Граждане как субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество, в известной степени, можно считать продуктом развития человеческих отношений. Одно из ключевых мест в многообразии этих отношений занимают правоотношения, так как они выполняют общерегулирующую функцию по отношению ко всем имеющимся общественным связям. Даже среди различных отраслей права, регламентирующих отдельные виды общественных отношений, везде неизбежно присутствуют правоотношения. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, выяснить понятие и особенности правоотношения, позволяющие выделить их в отдельный вид общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты правоотношений курс.1.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).                                                                                                               

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

 Хозяйственные товарищества  и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные11.

Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

-  Полное товарищество. Участники такой организации  несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательством всем своим имуществом.

-  Товарищество на вере. Данное товарищество состоит  из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе – комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

-  Общество с ограниченной  ответственностью. Данное общество  являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

-  Общество с дополнительной  ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставный капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.                            

-  Акционерное общество  – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.

Производственные кооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации – организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

-  Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

-  Общественные объединения  – некоммерческое объединение  лиц  на основе общности их  интересов для реализации общих  целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.

-  Религиозные организации. Объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.

-  Фонды. Фонд – некоммерческая  организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

-  Организация, созданная  собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

-  Объединения юридических  лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

 

2.2. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права 

 

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

-  Государство осуществляет  власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет  его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

-  Государство само  принимает законы, которыми должны  руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

-  Государство может  принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

-  Государство сохраняет  властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

-  Государство пользуется  иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.

Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти.

Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, так как природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности12.

Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой – она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.

Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношения участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК).

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства.  В данном случае говорится о юридических лицах таких организационно – правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (государством) учреждения.

Однако не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства , и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство, но в тоже время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства. (покупка офисной техники или канцтоваров.)

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации. Это Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований13.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ и подчиненные ему органы.

Данное министерство и подчиненные ему органы основываясь на ст.7-8 Закона РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ»:

    • принимают решения о приватизации;
    • -осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
    • -являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
    • -осуществляют права акционера хозяйственных обществ, акции которых находятся в государственной собственности;
    • -выступают в качестве арендодателей государственного имущества;
    • -закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и бессрочного пользования;
    • -дают согласие на залог государственного имущества;
    • -совершают иные действия.

Информация о работе Граждане как субъекты гражданского права