Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение порядка возникновения и прекращения деятельности юридического лица.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие юридического лица;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование процесса создания юридического лица;
- изучить процедуру создания юридического лица

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие юридического лица……………………………………………...5
Возникновение юридического лица……………………………………...7
2.1. Распорядительный порядок возникновения юридического лица……………………………………………………………………..7
2.2. Разрешительный порядок возникновения юридического лица……………………………………………………………………..9
2.3. Явочно-нормативный порядок возникновения юридического лица……………………………………………………………….……10
2.4. Договорно-правовой порядок возникновения юридического лица………………………………………………………………….…10
2.5. Государственная регистрация юридических лиц………………11
3. Прекращение деятельности юридического лица………………………..16
Заключение…………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

ГРАЖД ПР КУРСОВИК.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.4. Договорно-правовой  порядок возникновения юридического  лица.

Цивилистическая школа  юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова) выделяет еще договорно-правовой порядок, для которого свойственно наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных юридических лиц, и заключение учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового характера.

В современных условиях все перечисленные  способы могут быть сведены к  двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным"), включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному.

При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).7

Можно также сказать, что юридические лица создаются:

1) по воле собственника или  уполномоченного им органа (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);

3) по воле учредителей, создающих  имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

Во всех случаях государство  осуществляет контроль за созданием юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности.

 

2.5. Государственная  регистрация юридических лиц.

Порядок государственной  регистрации юридических лиц  определен Федеральным законом  от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц».

Государственная регистрация  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.8

Законодательство  Российской Федерации о государственной  регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью  адреса места нахождения исполнительного  органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отравлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.     

 Заявление, представляемое  в регистрирующий орган, удостоверяется  подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).9     

 Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физические  лица. К ним относятся:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При государственной  регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные  документы соответствуют установленным  законодательством Российской Федерации  требованиям к учредительным  документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы  юридического лица (подлинники или  засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

г) выписка из реестра  иностранных юридических лиц  соответствующей страны происхождения  или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной  пошлины.     

 Процедура регистрации  отдельных категорий юридических  лиц, к которым относятся торгово-промышленные  палаты, общественные объединения и религиозные организации, определяется Порядком взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию юридических лиц с Минюстом России. В данном случае документы представляются в федеральный орган юстиции или его территориальные органы, чьим распоряжением утверждается решение о государственной регистрации. При этом регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.      

 Аналогичный порядок  предусмотрен для кредитных учреждений, государственную регистрацию которых осуществляет Банк России или его территориальные органы.         

 Государственная регистрация  юридических лиц осуществляется  в срок не более чем пять  рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган.       

Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является Свидетельство о внесении записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.   

 С 1 июля 2002 года  установлен единый размер оплаты (государственной пошлины) - за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц. Государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей.

Отказ в государственной  регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом  необходимых для государственной  регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной  регистрации или заявления о  внесении изменений в сведения о  юридическом лице, содержащиеся в  едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в  обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного  участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.10

 

3. Прекращение деятельности юридического лица.

 

Вопрос о прекращении  деятельности юридического лица один из самых непростых вопросов о  том, как правильно выйти из бизнеса, несостоявшегося в силу разных причин. Завершение деятельности предприятия - важный и ответственный шаг. Непродуманные действия могут привести к непредвиденным последствиям и наступлению ответственности:

1. Административная ответственность для должностных лиц предприятия, в  соответствии с Налоговым Кодексом РФ, Административным Кодексом РФ и рядом других федеральных законов России.

2. Гражданская ответственность  за деятельность предприятия  (в основном в связи с причинением  имущественного ущерба или в связи с задолженностью перед третьими лицами) согласно ст. 56 ГК РФ.

3. Налоговая ответственность  предприятия по имеющейся задолженности  в соответствии с главами 15, 16 НК РФ.

4. Уголовная ответственность:

а) ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

б) ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве»;

в) ст. 196 УК РФ «Преднамеренное  банкротство»;

г) ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство»;

д) ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и(или) сборов с организации»11 и ряд других статей.

Прекращение юридического лица может быть на основании ликвидации и реорганизации. Более подробно остановимся на ликвидации.

Принятие решения о  способе ликвидации зависит от ряда объективных и субъективных факторов, например: наличие активов у предприятия, которые необходимо сохранить, и одновременно имеются большие задолженности перед кредиторами; предстоящая проверка различными контролирующими органами; конфликты с соучредителями компании и много других ситуаций, которые возникают в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.12 Она может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица. Основание добровольной ликвидации:

* нецелесообразность  дальнейшего существования;

* истечение срока,  на который было создано;

* достижение или напротив  принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, когда  деятельность осуществляется без лицензии, либо такая деятельность прямо запрещена  законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Также можно отметить, что прекращение деятельности юридического лица может произойти в результате несостоятельности (банкротства).

Остановимся на добровольной ликвидации. В продолжение процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет  статус субъекта права, управляемого, однако, не его органом, а ликвидационной комиссией, ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, в который обязательно должны быть включены:

  1. Инвентаризация имущества организации;
  2. Составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;
  3. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
  4. Анализ и оценка дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее взысканию;
  5. Анализ и характеристика кредиторской задолженности;
  6. Подготовка сведений о размерах и составе активов организации;
  7. Определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;
  8. Определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;
  9. Установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;
  10. Список увольняемого персонала ликвидируемой организации;
  11. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей; если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;
  12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
  13. Подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;
  14. Закрытие счетов в банках;
  15. Передача на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний общества; прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

Информация о работе Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц