Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа
Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. В свою очередь все юридические факты можно подразделить на правомерные и неправомерные действия граждан и юридических лиц, а также события. К правомерным действиям граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные законом, а также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
1. Введение ……………………………………………………………………………….. 3
2. Понятие и порядок заключения договора …………………………………………… 5
2.1.Понятие договора ………………………………………………………………….5
2.2. Заключение договора перевозки грузов в автомобильном транспорте……….12
2.3. Условия договора…………………………………………………………………20
2.4. Права и обязанности по договору………………………………………………..22
2.5. Права и обязанности перевозчика груза…………………………………………23
2.6. Права и обязанности клиента ……………………………………………………27
2.7. Расчеты по договору перевозки груза……………………………………………29
3. Ответственность сторон по договору…………………………………………………….30
3.1. Понятие ответственности и ее виды……………………………………………….30
3.2 Ответственность автотранспортных предприятий
и организаций при перевозках грузов автомобильным транспортом…………….33
4. Заключение……………………………………………………………………………….…39
5.Список литературы………………………………………………………………………….41
Однако каждый из этих видов договоров опосредствует свою, присущую только ему, сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза. Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя.
Годовой договор на перевозку грузов обеспечивает выполнение этой работы. В нем также согласовываются условия, касающиеся организации взаимоотношений сторон в целях предстоящей транспортировки грузов. Поэтому они именуются «организационными». В отличие от них договор перевозки конкретного груза носит имущественный характер, так как он связан с перемещением конкретных материальных объектов (имущества).
И организационные договоры, и договоры перевозки конкретного груза тесно взаимосвязаны. Организационные договоры заключаются в целях последующей перевозки конкретного груза. Заключение одного, например, годового договора или выдача заказа без последующей перевозки конкретного груза – бессмысленны. В свою очередь, заключение договора перевозки конкретного груза предполагает, что этому факту предшествовало заключение организационного договора. В противном случае договор перевозки конкретного груза не мог бы быть заключен»22.
Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств, предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон»23. Однако с моделью предварительного договора указанного договора не соглашается В.В. Витрянский, который указывает:»… модель предварительного договора не пригодна для объяснения правовой природы договора, об организации перевозок грузов и его соотношения с реальным договором перевозки грузов. То обстоятельство, что договор организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором»24. С моей точки зрения, договор на организацию перевозок по своей юридической характеристике отвечает специфике предварительного договора, так как обладает всеми необходимыми для этого признаками, т.е.: 1) представляет собой волеизъявление обеих сторон; 2) порождает лишь обязательство заключить годовой договор в будущем; 3) действие, подлежащее совершению, устанавливает не в окончательном виде25. Эту особенность предварительного договора отмечал русский ученый В.И. Синайский26.
Вместе с тем, думается, при наличии договора об организации перевозок грузов действия сторон по подаче и согласованию соответствующих заявок (заказов) представляют собой не самостоятельное основание возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, а, по существу, исполнение договора об организации перевозок грузов27. Ведь в самом договоре об организации перевозок грузов могут быть установлены порядок и сроки подачи заявок (заказов), а также ответственность и иные последствия нарушения соответствующих условий договора. При наличии договора об организации перевозок грузов с такими условиями действия сторон по подаче и принятию заявок (заказов) на перевозку конкретных партий грузов в рамках согласованных объемов перевозки действительно составляют один из элементов предмета этого договора. Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом, как уже подчеркивалось ранее, подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств. Однако можно согласиться с концепцией В.В. Витрянского о роли договора об организации перевозок, поскольку, как отмечалось выше, на автомобильном транспорте без представления грузоотправителем заявки не может состояться перевозка груза. Завершая правовую характеристику указанного договора, мы можем констатировать, что по своей правовой природе годовой договор на перевозку грузов является консенсуальным, письменным и заключается путем подписания сторонами одного документа, добровольным, безвозмездным, поэтому нам непонятно, почему В.В. Витрянский делает вывод о возмездном характере данного договора. Другим основанием заключения договора перевозки на автомобильном транспорте является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и порядок их представления устанавливаются в типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. Заявка лишь уточняет условия годового договора.
Судебно-арбитражная практика придает принципиальное значение соблюдению грузоотправителем порядка и сроков подачи заявки на перевозку грузов28. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Указанные положения находят свою детализацию, применительно к автомобильным перевозкам, по поводу юридической природы данных правоотношений в доктрине советского и современного российского права существовали различные мнения. В частности, О.Н. Садиков указывал: «Отсутствие в ГК каких-либо упоминаний о планировании перевозок грузов не означает, что такой механизм на транспорте ныне полностью утратил свое значение. Оперативное планирование перевозок грузов применяется транспортными организациями и по некоторым другим направлениям и видам перевозок. Система штрафов за невыполнение оперативных плановых заданий по перевозкам… сохраняет в этих случаях свое значение». Взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, регулирующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в гл. 40 ГК. Прежде всего необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено ГК (п. 1 ст. 791), следуют обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке29.
Полностью разделяя
вывод о договорной природе отношений,
связанных с подачей
Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозок» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа). Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза30.
В договорах
об организации перевозок
2.3. Условия договора
По характеру влияния законодательства на определение содержания обязательств можно выделить такие условия договора как правилообразующие и юридико- фактические. Правилообразующие условия вырабатываются субъектами самостоятельно. Стороны свободны в определении условий договора, которые формулируются по их усмотрению. В отдельных случаях закон может указывать на возможность или целесообразность включения в договор таких условий, не определяя, однако, их содержания. Принятые условия представляют собой юридическую программу будущей деятельности участников договора. Под юридико-фактическими понимают условия договора, воспринимаемые сторонами из законодательных актов.31[22]
Форма договора
Вопрос о форме договора
(т.е. двух - или многосторонней сделки)
рассмотрен в общих чертах в п.
4.5.1.2. “Форма сделки отдельных вопросов
осуществления
Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на наиболее значимых для делового человека видах договоров.
Разграничение договоров может проводиться по различным основаниям. По наиболее важному критерию - по содержанию регулируемой ими деятельности- договора делят на имущественные и организационные.
Отличительной чертой имущественных
служит направленность на получение
имущества или блага
Классификация договоров может проводиться по ряду других оснований. Очень важно для делового человека усвоить деление договоров на возмездные и безвозмездные, консенсуальные и реальные. Если по консенсуальному договору для возникновения обязательства достаточно достижения между сторонами соглашения (консенсуса) относительно условий, то в реальных договорах помимо соглашения требуется передача вещей в натуре. Так, в п.1 ст.807 ГК РФ указано, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, т.е. является реальным.33[24]
Особенность возмездного договора в том, что сторона, исполняющая свои обязанности, должна получить за это от другой стороны плату или иное встречное представление. Иными словами, суть такого обязательства в том, что каждая из сторон по договору имеет право требования к другой стороне, но одновременно несет перед ней и определенные обязанности. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что она обязана сделать в ее пользу, и в то же время ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. (характерный пример-договор банковского вклада).
При безвозмездном договоре одна из сторон, на которой лежит обязанность предоставить что-либо другой стороне, является исключительно должником, а другая сторона - кредитором (так, в договоре дарения даритель всегда должник, а одаряемый - кредитор).
В п. 3 ст.423 ГК РФ сформулировано правило согласно которому договор предполагается возмездным, то есть если иное не вытекает из закона / иных правовых актов, содержания или существа договора, считается, что сторона, передавшая другой стороне товары, выполнившая работу, оказавшая услуги, вправе требовать от этой стороны соответствующую плату - презумпция возмездности гражданско-правового договора.
Статьей 433 ГК РФ установлено, что:
1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. в п. З говорится, что письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. З ст.438 ГК (соответствует правилам акцепта). Основные условия договора:
В договорах надлежит различать группу существенных (основных) условий. Согласно п. 1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как видим, выделение существенных
условий весьма важно, поскольку
от их определений зависит
Для возмездных договоров наряду с предметом существенно условие о размере платы, подлежащей внесению кредитором за передаваемую ему вещь (работы, услуги). Часто таковыми признается условие о сроках выполнения должником его обязанностей.
Информация о работе Гражданско-правовая характеристика перевозки грузов автомобильным транспортом