Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:12, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования мною были поставлены следующие задачи:
1. исследовать структуру и признаки гражданского общества;
2. сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство.
3. проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени.
Объектом моего исследования является гражданское общество и государство.
Введение………………………………………………………………....…2-4 стр.
Глава I Развитие учения о гражданском обществе…………………………………………………………………..5-10 стр.
Глава II Гражданское общество ………………………………………10-24 стр.
2.1 Признаки в современном понимании………………………………………………………...……..10-14 стр.
2.2 Структура гражданского общества………………………………14-18 стр.
Глава III Соотношение правового государства и гражданского общества ……………………………………………………………………………19-24 стр.
Заключение……………………………………………………………….…25 стр.
Список использованной литературы…………
Глава
III. Соотношение правового
государства и гражданского
общества.
Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определёнными концепциями.11
В паре взаимосвязанных феноменов «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре «гражданское общество – правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.
В
ХХ веке во многих странах мира сложилось
государство с особыми
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовое государство — многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.
Правовому государству присущи следующие признаки:
1) Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
-
рассмотрение всех вопросов
-
соединение общечеловеческих
-
необходимость идеологически-
- наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2)Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
Принцип
правовой защищенности в содержательном
плане имеет специфические
- равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
-
особые тип правового
-
стабильный правовой статус
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже, поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Устойчивый, стабильный правовой
статус гражданина (система его
прав и обязанностей) и четкий,
бесперебойно работающий
3)Принцип единства права и закона.
В правовом государстве любой
нормативно-правовой акт
4) Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Власть
в государстве может
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.
Наряду
с изложенными правовому
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:
- Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.
-
Для формирования правового
- Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое государство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.
- Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.
- Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.
- Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.
-
Формирование правового
Правовое
государство не следует понимать
как, законченную, совершенную формулу,
как некую статическую
Заключение.
Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы:
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.
Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда
В
современном понимании
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже, поэтому они неразрывны.
«Гражданское общество и правовое государство – это две стороны одной медали»,12 а значит, безусловно, предполагают дуг друга.
Что касается нашей страны, то
на основании исследования так же
можно сделать некоторые выводы. А именно
то, что в настоящее время многие черты
российского гражданского общества находятся
в стадии формирования. Сегодня этот процесс
осложняется нестабильностью общественно-политических
структур, замедленным выходом к цивилизованным
рыночным отношениям, отсутствием широкого
социального слоя собственников, низкой
эффективностью механизма правовой защиты
личности. Конституцией были формально
закреплены основополагающие идеи гражданского
общества. Человек, его права и свободы
объявлены высшей ценностью, а признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанностью государства.
Провозглашено разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную,
установлены гарантии, органов местного
самоуправления. Но для воплощения в жизнь
всего, что написано в Конституции, необходим
высокий уровень правосознания всех граждан,
которого, к сожалению, в нашей стране
слишком низок, чтобы говорить о полноценном
гражданском обществе и правовом государстве.