Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа
Цели, задачи и функции государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия – «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.
Введение
1. Основы разработки государственной политики
2. Механизм реализации государственной политики
3. Виды и направления государственной политики
Содержание
Введение
1. Основы разработки
2. Механизм реализации государственной политики
3. Виды и направления государственной политики
Введение
Цели, задачи и функции государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия – «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.
1. Основы разработки государственной политики
Государственная политика - “политический цикл” - модели разработки государственной политики - виды государственной политики - теоретические подходы к изучению государственной политики — характеристики государственной политики - общественные проблемы - механизм определения политических целей и приоритетов - критерии выбора альтернатив государственной политики - политический анализ - анализ политических рисков - механизм выявления и управления рисками.
Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.
Общий план действий государственных
органов для решения
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:
• защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;
• обеспечение социальной активности;
• создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.
Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, “политический цикл”, состоящий из нескольких последовательных действий.
1-й этап — определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).
2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).
3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).
4-й этап — оценка
и регулирование
На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:
• объективное существование
• осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;
• осознание важности проблемы и
необходимости ее решения со стороны
государственных органов
В целом здесь возможны два подхода: превентивный, ког
После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти:
• действия в интересах какой-то одной социальной группы;
• учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы;
• решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон;
• тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование.
Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:
1) законодательные (
2) исполнительные органы власти;
3) группы интересов и группы давления.
В отдельных случаях это ведет к созданию “железного треугольника”, в котором каждый из участников играет отведенную ему роль, выполняя определенные функции, которые различается на каждом из этапов. Вместе они могут существенно влиять на разработку и реализацию политики в определенной сфере, отстаивая корпоративные интересы.
Все это относится к
Существуют различные модели разработки государственной политики.
В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.
Модель “сверху - вниз”, когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.
Модель “снизу - вверх”, при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.
“Смешанная” модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.
Однако при любых моделях
и типах государственной
Эти принципы должны являться основой деятельности всех государственных институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций: парламента, судебных органов, общественных организаций и граждан.
Обычно государственную
Таблица 1.1 - Характеристика видов политики по отношениям среды участников и уровню конфликтности
Виды политики |
Отношения среди участников |
Уровень конфликтности |
Распределительная |
Взаимная поддержка и согласие |
Низкий |
Перераспределительная |
Разногласия и конфликты |
Высокий |
Регулирующая |
Соглашения и компромиссы |
Средний |
Административно-правовая |
Взаимная поддержка |
Низкий / Высокий |
Стратегическая |
Поддержка и компромиссы |
Средний |
Антикризисная |
Сотрудничество и поддержка |
Низкий / Высокий |
Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образование, наука и др.
Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.
Регулирующая политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, и др.
Административно-правовая политика связана с нормотворческой деятельностью и функционированием государства.
Стратегическая политика охваты
Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые требуют специальных действий.
Существует несколько теоретических подходов к изучению государственной политики, позволяющих с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики.
Основные из этих подходов представлены следующими школами.
1. Институционапизм, рассматри
2. Концепция политического процесса представляет госполитику как результат политической деятельности, имеющей фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимация, выполнение, оценка и мониторинг) в процессе решения общественных проблем.
3. Теория групп оценивает государственную политику как результат групповой борьбы, конфликта между различными группами в обществе и правительстве и поиска консенсуса по конкретным вопросам политики.
4. Теория элиты рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.
5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных технологий управления.
6. Теория инкрементализма (постепенности) - государственная политика как последовательная и поэтапная деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел, т.е. небольшие вариации по изменению прошлого состояния.
7. Теория игр - государственная политика как рациональный выбор в конкурентной борьбе двух наиболее влиятельных сторон в обществе или правительстве.
8. Теория общественного выбора - государственная политика как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.
9. Теория открытых систем - государственная политика как результат ответа политической системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды.
Если подходить к