Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:28, реферат
Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом острого дискуссионного обсуждения. Это объясняется как сложностью самого предмета научного анализа, так и дефицитом понимания между представителями различных отраслей общественных наук, занимающихся исследованиями в данной области. Авторское право, закрепляющее гарантии создателей произведений литературного, научного и художественного творчества, выступает как один из важнейших структурных элементов демократической системы государства по реализации прав и свобод человека и гражданина.
Эссе на тему:
«Гражданско-правовая охрана права на фонограммы».
Проблемы авторского права
как одного из институтов интеллектуальной
собственности являются предметом
острого дискуссионного обсуждения.
Это объясняется как сложностью
самого предмета научного анализа, так
и дефицитом понимания между
представителями различных
Авторское право, закрепляющее
гарантии создателей произведений литературного,
научного и художественного творчества,
выступает как один из важнейших
структурных элементов
Актуальность изучения аспекта
смежных прав на фонограмму связана
с тем, что развитие современных,
в том числе компьютерных технологий
обостряет проблему защиты прав создателей
литературных, художественных, научных
произведений. Одновременно, эта проблема
сталкивается с такими важными естественными
правами человека, как неприкосновенность
личности, свобода слова, мысли, право
на пользование достижениями культуры,
на доступ к информационным ресурсам.
Правовая наука стоит перед сложной
проблемой соотношения
В 1971 г. была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к указанной Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.
Субъектом прав, которые предоставляет Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм является производитель фонограмм - физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме.
Конвенция определяет фонограмму как любую исключительную запись звуков (ст. 1 (а)). Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории данного государства до вступления в силу данной конвенции на территории этого государства.
Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.
Россия является также
членом Брюссельской конвенции о
распространении несущих
Брюссельская конвенция
одновременно представляет интересы авторов,
артистов-исполнителей, производителей
фонограмм и вещательных
Эта конвенция практически
не содержит норм материального характера,
а только обязывает стран-участниц
принять адекватные меры, обеспечивающие
как на законодательном, так и
правоприменительном уровнях
В 1996 г. В Женеве был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Этот договор открыт для присоединения только государствам-членам ВОИС. Он не затрагивает права авторов произведений и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.
В соответствии с указанным
договором исполнители
Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи, коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.
Помимо норм ГК и Закона
об авторском праве и смежных
правах к авторско-правовому
Для возникновения и осуществления смежных прав действующее российское законодательство не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Вместе с тем обладатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:
— латинской буквы «Р» в окружности: (Р);
— имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
— года первого опубликования фонограммы.
Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.
Следует иметь в виду, что в настоящее время сфера действия смежных прав существенно ограничена по сравнению со сферой действия прав авторов. Россия пока еще не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя, как уже отмечалось, принципиальное решение о присоединении России к международной системе охраны смежных прав уже принято. Практически готово к этому и российское законодательство. Однако сейчас смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда:
а) исполнитель является гражданином РФ;
б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;
в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом;
г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.
Права производителя фонограммы охраняются в двух следующих случаях: либо если он является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ, либо если фонограмма впервые опубликована на территории РФ, за организациями эфирного и кабельного вещания смежные права признаются только тогда, когда организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.
Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных прав, несколько уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители произведений, чья деятельность носит творческий характер, имеют как личные неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим, охватывают собой лишь имущественную сферу.
Существенно сужены временные рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» они действуют, по общему правилу, а течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей), первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного 50-летнего срока охраны начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, послуживший основанием для начала течения срока. Однако если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года увеличивается и срок охраны прав тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней. К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков.
В связи с тем что ранее смежные права на территории РФ не охранялись, важное значение имеет вопрос о том, с какого момента права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания стали охраняться законом. К сожалению, прямого и четкого ответа на этот вопрос постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"» не содержит. Однако толкование его норм позволяет сделать следующие выводы.
Прежде всего в п. 2 постановления
отмечается, что Закон РФ «Об авторском
праве и смежных правах»
Если бы на этом была поставлена точка, то вопрос о начальном моменте охраны смежных прав не вызывал бы каких-то особых сложностей. Но в п. 3 постановления «О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"» говорится, что срок охраны, предусмотренный ст. 43 указанного Закона, применяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января 1993 г.
Если применительно к авторским правам указанная формулировка вполне корректна, то по отношению к смежным правам она едва ли точна, так как смежные права прежним законодательством не охранялись, а значит, и не действовали. Законодатель имел в виду, конечно, не сами смежные права, а те исполнения, фонограммы и передачи эфирного и кабельного вещания, которые ныне признаны объектами смежных прав. Из этого следует, что правовой охраной по действующему законодательству пользуются не только те объекты смежных прав, которые созданы или впервые обнародованы после вступления в силу нового авторского законодательства, но и объекты, созданные или обнародованные ранее, если только на 1 января 1993 г. не истекло 50 лет с момента их обнародования или создания, если они не были обнародованы. Иными словами, с 3 августа 1993 г. всякое использование объектов смежных прав, включая те объекты, которые были созданы и свободно использовались ранее, может осуществляться только при условии соблюдения прав их создателей.
Информация о работе Гражданско-правовая охрана права на фонограммы