Государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Цели, задачи и функции государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия – «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.

Содержание

Введение

1. Основы разработки государственной политики

2. Механизм реализации государственной политики

3. Виды и направления государственной политики

Вложенные файлы: 1 файл

Гос. политика.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Основы разработки государственной  политики

2. Механизм реализации государственной политики

3. Виды и направления государственной политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цели, задачи и функции  государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через  разработку и проведение государственной  политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия – «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы разработки государственной политики

Государственная политика - “политический цикл” - модели разработки государственной политики - виды государственной  политики - теоретические подходы  к изучению государственной политики — характеристики государственной  политики - общественные проблемы - механизм определения политических целей  и приоритетов - критерии выбора альтернатив  государственной политики - политический анализ - анализ политических рисков - механизм выявления и управления рисками.

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Общий план действий государственных  органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии  и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.

Основные цели государственной  политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан  и их организаций, что включает:

• защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;

• обеспечение социальной активности;

• создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

Формирование и реализация государственной  политики обычно имеют четыре этапа  или, как иногда называют этот процесс, “политический цикл”, состоящий из нескольких последовательных действий.

1-й этап — определение  общественных проблем и целей  политики (инициирование политики).

2-й этап - разработка  и легитимация государственной  политики (формирование политики).

3-й этап - осуществление  и мониторинг государственной  политики (осуществление политики).

4-й этап — оценка  и регулирование государственной  политики (оценка политики).

На первом этапе происходит определение  и постановка общественных проблем, что означает:

• объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной  для общества или государственных  органов власти;

• осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;

• осознание важности проблемы и  необходимости ее решения со стороны  государственных органов власти.

В целом здесь возможны два подхода: превентивный, когда стараются на основе анализа и прогнозирования развития ситуации заранее спланировать и осуществить мероприятия, и реагирующий (реактивный), при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества.

После признания необходимости  решения проблемы возможны несколько  направлений действий государственных  органов власти:

• действия в интересах какой-то одной социальной группы;

• учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально  удовлетворить их интересы;

• решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон;

• тактика избегания решения  проблемы в надежде на ее саморегулирование.

Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней  многих организаций и отдельных  личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы власти;

3) группы интересов и группы  давления.

В отдельных случаях это ведет  к созданию “железного треугольника”, в котором каждый из участников играет отведенную ему роль, выполняя определенные функции, которые различается на каждом из этапов. Вместе они могут  существенно влиять на разработку и  реализацию политики в определенной сфере, отстаивая корпоративные  интересы.

Все это относится к непосредственным участникам, являющимся субъектами политики,однако необходимо учитывать и объекты политики, т.е. социальные слои и группы, на которые она распространяется. Тем более что в последнее время грань между ними становится все менее заметной, так как идет процесс подключения граждан к решению различных общественных проблем и формируется механизм, регулирующий взаимоотношения между государством и гражданами, направленный на повышение качества государственных услуг, облегчение административных процедур, получение информации о выполнении политики и ее эффективности со стороны населения.

Существуют различные модели разработки государственной политики.

В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей  и задач, разработке мероприятий  и программ, можно выделить три  модели.

Модель “сверху - вниз”, когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

Модель “снизу - вверх”, при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.

“Смешанная” модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Однако при любых моделях  и типах государственной политики ее результативность во многом зависит  от того, в какой степени органы государственного управления следуют  основополагающим административным ценностям, характерным для демократических  государств, к которым относятся: надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируемость, эффективность.

Эти принципы должны являться основой  деятельности всех государственных  институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций: парламента, судебных органов, общественных организаций и граждан.

Обычно государственную политику разделяют по направлениям в зависимости  от характера и содержания проблем  и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определённой сфере  общественной жизни. Можно выделить следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т.д.

Таблица 1.1 - Характеристика видов политики по отношениям среды участников и уровню конфликтности

Виды политики  

Отношения среди  участников 

Уровень конфликтности  

Распределительная 

Взаимная поддержка и  согласие 

Низкий 

Перераспределительная 

Разногласия и конфликты  

Высокий 

Регулирующая 

Соглашения и компромиссы  

Средний 

Административно-правовая 

Взаимная поддержка 

Низкий / Высокий 

Стратегическая 

Поддержка и компромиссы  

Средний 

Антикризисная 

Сотрудничество и поддержка  

Низкий / Высокий 


 

Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образование, наука и др.

Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.

Регулирующая политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, и др.

Административно-правовая политика связана с нормотворческой деятельностью и функционированием государства.

Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и включает иностранную и оборонную политику.

Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые требуют специальных действий.

Существует несколько  теоретических подходов к изучению государственной политики, позволяющих  с различных позиций и точек  зрения проводить общий анализ государственной  политики. 

Основные из этих подходов представлены следующими школами.

1. Институционапизм, рассматривает госполитику как результат деятельности государственных институтов (правительство, парламент, бюрократия, судебные органы и др.), использующих определенные административные процедуры.

2. Концепция политического процесса представляет госполитику как результат политической деятельности, имеющей фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимация, выполнение, оценка и мониторинг) в процессе решения общественных проблем.

3. Теория групп оценивает государственную политику как результат групповой борьбы, конфликта между различными группами в обществе и правительстве и поиска консенсуса по конкретным вопросам политики.

4. Теория элиты рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.

5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных технологий управления.

6. Теория инкрементализма (постепенности) - государственная политика как последовательная и поэтапная деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел, т.е. небольшие вариации по изменению прошлого состояния.

7. Теория игр - государственная политика как рациональный выбор в конкурентной борьбе двух наиболее влиятельных сторон в обществе или правительстве.

8. Теория общественного выбора - государственная политика как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.

9. Теория открытых систем - государственная политика как результат ответа политической системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды.

Если подходить к государственной  политике как к постоянному политическому  процессу, а данный подход является одним из наиболее используемых и  популярных, то акцент в этом случае делается на целях, содержании действий, характеристиках участников и результатах государственной политики.

Информация о работе Государственная политика