2.4. Ответственность за
нарушение законодательства о
государственной тайне.
Предусмотрено,
что защита прав и законных интересов
граждан, органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций
в сфере действия Закона о государственной
тайне осуществляется в судебном
или ином порядке, предусмотренном
Законом.
Финансирование
деятельности органов государственной
власти, бюджетных предприятий, учреждений
и организаций и их структурных
подразделений по защите государственной
тайны, а также социальных гарантий,
предусмотренных Законом о государственной
тайне, осуществляется за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации
и средств местных бюджетов, а
остальных предприятий, учреждений
и организаций – за счет средств,
получаемых от их основной деятельности
при выполнение работ, связанных
с использованием сведений, составляющих
государственную тайну.
Контроль за расходованием
финансовых средств, выделяемых на проведение
мероприятий по защите государственной
тайны, осуществляется руководителями
органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций, заказчиками
работ, а также специально уполномоченными
на то представителями Министерства
финансов Российской Федерации. Если осуществление
этого контроля связано с доступом
к сведениям, составляющим государственную
тайну, то перечисленные лица должны иметь
допуск к сведениям соответствующей степени
секретности.
Система защиты
(охраны) государственной тайны построена
для того, чтобы эта тайна не
стала достоянием, как внешних противников
Российской Федерации, так и враждебных
элементов внутри Российской Федерации.
В этом выражается понимание государственной
тайны как функции государства по отношению
к обществу и личности.
Система защиты
(охраны) государственной тайны должна
регулироваться различными отраслями
права, и лишь наиболее опасные деяния
при обращении с государственной
тайной образуют преступления. Тем
самым удастся оправдать в
глазах общественности суровое уголовное
наказание за нарушение правил обращения
с государственной тайной, а также
создать фундамент для претворения
в жизнь принципа неотвратимости
наказания.
Система уголовно-правовой
защиты государственной тайны должна
фокусировать внимание на наиболее опасных
деяниях при обращении с государственной
тайной, независимо от того, совершает
ли их законный или незаконный обладатель
государственной тайны. В сфере
уголовно-правового регулирования
должна оказаться вся «цепочка»
незаконных действий с государственной
тайной (добывание государственной тайны,
собирание, хранение, передача, разглашение,
продажа, коммерческое или иное использование
и т.п.) в их наиболее общественно опасной
форме. В настоящее время лишь отдельные
звенья цепочки заслужили уголовно-правовое
регулирование (незаконное получение
сведений, составляющих государственную
тайну; разглашение сведений, составляющих
государственную тайну; утрата документов,
составляющих государственную тайну и
пр.). И такое регулирование ориентировано
на законного обладателя государственной
тайны. Незаконный обладатель не может
поплатиться, например, за продажу государственной
тайны российским преступным структурам
или использование секретных сведений
для спекулятивного обогащения.
Система уголовно-правовой
защиты (охраны) государственной тайны
должна строго дифференцировать ответственность
в зависимости от трех факторов:
1) насколько высока
опасность разглашения государственной
тайны для общества и личности;
2) законно или
незаконно субъект получил доступ
к государственной тайне;
3) умышленно или
неумышленно он совершил преступление.
Сейчас такой
дифференциации в УК РФ нет, и суды
сами при назначении наказания пытаются
учитывать эти факторы.
Система уголовно-правовой
защиты (охраны) государственной тайны
должна взаимодействовать с системой
уголовно-правовой защиты иной тайны (коммерческой,
банковской, тайны усыновления и
т.д.). К сожалению, оказалось, что
коммерческую и банковскую тайну
УК РФ оберегает куда более тщательно,
нежели государственную.
Заключение.
В 1995 году Указом
Президента России был введен перечень
сведений, отнесенных к государственной
тайне. Он предусматривает 87 типов сведений,
конкретное содержание которых определяется
ведомственными перечнями федеральных
органов исполнительной власти.
Разглашение или
передача сведений содержащих государственную
тайну по халатности или со злым умыслом,
шпионаж в пользу иностранных государств,
утеря секретных документов, публикации
в средствах массовой информации документов
составляющих государственную тайну,
представляли ранее и представляют сейчас
серьезную угрозу государственной безопасности.
Поэтому одной из важнейших задач обеспечения
государственной безопасности является
предупреждение и выявление вышеуказанных
действий, а также ликвидация их последствий,
путем создания специальных органов охраны
государственной тайны, принятия законодательных
актов регламентирующих их деятельность,
а также принятие законов призванных обеспечивать
наказание лиц, совершивших преступления
направленные на подрыв государственной
безопасности.
В настоящее время,
когда мир находится в сложной
политической и экономической обстановке
защита государственных секретов обретает
важное значение и в этих целях
создан особый административно - правовой
режим защиты государственной тайны.
Список
используемой литературы:
1. Конституция
Российской Федерации принята
всенародным голосованием 12 декабря
1993 г.
2. КоАП
РФ от 30 декабря 2001 года №95-ФЗ в редакции
Федерального закона от 21.07.2011 N 253-ФЗ,
3. Уголовный
Кодекс РФ Уголовный кодекс РФ (УК
РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ в редакции Федерального
закона от 21.07.2011 N 253-ФЗ
4. Федеральный
Закон «Об архивном деле» от
22 октября 2004 г. N 125-ФЗ
5. Федеральный
Закон «Об оперативно – розыскной
деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ
в редакции Федерального закона
от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ
6. Федеральный Закон
«О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1 в редакции
Федерального закона от 26.06.2008 г. № 103-ФЗ
7.Федеральный
Закон «О внешней разведке» от 10 января
1996 года № 5-ФЗ в редакции Федерального
закона от 14.02.2007 № 20-ФЗ
8. Федеральный
Закон «О государственной тайне» от 21.07.1993г.
№ 5485-1 в редакции Федерального закона
от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ
9. Федеральный
Закон «О гражданстве» от 31.05.2002
N 62-ФЗ в редакции Федерального закона
от 28.06.2009 N 127-ФЗ
10.Федеральный
Закон «О федеральной службе
безопасности» 3
апреля 1995 г. N 40-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.12.2008
N 280-ФЗ
11. Постановление
Правительства РФ от 28.10.1995 №1050 (ред.
от 15.11.2004) «Об утверждении инструкции
о порядке допуска должностных
лиц и граждан Российской Федерации
к государственной тайне»;
12. Постановление
Правительства РФ от 15.04.1995 №333 (ред.
от 17.12.2004) «О лицензировании деятельности
предприятий, учреждений и организаций
по проведению работ, связанных
с использованием сведений, составляющих
государственную тайну, созданием
средств защиты информации, а также
с осуществлением мероприятий и (или) оказанием
услуг по защите государственной тайны»;
13. Постановление
Правительства РФ от 22.08.1998 №1003 «Об
утверждении положения о порядке
допуска лиц, имеющих двойное
гражданство, лиц без гражданства,
а также лиц из числа иностранных
граждан, эмигрантов и реэмигрантов
к государственной тайне»;
14. Приказ
Минюста РФ от 04.02.2005 №10 «Об утверждении
инструкции по организации работ
по оформлению допуска к государственной
тайне руководителей саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих
и арбитражных управляющих»
15. Государственная
тайна в Российской Федерации.
Изд. 2-е, под ред. М.А. Вуса - Спб.:
Изд. Санкт-Петербургского университета,
2000, 409 с.
16. Информационное
право: Городов О.А. Учеб.-М.: Проспект,
2009.- 256 с.
1
Конституция Российской Федерации ст.29
2
Федеральный Закон от 21 июля 1993г.№ 5485-1
« О государственной тайне» Раздел 2
3
Федеральный Закон от 21 июля 1993г.№ 5485-1
« О государственной тайне» ст. 7