Государственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В Теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Лилия курсовая.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)
  • юридическая безответственность монарха.

Возникнув в  условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

Выделяются  следующие разновидности монархической  формы государственного правления:

"Абсолютная  монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)".9

Возникновение абсолютизма связано с процессом  зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

  • отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
  • ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
  • юридически не ограниченная власть монарха;

-наличие в  распоряжении монарха постоянной  армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в  центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.

Ограниченная  монархия (конституционная) - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.

 

 

 

9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.105.

Как форма  правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. ограниченная монархия бывает: парламентской, дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

■   правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;

  • лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, 
    становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебных сферах власть монарха, 
    являясь символической, фактически отсутствует;
  • законодательные акты принимаются парламентом;

■ правительство ответственно только перед парламентом. 
Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией. 
Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до 
настоящего времени. Примерами парламентарной монархии могут служить 
Англия, Дания, Испания, Япония и др.

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки:

• правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте;

 •  правительство не ответственно перед парламентом.

Монарх при  этом выражает интересы феодалов, а  парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.

Подобная  форма в прошлом существовала в Кайзеровской Германии, Австрии, Италии; в настоящее время — в Марокко, Иордании и некоторых странах арабского мира.

 

 

3.2 Республиканские формы правления

Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть либо парламентарные, либо президентские, либо смешанные.

В парламентарной республике глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность (например, парламент вправе выразить недоверие правительству, что ведет к отставке правительства). Вместе с тем в парламентарной республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства. Так, президент Италии (парламентарной республики) согласно Конституции страны может, заслушав председателей двух разно уровневых палат, распустить обе палаты или одну из них. Это возможно, например, в случае непреодолимых противоречий в их позициях. В настоящее время парламентарная республика существует, кроме названной уже Италии, в таких странах, как Германия, Австрия и др.

Президентская республика характеризуется тем, что  во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства  и главы исполнительной власти. Правительство  в такой республике назначается  самим президентом и не несет  политической ответственности перед парламентом. Президент, избираемый населением, вместе с тем не имеет права роспуска парламента. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.

Во многих странах имеет место смешанная (полупрезидентская) форма правления, имеющая смешанный характер, то есть сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентарной республики (правительство держит ответ перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). Ее основная черта - гипертрофированная, и по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относится, например, Республика Беларусь, Франция, некоторые латиноамериканские страны.

Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального глав государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных 
    органов государственной власти;
  • осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;
  • юридическая ответственность главы государства;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других 
    государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства;
  • взаимная ответственность личности и государства.

Эффективно  действующий механизм противовесов и вдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них.

 

 

 

 

 

4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.) организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их 
    органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными 
    государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, 
    проживающей на территории данного государства.

По форме  государственного устройства все государства  можно

подразделить  на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные. На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм  предполагает ту или иную степень  самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованьях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость.

4.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

  • единые и общие для всей страны высшие представительные, 
    исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие 
    местные органы. Единые вооруженные силы;
  • на его территории действует одна конституция, единая система 
    законодательства и одно гражданство;
  • единая экономика (обязательная для всех административно- 
    территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и 
    финансовая политика);
  • его составные части (области, департаменты, округа, провинции) 
    государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных 
    органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических 
    органов и других атрибутов государственности);
  • если на его территории проживают небольшие по численности 
    национальности, то может допускаться национальная и законодательная 
    автономия (Судан с Южным регионом);
  • все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными 
    органами, представляющими страну на международной арене.

То, что составные  части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия  у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:

централизованным - если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

децентрализованным - если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный  контроль над местными органами.

К числу унитарных  государств относятся: Республика Беларусь, Украина, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания. Также подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки: Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

4.2 Федеративное государство

Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) есть союзное государство, состоящее из государственных образований юридической и политической самостоятельностью. В современном мире существуют 25 федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия — в Америке и др. Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с  тем можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: 
штатов, кантов, земель, республик и т.д.

  1. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и 
    судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
  2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, 
    имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные 
    органы.

Информация о работе Государственное право