Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования мною были поставлены следующие задачи:
1. исследовать структуру и признаки гражданского общества;
2. сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство.
3. проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени.
Объектом моего исследования является гражданское общество и государство.

Содержание

Введение………………………………………………………………....…2-4 стр.
Глава I Развитие учения о гражданском обществе…………………………………………………………………..5-10 стр.
Глава II Гражданское общество ………………………………………10-24 стр.
2.1 Признаки в современном понимании………………………………………………………...……..10-14 стр.
2.2 Структура гражданского общества………………………………14-18 стр.
Глава III Соотношение правового государства и гражданского общества ……………………………………………………………………………19-24 стр.
Заключение……………………………………………………………….…25 стр.
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

    Глава III. Соотношение правового государства и гражданского общества. 

    Термин  «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определёнными концепциями.11

    В паре взаимосвязанных феноменов  «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно  в паре «гражданское общество –  правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.

    В  ХХ веке во многих странах мира сложилось  государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют  его как правовое. Большинство  современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.

    Само  словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте  стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни  это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.

    Правовое  государство — многогранное явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование  являлось антиподам правового государства.

    Правовому государству присущи следующие признаки:

    1) Принцип приоритета права.

    Приоритет права означает:

    - рассмотрение всех вопросов общественной  и государственной жизни с  позиций права, закона;

    - соединение общечеловеческих нравственно-правовых  ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

    - необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; 

    -   наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

    2)Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

    Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

    Непреходящий  характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

    Абсолютность  этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

    Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

    - равенство сторон и взаимная  ответственность государства и  гражданина;

    -   особые тип правового регулирования  и форма правоотношений;

    - стабильный правовой статус гражданина  и система юридических гарантий  его осуществления.

      Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже, поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

    Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает  договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения  и т.д.). Договором высшей формы  является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

      Устойчивый, стабильный правовой  статус гражданина (система его  прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический  механизм его обеспечения позволяют  человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

    3)Принцип единства права и закона.

      В правовом государстве любой  нормативно-правовой акт должен  не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию  быть правовым. Это означает, что  он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

    4) Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

    Власть  в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она  может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

    Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

    Наряду  с изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

    Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:

    -  Правовое государство  возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.

    -  Для формирования правового государства  требуется высокий уровень общей  культуры вообще и правовой  в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.

     - Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое государство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.

    -  Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.

    - Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.

    - Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.

    - Формирование правового государства  требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо делать параллельно.

    Правовое  государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность. 
 
 
 

 

    Заключение. 

    Подводя итог данной работе, следует сделать  следующие выводы:

    Идея  гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически  всегда воспринималось как нечто  противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.

    Другую  традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, который рассматривал гражданское  общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности  с помощью труда

    В современном понимании гражданское  общество представляет собой систему  обеспечения жизнедеятельности  социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных  и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

    Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже, поэтому они неразрывны.

    «Гражданское  общество и правовое государство  – это две стороны одной  медали»,12 а значит, безусловно, предполагают дуг друга.

      Что касается нашей страны, то  на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции, необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.  
 
 
 

Информация о работе Гражданское общество и государство