Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, в нашей стране идет утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью, которое свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России;
- во-вторых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер;

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика юридического лица
1.1 Понятие юридического лица
1.2 Виды юридических лиц в РФ
Глава 2 Государственные и муниципальные унитарные предприятия
2.1 Характеристика унитарных предприятий
2.2 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.docx

— 48.91 Кб (Скачать файл)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица

Содержание

Введение

Глава 1 Общая характеристика юридического лица

1.1 Понятие юридического  лица

1.2 Виды юридических лиц  в РФ

Глава 2 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

2.1 Характеристика унитарных  предприятий

2.2 Понятие и признаки  государственного унитарного предприятия

Заключение

Литература

Введение

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, в нашей стране  идет утверждение новых гражданско-правовых  институтов, правовое и организационное  закрепление отношений по управлению  собственностью, которое свидетельствуют  о возрождении и развитии демократической  основы России;

- во-вторых, государственные  унитарные предприятия занимают  прочное место в экономической  структуре государства и обеспечивают  ее потребности в наиболее  значимой продукции, имеющей стратегический  и национальный характер;

- в-третьих, государственное  унитарное предприятие, собственником  имущества которого является  государство в лице Российской  Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые  и трудовые отношения.

В ходе написания данной работы было проанализирована много литературы, в том числе Конституция, гражданский кодекс, монографии известных ученых, таких как: Гуев А.Н., Зенин И.А., Малинкович М.В., Теплова Н.А. и др.

Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают государственные и муниципальные предприятия как юридические лица.

Предметом является механизм осуществления деятельности государственных и муниципальных предприятий как юридических лиц.

Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных предприятий.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

- изучение понятия юридического  лица в РФ;

- рассмотрение видов юридических  лиц в РФ;

- описание государственных  и муниципальных унитарных предприятий;

- определить понятие и  признаки государственного унитарного  предприятия.

Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в работе - учебная литература для студентов высших учебных заведений.

Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и учебные пособия.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «Общая характеристика юридического лица»; второй раздел «Государственные и муниципальные унитарные предприятия»), заключение и литература.

Глава 1. Общая характеристика юридического лица

1.1 Понятие юридического лица

Юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Рассматривая вышеприведенное определение юридического лица, можно сказать следующее: основой структуры и хозяйствования юридического лица является - имущественная обособленность. Под "обособленным имуществом" подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. В том, что юридическое лицо, в зависимости от его вида, должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация) находит конкретное выражение имущественная обособленность. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников) если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени означает, что "юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне.

Перечисленные и многие другие связанные с юридическим лицом вопросы закрепляются в учредительных документах юридического лица (ст. 52 ГК). Следовательно, каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов.

Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным выше требованиям. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц (см. ст. 51 ГК) служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.

1.2 Виды юридических лиц в РФ

Юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации. Учредителем называется тот субъект (физическое или юридическое лицо), который создает данную организацию и передает ей в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества. Фактически учредителем является лицо или лица, подписавшие учредительные документы создаваемого юридического лица. По этому критерию юридические лица подразделяются на четыре вида:

1) организации, на имущество  которых учредители (участники) не  сохраняют никаких прав (все виды  некоммерческих организаций, за  исключением некоммерческих партнерств),

2) организации, в отношении  имущества которых учредители (участники) сохраняют обязательственные права (товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства),

3) организации, в отношении  имущества которых учредители  сохраняют право хозяйственного  ведения (дочерние предприятия),

4) организации, в отношении  имущества которых учредители  сохраняют право собственности (государственные  и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения).

В зависимости от способов создания и целей деятельности юридические лица подразделяются на публичные и частные. К юридическим лицам публичного права принято относить те организации, которые создаются помимо воли частных лиц, путем издания правовых актов органами государственной власти и управления. Прежде всего, это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ), а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, которые обычно создаются в соответствии с указами Президента, постановлениями Правительства, распоряжениями комитетов по управлению государственным имуществом и фондов государственного имущества. Так, в п.1 ст.115 ГК прямо говорится, что федеральное казенное предприятие образуется только по решению Правительства РФ.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. К коммерческим организациям относятся следующие:

1 Хозяйственные товарищества - договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

1.1 Полное товарищество - хозяйственное товарищество, участники  которого солидарно несут субсидиарную  ответственность по его обязательствам  всем своим имуществом.

1.1.1 Товарищество на вере - хозяйственное товарищество, состоящее  из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

2 Хозяйственные общества - это организации, создаваемые одним  или несколькими лицами путём  объединения (обособления) их имущества  для ведения предпринимательской  деятельности.

2.1 Общество с ограниченной  ответственностью - коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли определённых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам.

2.2 Общество с дополнительной  ответственностью - коммерческая организация, уставный капитал которой разделён  на доли заранее определённых  размеров, образованная одним или  нескольким лицами, солидарно несущими  субсидиарную ответственность по  её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов  в уставный капитал..

2.3 Акционерное общество - коммерческая организация, образованная  одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам, с уставным капиталом, разделённым  на доли, права на которые удостоверяются  ценными бумагами - акциями.

2.3.1 Закрытое АО - распределяет  выпуски новых акций между  конкретными заранее известными  лицами. Число членов не свыше 50, акционеры имеют право преимущественной  покупки отчуждаемых другими  акционерами акций.

2.3.1.1 Народное предприятие - акционерное общество работников.

2.3.2 Открытое АО - вправе  предлагать акции для приобретения  неограниченному кругу лиц.

3 Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

4 Государственное (муниципальное) предприятие - юридическое лицо, учреждённое  государством либо органом местного  самоуправления в предпринимательских  целях или в целях выпуска  особо значимых товаров (производства  работ или оказания услуг), имущество  которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

4.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного  ведения

4.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного  управления (федеральное казенное  предприятие)

Коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом. Этот перечень является исчерпывающим (ст.50, 114 ГК, п.1 ст.6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ).

Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения - лицензии (ст.49 ГК). Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в ее уставе.

Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. К некоммерческим организациям можно отнести такие:

1 Потребительские кооперативы1.Ст. 50, 116 ГК, Закон РФ от 19 июня 1992 г. "О потребительской кооперации в РФ. При этом нужно учитывать, что деятельность всех видов сельскохозяйственных кооперативов, как потребительских, так и производственных, а также их союзов регулируется специальным Законом от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации. - объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из паевых взносов.

2 Товарищества собственников  жилья - некоммерческое объединение  лиц - собственников помещений для  совместного управления и эксплуатации  единого комплекса недвижимого  имущества (кондоминиума).

3 Общественные объединения - некоммерческое объединение лиц  на основе общности их интересов  для реализации общих целей.

3.1 Общественные организации - объединения на основе членства.

В тех случаях, когда двое или несколько лиц объединяются между собой для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, мы имеем дело с организацией или объединением лиц. Таковы все виды хозяйственных товариществ и обществ (кроме обществ, состоящих из одного лица); кооперативы; основанные на членстве общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц. Отличительным признаком союза является наличие в нем некоего состава участников или членов.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица