Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:29, реферат
Находясь в постоянной зависимости, друг от друга, в постоянной связи с друг другом, общество и государство на протяжении тысячелетий конфликтовали между собой. Практически вся социально-политическая история человечества есть история борьбы между ними за доминирование в различных сферах общественной системы - экономической, этнической, религиозной, культурной, но более всего - в политической. Общество в этой борьбе несло немалые потери, но и цель того стоила - "превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, обществу всецело подчиненный" (К.Маркс).
Государство и общество…………….……………………….. 3
Институциональная структура гражданского общества: политическое измерение ….………………………………… 6
Список использованной литературы………………………. 10
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа
Политология
Тема: « Гражданское общество»
Выполнила: Вигант О. С.
студентка 1 курса экономического факультета, специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Проверил:
Кемерово 2012
Содержание
1. Государство и общество
Если рассматривать государство в его широком значении, то оно представляет собой единство двух элементов: комплекса организаций и учреждений, официально призванных управлять страной, и общества, под которым имеется в виду совокупность индивидов, социальных слоев и групп, составляющих население страны, а также создаваемых ими структур, функционирующих в различных сферах общественной жизни.
Общество в целом, его отдельные составляющие - индивиды, группы, социумы теснейшим образом связаны с государством, составляя с ним сложное, противоречивое единство, или иначе, - две противоположности в едином целом. Диалектика отношений между обществом и государством наглядно проявляется в том, что одна из ветвей власти - законодательная, будучи, по сути, общественным институтом (поскольку формируется гражданами), в то же время является органом государственного управления.
Находясь в постоянной зависимости, друг от друга, в постоянной связи с друг другом, общество и государство на протяжении тысячелетий конфликтовали между собой. Практически вся социально-политическая история человечества есть история борьбы между ними за доминирование в различных сферах общественной системы - экономической, этнической, религиозной, культурной, но более всего - в политической. Общество в этой борьбе несло немалые потери, но и цель того стоила - "превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, обществу всецело подчиненный" (К.Маркс).
Обозначим вкратце переломные этапы этого противоборства, в процессе которого развивались и общество, и государство.
В эпоху господства абсолютных монархий Древнего мира и Средневековья государство путем прямого принуждения или на основе законов, утверждавших сословное неравенство, жестко регламентировало практически все стороны экономической, хозяйственной, духовной, частной жизни человека. Личные интересы и мнение членов общества, за исключением его привилегированных слоев, властью не учитывались, а само общество являлось составным элементом государства, которое устанавливало сословные границы и привилегии.
Обособление общества от абсолютной власти государства происходило в ходе длительной борьбы, ознаменовавшейся рядом социальных революций XVII - XVIII вв. и последовавших за ними социально-политических реформ, провозгласивших юридическое равенство людей, наличие у них широких гражданских прав и политических свобод, а также независимость неполитических общественных сфер от прямого воздействия государственных институтов. На практике это означало автономизацию общества, самостоятельность граждан и их объединений в отношениях с государством.
Документальное подтверждение факт разделения общества и государства на две автономные структуры получил в Биллях о правах, принятых в 1689 г. в Англии и в 1789 г. - в США, а также в Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.). Билли о правах (о! лат. "булла" - документ с печатью, т.е. официальный документ), как и Декларация прав человека и гражданина, определили фундаментальные права и свободы граждан, обеспечили их защиту от произвола властей, несоблюдения последними их полномочий. Тем самым, было зафиксировано утверждение в наиболее развитых странах буржуазного мира гражданского общества (общества граждан), т.е. такого общества, в котором индивиды взаимодействуют между собой в качестве личностей, наделенных одинаковыми правами, свободами и обязанностями, где неполитические связи и отношения (межличностные, экономические, этнические, культурные, религиозные, семейные и пр.) развиваются вне контроля со стороны государства, где власть зависит от закона, а не закон от власти.
Как и государство, гражданское общество находится в состоянии бесконечного совершенствования, охватывающего все стороны его жизни, включая такие, как свобода, равенство, справедливость. Процесс эволюции политических систем, по- прежнему проходивший под знаком противостояния власти и общества (хотя и в более демократичных, чем ранее, формах), во второй половине XX в. был ознаменован, во-первых, появлением в наиболее развитых странах нового, социально-правового типа государства и, во-вторых, формированием там же зрелого (развитого) гражданского общества.
Характеризуя зрелое гражданское общество, отметим его основные отличительные признаки: развитые экономические, культурные, правовые, социальные и политические отношения; высокий уровень жизни большей части населения; делегирование власти на местах органам местного самоуправления; наличие разветвленной системы общественных, в том числе - общественно- политических организаций и объединений. Общество этого типа независимо от государства, нередко противостоит ему, но, в то же время, постоянно взаимодействует с ним в интересах абсолютного большинства социальных слоев и групп. Основой развитого гражданского общества является многообразие форм собственности с преобладанием частной, акционерной, кооперативной. Практика показывает, что, только обладая собственностью или правом распоряжаться ею, а также производимым ею продуктом, т.е. будучи экономически независимым, человек способен реально влиять на общество, а общество - проявлять самостоятельность в своих отношениях с государством.
2. Институциональная
структура гражданского
Гражданское общество имеет достаточно сложную институциональную структуру, состоящую из множества общественных институтов, - организаций, союзов, объединений, создаваемых гражданами по интересам и убеждениям, а также в целях защиты своих прав и свобод, более полного удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Одновременно они являются посредниками во взаимоотношениях власти и общества, органами контроля над государством со стороны общества. Ещё 150 лет назад один из корифеев политической мысли А. де Токвиль отмечал, что общественные объединения есть "первооснова общественной жизни: прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области".
Общественные институты, выражающие интересы различных социальных групп и реализующие их независимо от государства или совместно с ним, создаются и функционируют в различных сферах общества.
Интересы людей в сфере
С позиций политологии наибольший интерес представляют, естественно, общественные институты, функционирующие в политической сфере, а потому определяемые как общественно-политические. Они создаются для выражения и отстаивания интересов населения перед государством, а также другими политическими институтами посредством различных форм политической борьбы.
К общественно-политическим относятся многочисленные и разнообразные организации и объединения граждан, в той или иной мере участвующие в политической жизни общества, выражающие интересы определенных групп и напрямую или косвенно влияющие на политику государства. Наличие в деятельности этих структур даже незначительного политического аспекта отличает их от неполитических объединений типа обществ филателистов, автомобилистов, рыболовов и т.п.
Положение негосударственных политических институтов в политической системе, их роль и влияние на общественные процессы неодинаковы. Они во многом зависят от того, какое место в их деятельности занимает политическая функция. В жизни одних политике отводится главная роль, в жизни других - второстепенная. В зависимости от этого негосударственные политические институты делятся на собственно политические и несобственно-политические.
К собственно политическим относятся наиболее политизированные объединения, прежде всего партии, органы местного самоуправления и некоторая часть общественно - политических движений. Их характерным признаком является организационная связь с политикой в качестве её непосредственных субъектов и прямое, проявляющееся в самых разных формах, влияние на нее. Целью создания и функционирования подобных институтов является политическая цель, включая завоевание, удержание и использование государственной власти, формирование политики той или иной социальной группы или территории и реализация их интересов. На плечах объединений этого типа лежит выбор целей и задач общественного прогресса и интеграция их в практическую политику (данную функцию они разделяют с государственными институтами власти). Через них осуществляется участие населения в управлении общественными делами. К несобственно-политическим относятся те общественные институты, которые возникают и развиваются в силу не политических, а экономических, социальных и иных причин. Целью создания этих институтов, в отличие от собственно политических, никогда не выступает политика. Свою основную деятельность они осуществляют в производственной и социально - культурной сферах общества. К подобного рода институтам относятся профсоюзные, женские, молодежные к аналогичные им организации, экологические, национальные, религиозные движения. Политическую направленность их деятельность приобретает чаще всего в условиях кризисного состояния общества или его отдельных сфер, когда своей активностью эти объединения непосредственно воздействуют на принятие политических решений. Как элемент политической системы общественные политические институты постоянно взаимодействуют с государством. Интерес в данном случае представляют два явления:
а) отношение государства к общественно - политическим институтам;
б) взаимоотношения этих институтов с государством и между собой.
В первом случае многое зависит от типа политического режима. В условиях тоталитарных систем в стране существует одна бессменно правящая партия, а также немногие, но достаточно массовые общественно - политические организации (прежде всего - профсоюзные и молодежные), целиком поддерживающие проводимую властями политику, идеологически обслуживающие режим, а потому пользующиеся полной поддержкой государства. Обычным явлением при этом становится повсеместное слияние государственных элит с элитами общественно - политических организаций. Подобное положение во многом характерно -для стран с авторитарным типом правления.
Что касается демократического общества, то там взаимоотношения государства с негосударственными политическими институтами строятся на основе правовых норм, заложенных в Конституции. Вне закона при этом остаются лишь те политические объединения, которые ставят своей целью приход к власти вооруженным путем. Правовое регулирование деятельности партий и других негосударственных политических объединений в демократических странах предусматривает:
Заинтересованность демократических государств в деятельности общественных политических объединений объясняется тем, что именно эти институты, прежде всего - партии, способствуют мирному регулированию социальных процессов, в том числе - переходу власти от одной политической группы - к другой. Кроме того, информация, поступающая от этих институтов, включая оппозиционные, дает объективную картину состояния общества, его противоречий и проблем, что позволяет правящим силам оперативно корректировать свою политику.
Теперь о взаимоотношениях общественных политических объединений с государством и между собой. Подобные отношения по принципу "противник - оппозиционер - союзник" классифицируются следующим образом:
Список использованной литературы
1. Государство и общество
Васильчук Ю. Гражданское общество эпохи НТР. // Полис. 1991, № 4.(О).
Володин А. Гражданское общество и модернизация в России. // Полис. 2000, № 3.(О.Г.И.).
Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. М.,1999.
Кочетков А. О формировании гражданского общества. // Соц.-пол. журнал. 1992, № 3.(О).
Резник Ю. Гражданское общество как понятие. // Соц.- гуман. знания. 2002, № 2.
Резник Ю. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.(О.И.).
Санистебан Л. Государство и общество. // Диалог. 1993, № 5-6.(О.Г.).
Шапиро И. Демократия и гражданское общество. // Полис. 1992, № 4.(О).
2. Институциональная структура гражданского общества:
политическое измерение
Автономов А и др. Об общественных объединениях. // Гос-во и право. 1998, № 6.(О.И.).
Лысенко В. Эволюция посткоммунистических организаций. // Своб. мысль, 1995, № 5. (Г.И.).
Перегудов С. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России. // Полис. 1993, №4. ( О).