Государство и церквь: конституционно-правовые аспекты взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.
Еще 15-20 лет назад церковно-государственная проблематика практически не могла звучать и оцениваться как приоритетное направление внутренней политики государства. Сейчас ситуация изменилась коренным образом: Церковь и государство являются двумя цивилизованными участниками общественного процесса, которые находятся на пути к эффективному взаимодействию. Более того, результаты такого взаимодействия в жизни современного российского общества можно видеть все чаще.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………5
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………..10
3. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОСТИ………………………………………….12
3.1 Регулирование взаимоотношений государства и церкви в Российской Федерации................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Васильева.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

     Такой подход государства к отношению  с церковью вполне понятен. Ведь сегодня  церковь – это не только хранительница  традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. А, следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать «правила игры», устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Взаимоотношения религии и государства претерпели значительные изменения.

     В результате длительного развития от принятия христианства до 1917 года церковь  приобрела определенные власть и  могущество в системе государства, имела свою собственность.

     Советская власть, законодательным путем отделив церковь от государства в 1918г., лишила ее политических и других привилегий и ограничила ее деятельность исполнением чисто церковных функций и отправлением религиозного культа. Если бы в своей «имущественной» политике по отношению к церкви государство остановилось на лишении церковных и религиозных обществ, всяких преимуществ и субсидий, то подобное решение устроило бы противоборствующие стороны. Но в России власть пошла дальше. Она не только отказала церкви в своей поддержке, но и лишила ее принадлежащего ей имущества.

     Исходя  из ложной концепции, что религию  можно уничтожить насильственным путем  и репрессивными мерами, государство  четко определило политику расчленения  и постепенной ликвидации церкви в 20-30-е годы. Особенностью внутри церковной жизни того периода, оставалось отсутствие Патриаршего управления. В целом, антирелигиозная политика, проводимая в течение многих лет в послеоктябрьский период, привела к тому, что к началу второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена.

     В период Великой Отечественной войны  патриотизм руководства и основной массы духовенства Русской Православной Церкви привлек к себе внимание верующих и неверующих, вернул в храмы часть  советских людей, покинувших ее в предвоенные годы, особенно на временно оккупированных врагом территории. Это подняло престиж церкви в глазах советских людей и способствовало усилению ее влияния. Патриотическое служение и возросший авторитет церкви был оценен даже государством, которое «позволило» восстановить патриаршество в 1943 г. Это открыло новый этап религиозной жизни, расширило сферу ее миссионерской, благотворительной и международной деятельности.

     Анализируя  современное положение Русской  Православной Церкви, необходимо отметить, что существование в социалистическом обществе подтолкнуло идеологов русского православия к переходу на позиции модернизма. В результате такого перехода и благодаря ему завершилось становление современного русского православия — конфессии, адаптированной к существованию в условиях обновления государственной и общественной жизни, нашедшей формы активной внутри-церковной и межхристианской деятельности.

     Период  «перестройки» определил основные направления последующего развития всех сторон жизни и деятельности Русской Православной Церкви, ее современное состояние. В целом, государственно-церковные отношения на протяжении длительного исторического периода претерпевали различные изменения, что негативно отражалось на всех сферах общественной жизни. Эволюция этих отношений на современном этапе позволяет надеяться, что благодаря разумной государственной политике, церковь вновь станет основой духовного и нравственного возрождения общества. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законодательством РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008г. №7 – ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 янв.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63 – ФЗ (ред. от 07 дек. 2011) (с изм. и доп., вступившими в силу с 06 янв. 2012) // Российская газета. – 1996. – 25 июня.
  3. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентяб. 1997г. №125 – ФЗ (с изменениями от 01 июля 2011г.) // Российская газета. – 1997. – 01 октяб.
  4. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. – М.: Былина, 1993. – 568 с.
  5. Козлова Е. И.  Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 3 -е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2003. – 587 с.
  6. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – М. : Юристъ, 2004. – 538 с.
  7. Конституционное право России : учебник / под ред. А. С. Прудникова,  В. И. Авсеенко. – 3 -е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 767 с.
  8. Никольский М.М. История Русской Церкви. – М.: Изд-во полит. литературы, 1983. – 427 с.
  9. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
  10. Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России : учебник / М.Б. Смоленский. – М. : Дашков и К, 2007. – 416 с.
  11. Чиркин В. Е. Конституционное право России : практикум / В.Е.Чиркин. – 2 -е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – 618 с.
  12. Социальное партнерство государства и церкви. – М.: Академия, 2004. – 612 с.
  13. Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 – 2000 гг.: Дис. на соис. уч. степ. к.и.н. – Курск, 2000. – 150 с..
  14. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства: понятие, содержание, структура / Н.В. Бутусова // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – №4. – С. 9-21.
  15. Комкова Г.Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России. // Правоведение. – 2003. – №1. – С.19-31.

Информация о работе Государство и церквь: конституционно-правовые аспекты взаимоотношений