Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 12:51, контрольная работа
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного.
Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
Характерные признаки современного гражданского общества
- Наличие в обществе свободных
владельцев средств
- развитость и разветвленность демократии;
- правовая защищенность граждан; (в Конституции РФ: Статья 2:«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.»)
- определенный уровень
Основными элементами гражданского общества являются:
1. Политические партии.
2. Общественно-политические
3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
4. Научные и культурные
5. Муниципальные коммуны,
6. Независимые средства массовой информации.
7. Церковь.
8. Семья.
Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов. Основной формой участия гражданского общества в делах государства, как основного института политической власти, являются выборы и референдумы.
Референдум (от лат. "референдум" - то, что должно быть сообщено) - это особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения.
Выборы - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных, представительных, законодательных, исполнительных, судебных органов. Для выполнения своего политического и социального назначения выборы должны опираться на следующие принципы избирательного права: всеобщность, равенство, тайна.
Например, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Половина из них (225 депутатов) избирается в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным округам (один округ - один депутат). Избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства (деление общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на 225 избирательных округов). Вторая половина (225 депутатов) избирается по пропорциональной системе, в зависимости от количества голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками или объединениями.
В Российской Федерации действует
одна из самых демократичных и
прогрессивных избирательная
Особенности становления гражданского общества в России
Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.
В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
1. Россия вступила на путь
строительства гражданского
В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.
Реформа местного самоуправления:
- создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
- выборы проводились не сословно
- часть прав от
Судебная реформа:
- устанавливалось равенство
- вводилось разделение судебной и административной властей;
- устанавливалась несменяемость судей;
- вводились независимые
- вводился суд присяжных.
Эти реформы породили общественные
организации и гражданские
Революция 1905-1907 гг стала новым этапом формирования гражданского общества: появляются политические партии, профсоюзы. Считается, что позже в период СССР гражданское общество было несовместимо с тоталитарным государством. Однако в повышении уровня самоорганизации и гражданственности общества большую роль сыграли семья, школы, трудовой коллектив, культура, советский корпоративизм.
После распада СССР россиянам было свойственно: "настроенческий" характер социального недовольства, низкий уровень готовности к объединению с другими людьми с целью совместного решения актуальных проблем, низкий уровень взаимного доверия. Однако в постсоветское время происходит либерализация общественного сознания, утверждение новых ценностных установок, появляется активное меньшинство.
2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.
3. Российские традиции
4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.
5. Отсутствие демократического
опыта функционирования
В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:
· политические партии и движения;
· массовые общественные организации;
· ассоциации производителей и общества потребителей;
· конфессиональные общности;
· этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
· творческие союзы и организации;
· спортивные объединения.
Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
- не обеспечивается равенство
граждан и организаций перед
законом и судом. Об этом, в
частности, говорит
- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
- наличие устойчивых
- отсутствие у населения
- гражданская апатия населения;
- отсутствие политической культуры гражданственности у подавляющей части общества и т.д.
- сохраняются неравные условия
доступа к образованию,
- не соблюдаются гарантии
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
- признание гражданских,
- создание многочисленных
- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
- финансовая поддержка
- создание упрощенной
- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
- реализация принципа
Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Неудачи в либеральном государственном строительстве российская политическая элита видит вовсе не в своих действиях, а в несформировавшемся гражданском обществе, т.е. отсталом российском народе. В этом смысле достаточно показательным явился ответ на вопрос корреспондента газеты «Time» Президента Российской федерации В.В. Путина о возможности доверять населению прямые выборы губернатора: «Дело не в населении, а дело в том, что у нас, к сожалению, еще так называемое гражданское общество является недостаточно развитым, вот на что мы должны обратить внимание». Государством даже была создана «Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации». Иными словами, современный статус правящей элиты является исторически закономерным для российского народа. Эта «закономерность», конечно же, отрицает в принципе всяческое сопротивление любому произволу этого «правового» государства.
Естественно, гражданское общество
западного образца в России возможно
даже в основных чертах. Попытка
государства построить
В ряде исследований отрицается само существование гражданского общества в России, самобытность организации его рассматривается в качестве архаики. Это подводит необходимый фундамент для обоснования рецепции конструкции гражданского общества западного образца. Однако при рассмотрении истории СССР исследователи «вынуждены» признать факт наличия гражданского общества, но с отдельными оговорками, сводящими его существование к простой формальности. Прежде всего, доказывается, что гражданское общество - это наследство, доставшееся со времен Российской империи. Также доказывается, что в Советском Союзе гражданское общество было практически ликвидировано в конце 20-х годов. Государство расширило свою сферу влияния вплоть до семейных отношений, жестко регламентировало гражданские отношения, добилось отчуждения граждан от многих интересов, потребностей, связанных с признанием человека, его свобод, собственности. Естественные права человека отрицались на государственном уровне. В юридическом плане отрицание естественных прав человека опиралось на позитивистскую доктрину, которая признает правом то, что закреплено законом, в политическом - на классовую идеологию
Хотя все же советское государство предоставляло своим гражданам возможности по самоорганизации и самодеятельности, прежде всего, в общественной сфере, хотя и держало эти процессы под жестким контролем. Институтами гражданского общества в СССР были: Советы, профессиональные союзы, общественные организации (комсомол, пионерия, ДОСААФ, комитеты защиты мира, ветеранские организации и союзы и др.), научные, просветительские и творческие объединения, кружки самодеятельности и клубы по интересам, общества трезвости и т.д. В СМИ поощрялись критика и самокритика, заседали товарищеские суды, работали домкомы, отношения людей во многом регулировались нормами «советской морали», в важных пунктах совпадавшей с «общечеловеческой». Деятельность религиозных институтов официально не поощрялась, но и не запрещалась полностью.
Некоторые исследователи полагают, что в России на сегодняшний момент существует гражданское общество, состоящее из политической и экономической элиты и бюрократии. Именно такое «общество» подпадает под основные критерии западных теорий. Остальное российское население просто находится за бортом правовых и экономических реформ в новом качестве «крепостных». Правовые и экономические реформы достигли успеха именно в отношении такого гражданского общества.
Таким образом, Россия находится на
пути становления гражданского общества.
Для этого уже сделаны