Государственная тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:38, реферат

Краткое описание

Государственная тайна - это правовой институт суверенного государства, надежная зашита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….2
1. Понятие государственной тайны……………………………..………………………………2
2. Порядок допуска к государственной тайне…………………..…………….……………….5
3. Система защиты государственной тайны…………………………………………………..8
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос тайна реферат.docx

— 44.10 Кб (Скачать файл)

Порядок допуска должностных лиц  и граждан к государственной тайне определяется Законом «О государственной тайне», а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050.

     Итак, допуск должностных  лиц и граждан к государственной  тайне осуществляется в добровольном  порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну;

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона «О государственной тайне» должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина  или должностного лица на проведение  в его отношении проверочных  мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные  с оформлением граждан по первой  и второй формам допуска, осуществляются  ФСБ РФ и ее территориальными  органами во  взаимодействии с  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность (далее – органы  безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска). Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится c целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона «О государственной тайне» для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

(в ред. Федерального  закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

- наличие у него медицинских  противопоказаний для работы  с использованием сведений, составляющих  государственную тайну, согласно  перечню, утверждаемому федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения  и социального развития;

(в ред. Федерального  закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

- постоянное проживание  его самого и (или) его близких  родственников за границей и  (или) оформление указанными лицами  документов для выезда на постоянное  жительство в другие государства;

-выявление в результате  проверочных мероприятий действий  оформляемого лица, создающих угрозу  безопасности Российской Федерации;

- уклонение его от проверочных  мероприятий и (или) сообщение  им заведомо ложных анкетных  данных.

     Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан,  допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий; процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ; дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.  Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному  окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2006 г. № 573 (ред. От 06.06.2008 г.) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Данные гарантии отражаются в трудовом договоре (контракте) работника (должностного лица), заключаемом исключительно по окончании проведения проверочных мероприятий.                                 5. Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст.26 Закона о государственной тайне).

6. Принятие решения руководителем  органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации  о допуске оформляемого лица  к сведениям, составляющим государственную  тайну. Следует учесть, что согласно ст.25 Закона “О государственной тайне” руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. Согласно ст. 26 Закона “О государственной тайне”, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

 

 

 

4. Защита государственной тайны

     К органам защиты государственной тайны относятся:

· межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

· органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней разведки РФ, Государственная  техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;

· органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации  и их структурные подразделения  по защите государственной тайны.

     Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

     При решении вопроса о допуске к государственной тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени  секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ.

Защита государственной тайны - наиболее важное направление государственных  органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

В ст.20 Федерального Закона "О государственной  тайне" к органам, непосредственно  обязанным защищать государственную  тайну, относят [4]:

- Межведомственную комиссию по  защите государственной тайны;

- органы федеральной исполнительной  власти (Федеральная служба безопасности  Российской Федерации, Министерство  обороны Российской Федерации), Служба  внешней разведки Российской  Федерации, Федеральная служба  по техническому и экспортному  контролю и их органы на  местах;

- органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации  и их структурные подразделения  по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов  защиты государственной тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Данный орган носит надведомственный характер и занимается исключительно вопросами защиты государственной тайны в отличие от других органов защиты государственной тайны, в функции которых входит исполнение также иных обязанностей согласно их основному профилю.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что подчеркивает особую важность и значимость данного органа.

В ч.3 ст.7 Закона "О федеральной  службе безопасности" также указано, что граждане РФ, допущенные к сведениям  об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации [5].

Нарушение законодательства о государственной  тайне может совершаться как  умышленно, так и неосторожно. За умышленное нарушение законодательства о государственной тайне в виде государственной измены, шпионажа, разглашения государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность ст. ст.275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная ответственность предусмотрена и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную тайну, ст.284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины [2].

Нарушение правил защиты информации, и незаконная деятельность в области  защиты информации могут совершаться  как умышленно, так и неосторожно  и влекут административную ответственность, предусмотренную ст. ст.13.12, 13.13 КоАП РФ [3].

Однако приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют и не хотят пресекать  распродажу государственных секретов, которые принимают массовый, рыночный характер. На сегодняшний день отсутствует классификатор, т.е. методика расчёта ущерба, причинённого преступным посягательством, что не позволяет оценить тяжесть последствий. Правовая база, регламентирующая охрану государственной тайны, недоработана и не соответствует имеющейся нормативной базе, а именно - ФЗ "О государственной тайне" и указу Президента об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне.

Как следует из ФЗ "О государственной  тайне", Правительство РФ должно устанавливать порядок определения  размера ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения  сведений, составляющих государственную  тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате её засекречивания [4, cт.8].

На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной  тайны. Одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время не представляется возможным. Отсутствует чёткое законодательное регулирование таких основных вопросов: что есть государственная измена, а что - разглашение гостайны, кто несёт ответственность, какой ущерб причинён безопасности и обороноспособности страны. К сожалению, пока ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но судьбы граждан, решаются по усмотрению и настроению суда, а не по чётким и однозначным регламентациям в законе.

Информация о работе Государственная тайна