Гражданское общество: понятие, структура и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 08:11, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Содержание

1. Гражданское общество: понятие, структура и признаки…………………...4
2. Конституционные признаки экономических, социальных отношений…...8
А) Признаки экономических отношений…………………………………..8
Б) Признаки социальных отношений………………………………………13
3. Конституционные основы политических отношений…………………….19
Задача…………………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право зар стран.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Впервые российская конституция закрепила право  граждан и их объединений иметь  в частной собственности землю. Она это делает без каких-либо предварительных условий и оговорок и не содержит запретов при реализации данного права. Единственное требование, которое содержится в ч. 2 ст. 36 – это не наносить ущерб окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Вторым элементом  экономической системы гражданского общества является производство материальных благ. В его основе лежит созидательный труд человека. Ни одно общество не способно существовать ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда, которые бы стимулировали его эффективность. В этой связи многие действующие конституции содержат положения, отражающие отмеченную закономерность. Так, ст. 27 Конституции Японии гласит, что все имеют право на труд и обязаны трудиться. Заработная плата, рабочее время, отдых и другие условия труда определяются законом.

Конституция Испании  в ст. 35 говорит о том, что все  испанцы обязаны трудиться и  имеют право на труд, на свободный  выбор профессии или занятия, на продвижение по службе и вознаграждение, достаточное для удовлетворения личных и семейных потребностей. Запрещается дискриминация по полу.

Особые предписания  в ней относятся к публичным  властям, которые согласно ст. 40 должны содействовать профессиональной подготовке и переподготовке, проявляя заботу о безопасности и гигиене труда, создавать условия для отдыха.

В основе трудовых отношений  лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями  к производительному и творческому  труду, осуществлять данное право самостоятельно или на основе трудового договора.

Таким образом, всем, кто  занят в производстве, независимо от форм собственности законом гарантированы  справедливые условия найма, увольнения и оплаты труда. Большое значение придается и предпринимательской  деятельности, свобода которой также гарантируется государством. Важную роль в современном гражданском обществе играют конституционные принципы, на которых основывается функционирование экономической системы. Первый из них – использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом.

Эта проблема в зарубежных странах решается в основном с  помощью отраслевого законодательства, но исходные положения можно встретить  и в конституциях. В частности. Конституция Италии содержит ст. 44, согласно которой для достижения рационального использования земли и установления справедливых общественных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, определяет допустимые размеры этой собственности по областям и сельскохозяйственным зонам, содействует улучшению земель, преобразованию землевладении, реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность.

Второй важнейший принцип, который получает закрепление в  законодательстве многих стран – возможность государственного регулирования экономических отношений. Так, в ст. 40 Конституции Испании регламентируется возможность применения государством различных методов программирования, экономического прогнозирования, планирования. Ее третья глава предусматривает, что государственные власти создают необходимые условия для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности. Пункт 2 ст. 128 Конституции признает право государственной инициативы в экономической деятельности и допускает возможность сохранить за государственным сектором определенные ресурсы и службы, разрешает контроль за деятельностью предприятий, если этого требуют общие интересы.

Государство может  с помощью законодательства планировать  экономическую деятельность в целях  удовлетворения коллективных потребностей, выравнивания и гармонизации регионального  и секторального развития и стимулирования роста доходов и богатства  и их более справедливого распределения (п.1 ст. 131).

Рыночная экономика  – представляет собой открытую систему, имеющую многочисленные связи с иными государствами. Она развивается в соответствии с едиными принципами и объективными экономическими законами. Но в условиях жесткой конкуренции и, исходя из экономической целесообразности, государство может проводить политику протекционализма. Об этом, например, прямо говорится в ст.31 Конституции Швейцарии. Отступления от принципов свободы торговли и развития промышленности допускаются, если этого требуют общие интересы страны, необходимость сохранения важных отраслей хозяйства или профессий, интересы сельского хозяйства или национальной экономики.

 

Б) Признаки социальных отношений

Гражданское общество как система охватывает собой не только экономические, но и социальные отношения, с помощью которых осуществляется социальная политика государства. Важнейшими направлениями социальной политики являются регулирование отношений между трудом и капиталом, межнациональных отношений, семьи и брака, сохранения окружающей среды, охраны жизни и здоровья человека, защиты прав потребителя.

Отношения между  трудом и капиталом в демократических  странах строятся на основе правовых норм, которые предусматривают социальное партнерство и сотрудничество работодателей и работников. Эти отношения имеют правовую основу в виде конституционных и иных норм.

Так, Конституция  Испании в ст. 37 говорит о законодательных гарантиях разрешения трудовых споров между рабочими и предпринимателями, признает правовую природу их соглашений.

Конституция Италии в ст. 40 закрепляет право на забастовку, которая регулируется специальным законодательством. В ст. 46 она также устанавливает право трудящихся на участие в управлении предприятиями в формах и границах, установленных законом.

В Итальянской  Республике 20 мая 1970 г. был принят специальный  законодательный акт «Статус  трудящихся», которым регулируются коллективные и личные права работников на предприятии, вопросы профсоюзной  деятельности, охраны труда и трудоустройства. Положения этого закона распространяются на работников частных и публичных учреждений, и в случаях нарушения его отдельных положений со стороны работодателя предусматривает штрафные санкции или арест сроком от 15 дней до 1 года.

Основополагающие  принципы социальных отношений нашли свое отражение и в статьях российской Конституции. Она в широком объеме зафиксировала все общепризнанные мировым сообществом социально-экономические права и свободы человека. Среди них: право на свободный труд (ст. 37); право на создание профсоюзов и на забастовку (ст. 37); право частной собственности и свободы предпринимательской деятельности (ст. 34,35); право на отдых (ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья (ст. 41); право на образование (ст. 43) и др. Всем этим правам соответствуют обязанности государства принимать меры по их реализации.

Межнациональные отношения регулируются, прежде всего, на основе конституционного закрепления, равенства всех граждан независимо от национальности, расы, языка и религии, а также путем признания и гарантированности коллективных прав национальных меньшинств.

Иногда создаются  административно-территориальные единицы, за которыми в интересах населения  признаются дополнительные автономные права. В ст. 143 Конституции Испании говорится о праве на автономию, которое имеют провинции, обладающие общими чертами исторического, культурного и экономического развития. В этом случае они получают дополнительные права, которые фиксируются в специальном статусе об автономии. В перечень полномочий автономного объединения включается право на развитие культуры, научных исследований, образования на своем языке.

Всего в Испании  создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалузии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Автономные образования имеются также в составе Италии, Австрии, Финляндии.

В Российской Федерации, где проживают более ста народностей, также на конституционном уровне фиксируется принцип равенства граждан. В ст. 19 Конституции РФ говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности, независимо от места жительства. Не зависит от национальности также статус иностранцев, лиц без гражданства и беженцев.

Учитывая многонациональный  характер Российского государства и равноправие всех наций. Конституция РФ в ст.26 установила, что каждый сам вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Никто не может  быть принужден к определению  и указанию своей национальной принадлежности.

Из содержания этой статьи Конституции РФ следует, что в документах, удостоверяющих личность, не должны быть пункты о национальной принадлежности, а если они имеются, гражданин вправе их не заполнять.

Охране семьи  и брака отводится большое  место в конституционном законодательстве. Семья, материнство, детство пользуются защитой государства, ибо она  является важнейшей ячейкой гражданского общества.

Именно семья  является для детей той социальной средой, где сохраняются нравственные ценности, опыт, культурные традиции, позволяющие освоить опыт прошлых поколений и внести вклад в развитие общества. Основой крепкой семьи являются брачные отношения, поэтому брак пользуется особой защитой со стороны государства. Это означает законодательное признание свободы брака, формального равноправия супругов, право на получение алиментов от разведенного супруга и т.д.' В некоторых конституциях прямо устанавливаются права и обязанности родителей. Пункт 2 ст.6 Основного закона ФРГ гласит: «Уход за детьми и воспитание их является естественным правом родителей и первейшей их обязанностью. Деятельность родителей осуществляется под наблюдением государства». Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества. Не забываются при этом и права детей, которые в силу закона могут быть отделены от семьи против воли лиц, которые осуществляют воспитание. Это может иметь место только в случаях, когда указанные лица не справляются со своими обязанностями или если дети могут оказаться без надзора.

Юридическая и  социальная защита обеспечивается и  внебрачным детям, о чем прямо говорит ст. 30 Конституции Италии и ст. 6 Конституции ФРГ.

Российская  Конституция в ст. 38 признает охрану материнства и детства, защиту семьи одной из важнейших обязанностей государства. Это означает, что к ним государство должно относиться как к величайшей ценности. Оно обязано создавать социально-экономические предпосылки для полноценного материнства, здорового детства и защищать права матери и ее ребенка.

Защита семьи  со стороны государства также  заключается в создании социально-экономических  предпосылок ее существования. Государство  защищает семью путем охраны прав ее членов, с помощью норм Семейного  кодекса, Жилищного кодекса и т.д.

Охрана окружающей среды в настоящее время стала  одной из важнейших социальных проблем, стоящих перед человечеством. Поэтому  те конституции, которые принимались  в последнее десятилетие, закрепили  в своих статьях обязанность  государства обеспечить и контролировать нормативное состояние окружающей среды и обязанность предпринимателей соблюдать экологические требования при производственных процессах. В случае нарушения этих правил виновные обязаны возместить причиненный ущерб. В этом отношении показателен пример Конституции Испании, которая в ст. 45 прямо закрепила эти требования, обеспечивающие экологическую безопасность личности.

Примечательна в этом отношении и Конституция  Швейцарии. В ней вопросам охраны окружающей среды, сохранению природных  ресурсов и ландшафтов посвящено семь специальных статей. Положениями этой Конституции за органами федерации закрепляется право осуществлять надзор за безопасностью плотин и лесов, контролировать использование вод, охранять их от загрязнения. Кроме того государство наделено полномочиями принимать законы в области защиты человека и окружающей его природной среды от вредных и беспокоящих воздействий, бороться с загрязнением воздуха, шумом и т.п.

Одной из характерных  черт гражданского общества является реальная социальная защита граждан, которая возлагается на государство. Так, в ст. 32 итальянской конституции говорится, что республика охраняет здоровье как основное право личности и основной общественный интерес и гарантирует бесплатное лечение для неимущих. Кроме того, достойная жизнь человека обеспечивается за счет социального страхования и социальной помощи. Социальные взносы уплачиваются работодателями и работниками в специальные фонды, из которых затем производятся соответствующие выплаты. Имеется также возможность увеличить размер пенсий за счет добровольного социального страхования.

Социальная  помощь оказывается самым малообеспеченным слоям общества за счет государства  или местных территориальных  общин.

Российская  Конституция в ст. 42 закрепляет право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Обеспечить  соблюдение этого права можно  только с помощью осуществления  системы правовых, организационно-технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранных мер.

По российскому  законодательству нарушение экологических  прав человека и гражданина влечет определенные юридические последствия. Так, если в результате такого правонарушения был причинен ущерб здоровью или имуществу, то он должен быть возмещен. Порядок его возмещения регулируется законом « Об охране окружающей природной среды» и иными нормативными актами.

Информация о работе Гражданское общество: понятие, структура и признаки