Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:47, контрольная работа
Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Официальной конституции в Великобритании нет. Монарх имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерская система. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.
Особенностью британского законодательства о выборах является то, что права голоса, наряду с умалишенными и осужденными за тяжкие преступления, лишены пэры (лица, имеющие такой дворянский титул, который дает право заседать в верхней палате британского парламента).
Для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты, необходимо внести избирательный залог в сумме 1000 фунтов стерлингов. Залог переходит в собственность государства, если кандидат соберет менее 5 % общего числа поданных по округу голосов.
Выборы в палату общин проводятся по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
[ 1, C. 39] Палата лордов вообще не избирается. Ее членами являются:
1) наследственные пэры, т.
е. лица, которые обладают
2) пожизненные пэры, т. е.
лица, которым дворянский титул
барона (баронессы) пожалован без
права передачи по наследству;
таким правом фактически
3) 26 духовных лордов (2 архиепископа
и 24 епископа англиканской церкви),
которые считаются членами
4) 20 лордов по апелляциям. Это лорды-юристы, которые назначаются королевским актом пожизненно из числа лиц, занимающих или занимавших высокие судейские должности. Они оказывают палате помощь при решении судебных дел и получают особую плату.
Специфической особенностью британской парламентской практики является наличие официальной оппозиции. Лояльная оппозиция Ее Величества - так официально именуют главную оппозиционную партию в парламенте. Лидер оппозиции возглавляет так называемый теневой кабинет, занимающийся теми же проблемами, что и правительство, и получает жалование от государства. Члены теневого кабинета (теневые министры) выступают на заседаниях парламента от имени оппозиции в качестве главных ораторов по соответствующим вопросам.
2.3. Правительство Соединенного Королевства
Центральная исполнительная власть представлена органом, состоящим из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер-министр.
Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер-министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. [2, C. 54]
Если премьер-министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера.
Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляя руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях.
Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер-министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер-министра включает лиц, являющихся гражданскими служащими - чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членами кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов.
В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом.
Кабинет является органом, структуру и компетенцию которого в значительной мере определяют конституционные соглашения.
[4, C. 43] В правительстве полного состава можно выделить четыре категории министров:
1) министры, возглавляющие министерства, именуемые, как правило, государственными секретарями;
2) министры, не являющиеся
главами министерств, т.е. министры
без портфеля, а также члены
правительства, занимающие традиционные
должности - лорд-хранитель печати,
канцлер герцогства
3) государственные министры,
являющиеся фактически
4) младшие министры - парламентские
секретари, обеспечивающие связи
министров с парламентом. В крупных
министерствах имеется обычно
несколько парламентских
Работа кабинета организуется аппаратом, в который входит ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарата может меняться в зависимости от личного усмотрения премьер-министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения. Деятельность британского кабинета носит закрытый характер. Члены кабинета, являющиеся одновременно членами Тайного Совета, приносят присягу, которая включает обещание не разглашать информацию, связанную с деятельностью кабинета.
Тремя основными партиями Великобритании являются Консервативная партия, Лейбористская партия и Либеральные демократы. Во время общих выборов в 2010 году эти три партии получили 622 места из 650 возможных в Палате Общин
2.4. Местное самоуправление Великобритании
В Великобритании исторически сложилось несколько уровней местных органов власти: от советов графства до советов приходов и сельских островных советов. С конца 70-х годов, с приходом к власти М.Тэтчер, закрепилась общая тенденция к постоянному сокращению числа советов и сферы их компетенции.
В зависимости от степени урбанизации населения различают метрополитенские районы (т.е. районы городских агломераций) и неметрополитенские, или сельские районы со значительно меньшей численностью проживающего в них городского населения.
По законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному. [8]
Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов.
Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.
Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.
В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения, жилищное строительство, местные дороги и стоянки автотранспорта, зрелищные мероприятия и реклама, борьба с шумом и здравоохранение, сбыт отходов и кладбища, социальное обеспечение.
Несколько отличается от этой схемы управление Лондоном. Большой Лондон разделен на 32 района. Они управляются советами, сформированными по такому же принципу, как и окружные советы. Лондонский Сити управляется тремя палатами, в состав которых входят лорд-мэр, советники, шерифы и другие высокопоставленные должностные лица. Корпорация Сити имеет больше полномочий, чем городские округа Англии. [5, C. 265]
Центральные министерства и ведомства осуществляют значительный контроль над советами. Прежде всего местные органы власти зависят от центра в финансовом отношении, поскольку поступлений от местных налогов и других доходов не хватает на покрытие расходов.
Функции местного самоуправления регулируются и обеспечиваются законодательством, определяемыми правительством стандартами, правительственными полномочиями по прекращению платежей, правительственным финансовым контролем и ревизиями, постановлениями судов, выступлениями средств массовой информации, системой доступа общественности к информации, выборами местных органов власти.
Глава 3. Сравнительная характеристика в сфере государственного и муниципального управления Великобритании и США
Великобритания |
США |
1. Форма правления – Унитарное 2. Государственное устройство - Конституционная монархия 3. Глава государства - Король (Королева) («царствует, но не управляет»)
4. Неписанная Конституция 5. Законодательная власть – Парламент (Шотландский парламент, Национальная ассамблея Уэльса, Ассамблея Северной Ирландии)
6. Исполнительная власть - Правительство - Палата общин (659 депутатов на 5 лет; при этом численность палаты возрастает после пересмотра границ избирательных округов в связи с ростом числа населения; 7. Судебная власть - Верховный суд
8. Административные территории управляются советами
9. Разделение властей фактически и формально не существует |
1. Форма правления – Федерация 2. Государственное устройство - Республика 3. Глава государства – Президент (глава государства и
единоличный носитель 4. Конституция 5. Законодательная власть – конгресс (425 представителей сроком на 2 года; небольшой срок полномочий депутата компенсируется частотой переизбрания) Сенат конгресса (по два сенатора от каждого штата, что позволяет учесть интересы малых штатов, незначительно представленных в Палате Представителей; обновляется каждые 2 года на 1\3; т.о. срок полномочий каждого сенатора составляет 6 лет) 6. Исполнительная власть – Президент
7. Судебная власть – Верховный суд 8. Управление штатов - легислатуры и губернаторы, графства - шерифы 9. Разделение властей фактически и формально есть |
Заключение
Великобритания и США по своему государственному строю различны, что и влияет на различия системы государственного и местного управления в этих государствах.
В Великобритании престол наследуется. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. Президент США избирается, он — глава государства, глава исполнительной власти и главнокомандующий Армии, Флотом по Конституции США.
Смысл американской модели, отличный от британского парламентаризма, состоит в жестком разделении исполнительной и законодательной властей, которые формируются независимо друг от друга. Самостоятельно действует и судебная власть.
Административные территории управляются советами в Великобритании, в США управление штатов в руках губернаторов, графства – шерифов.
Библиографический список