Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:00, реферат
В 1 мировую войну впервые были применены авиация, химическое оружие, образовались огромные массовые потоки беженцев, активно стали развиваться походные госпитали и пункты приема эвакуируемого населения. Так, в стенах теперешнего Художественного музея г. Иваново (до революции - в 1915 году располагался пункт приема и распределения семей беженцев из Польши. Возникла концепция «тотальной войны», которая предполагала беспощадное истребление населения и разрушение материальных ценностей с применением воздушной бомбардировки и химического оружия. Это диктовало разработку ряда мер по защите гражданского населения, обучению его самообороне.
Министерство образования и науки администрации самарской области ГБОУ СПО Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения
Д.И.Козлова
Реферат
По дисциплине ОБЖ
На тему:
Гражданская Обарона
Самара 2012
История создания Гражданской Обороны
В 1 мировую войну впервые были применены авиация, химическое оружие, образовались огромные массовые потоки беженцев, активно стали развиваться походные госпитали и пункты приема эвакуируемого населения. Так, в стенах теперешнего Художественного музея г. Иваново (до революции - в 1915 году располагался пункт приема и распределения семей беженцев из Польши. Возникла концепция «тотальной войны», которая предполагала беспощадное истребление населения и разрушение материальных ценностей с применением воздушной бомбардировки и химического оружия. Это диктовало разработку ряда мер по защите гражданского населения, обучению его самообороне. В СССР опыт 1 мировой войны отозвался огромным страхом перед возможностью налетов вражеской авиации с распылением отравляющих химических веществ. Поэтому в СССР гражданская оборона зародилась как противохимическая оборона. В 1928 году приказом Наркома по военным и морским делам было введено в действие первое Положение о противовоздушной обороне СССР. В нем говорилось, что ПВО предназначена для защиты страны от воздушных нападений, силами и средствами военных и гражданских ведомств и общественных организаций. Днем рождения ГО СССР - РФ является дата 4 октября 1932 года. 4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО Советского государства. В 1961 году МПВО было реорганизовано в качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне. На это повлияло развитие оружия массового поражения, в т.ч. ядерного. Архивные документы подтверждают, что система МПВО Ивановской области стала складываться в 30-е годы. В этот период в областном Совете был создан военно-химический отдел, а также военно-химический городок близ г. Иваново, проводятся первые военно-химические соревнования, учения по противовоздушной обороне. Проводилась массовая работа по подготовке населения к самообороне в случае воздушно-химического нападения.
С 1932 года, согласно действующего «Положения о местной противовоздушной обороне СССР», все города и районы области вошли в единую систему МПВО Ивановской области, руководство которой было возложено на областные органы управления. В 1941 году в Иванове был создан городской штаб МПВО-НКВД и 5 районных штабов. Создаются невоенизированные формирования, оборудуются первые бомбо-газоубежища и другие защитные сооружения. Создаются формирования по их обслуживанию. В 1942 году указанием Главного управления МПВО СССР в Иванове создается взвод подрывников. В 1943 году в 600-километровой зоне от линии фронта решением Правительства формируются 9 инженерно-противохимических батальонов, 2 из них (№383 и №384) размещены в г. Иваново. Предназначение – обезвреживание неразорвавшихся бомб и от снарядов, аварийно-восстановительные работы. По окончании войны батальоны были расформированы. В 1946 году в г. Иваново были созданы службы МПВО, на объектах были введены должности начальников штабов МПВО. Руководство гражданской обороны Ивановской области всегда придавало большое значение подготовке всех категорий населения по вопросам гражданской обороны, особенно стихийных бедствий. Такая необходимость стала очевидной после массивных лесных и торфяных пожаров на территории Ивановской области в 1972 году, крупного аварийного выброса в 1975 году хлорсульфоновой кислоты на Ивановском химическом заводе имени Батурина.
Высокие показатели ГО Ивановской области (обеспеченность населения защитными сооружениями, уровень готовности штаба ГО, масштабности проведения мероприятий, широкому участию в них населения) были достигнуты благодаря усилиям начальников штабов ГО Ивановской области полковника А.Я. Роговенко, полковника В.И. Вострецова, полковника В.И. Судейко., полковника В.А. Белякова.Весной и летом 1981 года в области сложилась тяжелая пожарная обстановка в лесах и торфяниках. По ходатайству Ивановского облисполкома, решением Командующего Московского военного округа были проведены мобилизационные мероприятия по формированию воинских подразделений по штатам военного времени: полк и батальон гражданской обороны, численностью 1650 человек и 150 единиц техники. Эти подразделения в течение 72 часов были полностью отмобилизованы, сформированы из числа военнослужащих запаса с предприятий и организаций г. Иванова, Ивановской области и передислоцированы с пункта приема личного состава в пожароопасные районы. Выполнение поставленных задач по локализации и тушению крупных пожаров этими подразделениями были закончено 21 августа 1981 г.1984 год. Серьезным испытанием для штаба ГО Ивановской области стал смерч 9 июня 1984 года. В ликвидации последствий разрушительного смерча участвовала группировка из десятка невоенизированных формирований крупных промышленных объектов, воинских подразделений и курсантов пожарно-технического училища.Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России). 25 мая 1996 года штаб ГО Ивановской области преобразуется в управление по делам ГО ЧС Ивановской области, а в дальнейшем - Главное управление МЧС России по Ивановской области. Такое изменение названия отражало реорганизацию деятельности штабов ГО и ориентирование их, в первую очередь, на решение задач мирного времени. В 1998 году был принят Федеральный Закон 28-ФЗ «О гражданской обороне». Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны, укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней. В настоящее время, когда мы отмечаем уже 80-летие Гражданской обороны страны, система ГО остается одной из приоритетных в Системе Государственной Национальной Безопасности России.
Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и при террористических актах. Основные задачи в области гражданской обороны: обучение населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов; оповещение населения при чрезвычайных ситуациях и опасностях, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актах; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях и в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актах; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях и ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актах, в т.ч. медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи; срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникшими при чрезвычайных ситуациях и ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актах; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению; обеззараживание (обезвреживание) населения, техники, зданий, территорий и проведение др. необходимых мероприятий в условиях загрязнений и заражений; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Гражданская оборона организуется и ведётся на территории всей страны. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности, государство выполняет три важнейшие функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно экономического потенциала страны (оборонная);
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
Непосредственное повседневное
руководство гражданской
Силы гражданской обороны
состоят из спасательных воинских формирований,
специально предназначенных для
решения задач в области
Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 2006 года № 78 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» утверждено Положение о гражданской обороне Российской Федерации, определившее организацию гражданской обороны в стране, порядок её ведения, задачи спасательных воинских формирований в мирное и военное время, организацию их деятельности, комплектование, подготовку и применение.