Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 16:36, курсовая работа
Система современного гражданского законодательства Российской Федерации в целом является сформированной. Наступил следующий этап – ее совершенствование. Доктринальный анализ норм современного гражданского законодательства, мониторинг правоприменительной деятельности свидетельствует о наличии противоречий, внутренней несогласованности отдельных правовых институтов. Обнаруживаются определенные проблемы, неудачные, непродуманные решения либо конструкции, не учитывающие современные исторические реалии. Это касается значительного числа институтов, но одно из ведущих мест занимает институт юридического лица [24, с.125].
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1 Общая характеристика юридического лица ……….…………………...…...…. 5
1.1 Понятие и функции юридического лица ……………………………..……… 5
1.2 Признаки юридического лица ………………………………………...……… 7
2 Общенаучные предпосылки и правовые основания классификации юридических лиц …………………………………………………………………. 12
2.1 Проблемы классификации юридических лиц. Виды классификационных групп ………………………………………………………………………………. 12
2.2 Основания классификации юридических лиц ……………..………………. 16
Заключение ……………………………………………………….……………….. 22
Список использованной литературы …………………………...……………….. 26
Ценность любой научной классификации заключается в систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Однако построить адекватную систему знаний из разрозненных фактов можно только на основе правильно выбранных критериев, отражающих наиболее существенные взаимосвязи, отношения, свойства предмета [12, с.201].
Разграничение юридических лиц на частные и публичные до сих пор остается наиболее дискуссионным в современной науке. Так, например, критерием критерием этой классификации выделяют не способ создания и цели деятельности, а формы собственности [18, с.94].
Д.М. Караходжаева считает, что для юридической науки как науки, постигающей правовую сущность явлений, а равно и для правоприменительной практики наиболее важным является деление юридических лиц в зависимости от вида организационно-правовой формы [18, с.95].
Во многих работах главы, посвященные видам юридических лиц, не имеют дискуссионного характера, содержат лишь достаточно беглый обзор общих положений ГК РФ [30, с.252]. Вместе с тем, остаются без какого либо внимания такие важные проблемы, как, например, возможность использования для классификации юридических лиц критерия формы собственности. В.А. Тархов на уровне указанного критерия выделяет государственные юридические лица, кооперативные организации, общественные организации, частные юридические лица [33, с.187].
Достаточно спорным с точки зрения научного исследования представляется использование такого критерия, как направленность основных видов деятельности [32, с.75]. Вместе с тем, это разграничение вполне приемлемо с практических позиций, для систематизации организации в определенных областях. С этой позиции можно согласиться с предложенной В. Сидоровой классификацией организаций культуры и искусства на следующие группы:
- организации исполнительских искусств;
- библиотеки, музеи;
- культурно-досуговые
В.А. Тарховым упоминался также такой критерий разграничения юридических лиц, как характер деятельности. По этому признаку говорят о предприятиях выполняющих хозяйственно- или культурно-оперативные функции, и учреждениях, осуществляющих административные или социально-культурные функции. Это различие имеет существенное экономическое значение, потому что деятельность первых связана преимущественно со сферой производства, вторых – со сферой обслуживания, но юридическое различие между ними проводится редко [33, с.221]. Схожая позиция была свойственна и В.С. Якушеву, разграничившему значение категории юридического лица в различных областях общественной жизни: для производственной и непроизводственной сферы [40, с.102].
В современной науке предпринимаются попытки классификации отдельных групп юридических лиц, например, некоммерческих организаций. Так, например, предлагалось классифицировать все некоммерческие организации на следующие группы:
- в зависимости от источника
закрепления правового
- по признаку участия – некоммерческие организации, основанные на членстве и не имеющие членства;
- в зависимости от специфики
учредительных документов –
- в зависимости от объема
гражданско-правовой
На наш взгляд, в целом, подобное разграничение не имеет ни четкого обоснования, ни практического применения, так как предполагает ничем не обоснованное отграничение коммерческих юридических лиц от деления по соответствующим общим основаниям.
Место, которое юридические лица занимают в системе имущественных отношений общества, своеобразие преломления в этом правовом институте фундаментальных экономических категорий позволяют определить наиболее важные основания их классификации. Социальная ценность института юридического лица воплощается, прежде всего, в той полезной нагрузке, которую он несет обществу, т.е. в его функциях, которые также влияют на систематизацию юридических лиц. Наконец, особенности законодательного нормирования правового положения юридических лиц позволяют сформулировать ряд практически важных классификационных критериев [39, с.320].
Формы собственности. Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т.е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права [38, с.161].
Цели деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей [2].
Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
Характер прав участников. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать:
— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;
— организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;
— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.
Объем вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:
— юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;
— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);
— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица [35, с.125].
Личное или имущественное участие. Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
Порядок образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
Учредительные документы. По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной, ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
Членство. Традиционным является различение корпораций (союзов) и учреждений. Корпорации характеризуются наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников. Учреждения, напротив, обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. В юридико-техническом плане эта классификация имеет огромное значение, поскольку необходимость оформления коллективных интересов, актуальная для законодательства о корпорациях, может не приниматься в расчет при конструировании норм об учреждениях. Можно надеяться, что со временем подобная классификация возродится и в России [15, с.112].
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов, имеющих существенное значение для развития института юридического лица.
Институт юридического лица является сложным правовым механизмом, опосредующим общественные отношения по организации социально-экономической деятельности участников гражданского оборота в правовые модели. Это постоянно развивающаяся система, находящаяся под влиянием различного рода факторов как правового, так и социально-экономического, политического и иного воздействия.
Функция юридического лица как правовой конструкции состоит в регулятивном воздействии на общественные отношения, возникающие в сферах социально-экономической активности граждан, путем формирования унифицированных правовых организаций в обороте в качестве самостоятельного социального и правового образования.
Классификация юридических лиц – это объективно необходимый, закономерный процесс познания данного явления, отражающий как предназначение данной правовой категории в праве, так и ее историческое, эволюционное развитие, выступающее одним из важнейших приемов и методов познания гражданско-правовой действительности [27, с.98].
Значение построения системы классификации юридических лиц проявляется в возможности изучения и систематизации всего многообразия допускаемого законом вариативного сочетания элементов в различных моделях юридического лица как правовой конструкции.
Доктринальный анализ норм современного гражданского законодательства, мониторинг правоприменительной деятельности и предложений по реформированию правовой системы свидетельствуют о наличии противоречий, внутренней несогласованности как отдельных норм, так и в целом подходов к определению значения той или иной классификации юридического лица, критериев разделения, решению вопроса о месте типологии в общей системе юридических лиц. Предполагаемые изменения законодательства о юридических лицах затрагивают всю систему гражданско-правового регулирования. При разделении организаций на коммерческие и некоммерческие нарушены требования формальной логики к определению единого основания деления, требуется детальное обсуждение перехода от формального к экономическому критерию разграничения данной классификационной группы. Помимо решения вопросов по отдельным классификационным видам, необходимо построение системы ранжирования критериев разделения с целью определения их значимости для выстраивания системы юридических лиц как правового института, определения тех классификационных уровней, где требуется проведение первоочередных изменений, в том числе и по вопросу изменения доктринального классификационного ранга на легальный (законодательный). Обнаруживается потребность детального, подробного и всестороннего изучения классификации юридических лиц в качестве научного основания построения системы юридических лиц как правового института, полномасштабного осмысления данной тематики с точки зрения изменения подхода к ее теоретической и методологической значимости.
На наш взгляд, на нормативном уровне возможно закрепление классификации юридических лиц в зависимости от порядка образования: организации, образуемые в добровольном порядке и в распорядительном порядке путем введения новой статьи «Решение о создании юридического лица», где будут закреплены требования к порядку принятия решения о создании организации и его оформлении.
Основными тенденциями изменения системы юридических лиц являются следующие:
- сокращение числа
- дальнейшее закрепление в
- упорядочение существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
- переход к новым формам
Использование системного подхода позволило значительно расширить представление о сущности и тенденциях развития исследуемого правового института, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание основных эволюционных процессов в разграничении юридических лиц на виды, выявить объективные закономерности формирования и функционирования этого института российского права и влияния отдельных критериев классификации на эффективность регулятивного воздействия гражданско-правовых норм.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты