирования выборов. В демократических странах государство выделяет денежные средства не всем зарегистрированным партиям и кандидатам, как в России, а тем из них, которые пользуются хотя бы небольшим, но влиянием у избирателей. Обычно государственные средства для выборов выделяют партиям, имеющим в парламенте определенное число мест, что свидетельствует о влиянии партии среди избирателей, или получившим на прошлых выборах в парламент определенный процент голосов (обычно 2-3%). Разумеется, существует строгая отчетность об использовании таких средств, чего нет в России.

В-третьих, в избирательных  законах различных стран мира в последние десятилетия все  чаще предусматриваются меры, призванные отсечь от выборов тех кандидатов и партии, которые никого не представляют, кроме самих себя, и тем самым сделать выборы менее запутанными, более "поляризованными". Отчасти это осуществляется введением избирательного залога, о котором говорилось выше, путем установления возмещения государству понесенных расходов непопулярными партиями и кандидатами, введением заградительного барьера (пункта). Юридически эти меры не дискриминационны: они дают всем равные возможности добиваться успеха. Но на деле они могут стать нарушением принципов демократии (партии, непопулярные ныне, могут стать затем весьма популярными, и это бывало) и привести к острейшей фактической дискриминации.16

Глоссарий

Понятие

Определение

1

Выборы

форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица

2

Избирательное право

урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления

3

Избирательный округ

территория, в которой  осуществляется непосредственное избрание депутатов и должностных лиц

4

Избирательный участок

территориальная единица, образуемая в период выборов и  референдумов для проведения голосования  и подсчёта голосов.

5

Предвыборная агитация

деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)

6

Избирательная система

часть политической системы  общества, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации основного политического права граждан – избирать и быть избранными

7

Референдум

форма непосредственного  волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба

8

 Виды избирательных  систем

элемент политической системы общества, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации основного политического права граждан – избирать и быть избранными

9

Субъективное избирательное  право

гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные  государственные и местные органы

10

Избирательный бюллетень

главное свидетельство волеизъявления избирателя

11

Фальсификация

подделка, изменение (обычно с корыстной целью) вида или свойства предметов.

12

Избирательный фонд

временный целевой фонд, создаваемый в порядке, установленном  национальным законодательством, для  финансирования избирательной кампании

13

Голосование

главная стадия избирательного процесса, проходит в один или два  тура, осуществляется лично путем  подачи избирательного бюллетеня

14

Правительство РФ

высший орган федеральной  исполнительной власти, т.е. это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране

15

Счетная палата

вспомогательный орган  парламента (Федерального Собрания), осуществляющий контроль над исполнением федерального бюджета


 

Список использованных источников

1

Политология: Учебник  под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.:, 2006.

2

Шишкина Н.Э. Основы избирательного права. Иркутск, 1998.

3

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Издание 2-е. – М.: Юристъ.1999.

4

Смоленский М.Б. Конституционное  право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. – М.: Феникс. 2003.

5

Собрание законодательства РФ. 1997г. №38. ст. 4339

6

Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. – М.: 2007.

7

Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 2007. № 2 (28).

8

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для студентов юрид. вузов и ф-тов. Т. 3. Особенная часть: Страны Европы // Отв. ред. Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2007. 

9

Колюшин Е. И. Избирательное право  в системе публичного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 1.

10

Авакъян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2008. № 6.

11

Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 34. Ст. 3443

12

Баглай М.В. Конституционное право  Российской Федерации: Учебник для  вузов. – 4-е изд. и доп. – М.: Норма, 2004.

13

Реформы избирательной системы  в Италии и России: Опыт и перспективы / ИГП РАН. М., 2007.


Приложения

А

 

Б

 

В

 

Г

 

1 Политология: Учебник под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2006.

2 Шишкина Н.Э. Основы избирательного права. Иркутск, 1998.

3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Издание 2-е. М. Юристъ.1999.

4 Козлова Е.И.,  Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Издание 2-е. М. Юристъ.1999.

5 Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003.

6  Собрание законодательства РФ. 1997г. №38. ст. 4339

7 Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 2007.

8 Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права /Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 1.

9 Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 2007. № 2 (28).

10 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и ф-тов. Т. 3. Особенная часть: Страны Европы / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 2007. 

11 Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 1.

12 Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 2007. № 2 (28).

13 Авакъян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2008. № 6.

14  Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3443.

15 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд. и доп. – М.: Норма, 2004.

16 Реформы избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / ИГП РАН. М., 2007.




Информация о работе Виды избирательных систем