Граждане как субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Итак, обобщая вышеизложенное, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
1. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
2. Российские и иностранные юридические лица;
3. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие, структура и особенности правосубъектности, правоспособности и дееспособности граждан 5
§1.1 Понятие правосубъектности граждан, её особенности 5
§1.2 Понятие правоспособности граждан, её особенности 8
§1.3 Дееспособность граждан, её особенности 10
§1.4 Дееспособность различных категорий граждан 12
§1.5 Ограничение дееспособности, признание судом недееспособным 15
§1.6 Особенности правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства 17
Глава 2 Опека и попечительство 23
§2.1 Общая характеристика 23
§2.2 Опекуны и попечители 26
§2.3 Управление имуществом подопечного 28
§2.4 Прекращение опеки и попечительства 30
Глава 3 Индивидуализация гражданина 31
§3.1 Имя гражданина 31
§3.2 Место жительства гражданина 33
Глава 4 Признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление его умершим 35
§4.1 Признание гражданина безвестно отсутствующим 35
§4.2 Объявление гражданина умершим 36
Глава 5 Акты гражданского состояния граждан 38
Заключение 40
Используемая литература 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому праву_Граждане как субъекты ГП.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

По Закону о  приватизации жилищного фонда несовершеннолетние приобретают право собственности  или являются участниками общей собственности на приватизированные квартиры. Несовершеннолетние вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законодательством.

Ответственность по сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие 14 лет, могут совершать  самостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия законных представителей, несут сами несовершеннолетние. За причиненный  ими вред отвечают на общих основаниях.

Поподробнее рассмотрим дееспособность гражданина. Гражданская  дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-ти летнего  возраста. Самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. С 18-ти лет гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них.

В случае, когда  законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-ти летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретённая в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.

Несоблюдение  установленых законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской или иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение. Полный или частичный отказ гражданина о правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности и дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.    

Однако способности  гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. При наличии указанных проявлений необходимо защитить  имущественные интересы  такого  гражданина либо интересы его семьи.

 

§1.5 Ограничение дееспособности, признание судом недееспособным

 

 

Гражданин, который  вследствие психического расстройства не может понимать значения своих  действий или руководить ими, признается судом недееспособным. В этом случае гражданин не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, от его имени все сделки совершает его опекун.6 Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Основаниями ограничения  дееспособности гражданина является злоупотребление  им спиртными напитками или наркотическими средствами и тяжелое материальное положение семьи вследствие такого злоупотребления. Этот гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Для принятия решения  об ограничении дееспособности гражданина суд не должен назначать медицинскую экспертизу, а рассмотрение дела осуществляется с обязательным участием соответствующего гражданина, ходатайствовать об отмене дела может сам гражданин.

Этот гражданин  может совершать мелкие бытовые сделки, к которым не могут быть отнесены сделки по покупке спиртных напитков и наркотических средств. За попечителем следует признать право контролировать расходование подопечным средств, которые попечитель дает ему для удовлетворения повседневных нужд. Все сделки, кроме бытовых, он может совершать лишь с согласия попечителя. Без согласия попечителя гражданин не может получать заработную плату или другие доходы, распоряжаться ими и другим своим имуществом. Сделки (кроме мелких бытовых), совершенные без согласия попечителя гражданином, дееспособность которого ограничена, недействительны.

Имущественную ответственность по всем сделкам, в том числе по сделкам, совершенным с согласия попечителя, и за причиненный им вред этот гражданин несет сам.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

 

§1.6 Особенности правоспособности  и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства

 

 

Содержание  гражданской правоспособности иностранных  граждан и лиц без гражданства  определяется статьёй 1196 ГКРФ. На территории России указанные лица имеют одинаковый с российскими гражданами объем  правоспособности. Так, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России.7

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут  обладать на праве собственности  земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых  установлен Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ.8 Существуют и иные изъятия из принципа национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Новая коллизионная норма  о гражданской правоспособности сформулирована отдельно от правила о приравнении иностранцев и лиц без гражданства в отношении пользования правоспособностью к российским гражданам. Закон разделяет эти вопросы, имеющие самостоятельное значение.

Применительно к гражданской  правоспособности лица, то есть его  способности иметь гражданские права и нести обязанности, возникающей в момент его рождения и прекращающейся смертью, вопрос о подлежащем применению праве (коллизионный вопрос) может возникать в связи с существующими различиями в законодательстве отдельных государств. Так, если в России правоспособность гражданина возникает в момент рождения, то, например, в Испании ребенок считается рожденным и обладающим гражданской правоспособностью, если проживет 24 часа с момента отделения от материнского организма (ст. 30 ГК Испании 1889 г.). Если речь пойдет о правоспособности родившегося в России испанского гражданина, прожившего после рождения менее суток, будет иметь значение (в частности, при наследовании), право какой страны - России или Испании - будет определять его правоспособность.

Отсутствие в действовавшем  ранее законодательстве России конкретной коллизионной нормы о правоспособности приводило к тому, что правоспособность иностранцев и лиц без гражданства  практически всегда определялась по российскому закону на основании толкования упомянутого правила ст. 160 Основ 1991 г. о приравнении их к российским гражданам в отношении пользования правоспособностью.

При выборе такого способа  регулирования учитывалась тесная связь правоспособности с личностью  человека. Принималось во внимание и то, что в иностранных государствах используется обычно именно такая отсылка. Например, согласно § 12 Закона Австрии 1978 г. "правоспособность... лица определяется по его личному закону". Аналогичны правила нового законодательства Италии, Германии, Румынии, Турции и др. Рассматриваемое правило касается всех физических лиц, то есть российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев.

Следует иметь в виду, что договоры России с некоторыми странами СНГ (Туркменией, Киргизией, Арменией, Казахстаном) о правовом статусе граждан одного из договаривающихся государств, постоянно проживающих на территории другого договаривающегося государства. Например, согласно Договору РФ с Киргизией о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, правоспособность и дееспособность гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, определяется законодательством страны проживания. Лицо считается постоянно проживающим на территории данного государства, если оно на основании документа, выданного этим государством, постоянно проживает на его территории и при этом не является лицом, постоянно проживающим на территории страны своего гражданства в соответствии с ее законодательством. Подчинение правоспособности лица законодательству страны проживания означает, что правоспособность гражданина Киргизии, постоянно проживающего в России, будет определяться по российскому законодательству, а правоспособность российского гражданина, постоянно проживающего в Киргизии, - по законам Киргизии. Однако лишь в отношении киргизских граждан, проживающих в России. Надо обратить внимание и на то, что Договор с Киргизией принимает во внимание только "постоянное" проживание лица в соответствующей стране.

Наряду с этой коллизионной нормой о правоспособности сохранено и действовавшее ранее правило о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Имеется в виду пользование такими гражданскими правами, как право иметь имущество на праве собственности, наследовать его, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки, иметь права авторов, другие имущественные и личные неимущественные права.9 К содержанию правоспособности относятся и гражданско - правовые обязанности.

Приравнение иностранных  граждан и лиц без гражданства к собственным гражданам (предоставление так называемого национального режима) - основной правовой режим, определяющий в демократических государствах положение иностранцев и апатридов в стране пребывания. Это общепризнанный принцип. В отечественном законодательстве он выражен в общей форме в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в ст. 4 нового Закона о правовом положении иностранных граждан от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в ст. 2 ГКРФ, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принцип приравнения иностранцев к собственным гражданам применяется и в иностранных государствах. Он выражен, например, в законодательстве Венгрии, Вьетнама, Португалии и ряда других стран.

Предусмотрен этот принцип  и в ряде международных договоров  РФ: в двусторонних договорах России о правовой помощи, в Минской конвенции 1993 г.

Российское законодательство не связывает предоставление национального режима с взаимностью: такой режим предоставляется в России независимо от того, пользуются ли им в соответствующем иностранном государстве российские граждане.

Из общего принципа предоставления иностранцам и лицам без гражданства национального режима, то есть приравнения их в гражданской правоспособности к собственным гражданам, допускаются изъятия. Изъятия из национального режима (как в сторону ограничения прав, так и в сторону их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены только федеральным законом или международным договором РФ. Введение особых правил для иностранцев и лиц без гражданства в каких-либо других актах (например, в постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации) неправомерно.

Нельзя в связи со сказанным  согласиться с мнением о том, что "положения, которые расширяют  права иностранцев, предоставляют  им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для органа компетенции".

 

В судебной практике установление специальных правил для иностранных  граждан не в федеральных законах, а в других актах признается неправомерным. Так, Верховный Суд РФ в решении по заявлению ООО "Адвекс Инк" о признании недействительным абз. 3 п. 5.1 Инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. "О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике" указал, что содержащееся в оспариваемом нормативном акте правило о том, что иностранный гражданин считается принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока обратится к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи, не соответствует действующему законодательству. В статье 2 ГКРФ установлено, указал Верховный Суд, что правила ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом, тогда как в данном случае особый порядок принятия иностранцами наследства установлен не федеральным законом, а Инструктивными указаниями министерства. Суд счел, что в результате действия оспариваемого нормативного акта нарушаются гражданские права физических лиц, и признал оспариваемое положение недействительным.

По аналогичным соображениям Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без удовлетворения кассационную жалобу представителя  Московской городской Думы по делу о признании противоречащими  федеральному законодательству положений Закона                г. Москвы от 9 июля 1997г. "Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию". Коллегия подтвердила правильность решения Московского городского суда от 30 октября 2000г., признавшего оспариваемые положения, которыми для иностранных граждан установлен особый порядок регистрационного учета, противоречащими федеральному законодательству.

Законодательные нормы, устанавливающие (как исключение из общего правила) специальное регулирование для иностранных граждан в сфере гражданского права, сравнительно немногочисленны. Например, только граждане РФ могут быть членами сельскохозяйственного производственного кооператива, есть специальные правила о порядке пользования иностранными физическими лицами участками континентального шельфа,10 недрами.11 Некоторые российские законы ограничивают право иностранных граждан заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности: быть судьями, прокурорами, нотариусами, сотрудниками органов внутренних дел, милиции, занимать должность капитана морского судна и тому подобное.

Информация о работе Граждане как субъекты гражданского права