После всех перечисленных этапов общество
уже можно считать ликвидированным,
но действующее законодательство предусматривает
обязанность осуществить государственную
регистрация ликвидации общества с
ограниченной ответственностью. Для
осуществления государственной
регистрации в связи с ликвидацией
общества с ограниченной ответственностью
в регистрирующий орган необходимо
представить следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ;
- ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений
Документы представляются непосредственно
или направляются почтой. Государственная
регистрация при ликвидации организации
осуществляется в срок не более чем
пять рабочих дней со дня представления
документов в налоговую инспекцию.
Ликвидация общества с ограниченной
ответственностью считается завершенной,
а общество -- прекратившим свою деятельность
после внесения об этом записи в
Единый государственный реестр юридических
лиц.
Таким образом, ликвидация общества с
ограниченной ответственностью по своему
содержанию это достаточно сложный процесс,
который заключает в себе ряд мероприятий,
таких как исключение компании из единого
государственного реестра юридических
лиц, аннулирование всех учредительных
документов, проведение проверки налоговой
инспекцией и различными фондами, сдача
документов на хранение и уничтожение
печати.[6 c 83]
3.2. Реорганизация общества с ограниченной ответственностью
Основные правила реорганизации
общества с ограниченной ответственностью
содержатся в ст. 51 Закона "Об обществах
с ограниченной ответственностью".
Понятие реорганизация означает прекращение
существования реорганизуемого
юридического лица с переходом его
прав и обязанностей к другим лицам.
Особенности правопреемства в зависимости
от формы реорганизации юридического
лица установлены в ст. 58 ГК РФ.
Прекращение общества с ограниченной
ответственностью с переходом прав
и обязанностей к вновь возникающим
юридическим лицам отличает его
реорганизацию от ликвидации, не предполагающей
правопреемства.
Правила о трудовых отношениях при
реорганизации организации-работодателя
установлены в ст. 75 ТК РФ.
Законодательно установлено, что
реорганизация может осуществляться
в добровольном и принудительном
порядке.
При добровольной реорганизации общества
с ограниченной ответственностью решение
принимается всеми его участниками
единогласно, причем уставом общества
не могут быть установлены иные правила
принятия решения о реорганизации.[11
c 45]
Законодательством предусмотрены
также основания принудительной
реорганизации юридического лица. В
частности, реорганизация юридического
лица в форме его разделения или
выделения из его состава одного
или нескольких юридических лиц
осуществляется по решению уполномоченных
государственных органов или
по решению суда. Прежде всего здесь
имеется в виду антимонопольное
законодательство.
Федеральным законом "О защите конкуренции"
определены основания и порядок
принудительного разделения или
выделения коммерческих организаций,
а также некоммерческих организаций,
осуществляющих деятельность, приносящую
им доход. Так, в случае систематического
осуществления монополистической
деятельности занимающей доминирующее
положение коммерческой организацией,
суд по иску антимонопольного органа
вправе принять решение о принудительном
разделении такой организации либо
решение о выделении из ее состава
одной или нескольких организаций.
Созданные в результате принудительного
разделения организации не могут
входить в одну группу лиц.
Решение суда о принудительном разделении
коммерческой организации или выделении
из ее состава одной или нескольких
коммерческих организаций принимается
в целях развития конкуренции, если
выполняются в совокупности следующие
условия:
- существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
- отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации, в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации;
- существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Решение суда о принудительном разделении
коммерческой организации либо выделении
из ее состава одной или нескольких
коммерческих организаций подлежит
исполнению собственником или уполномоченным
им органом с учетом требований,
предусмотренных указанным решением,
и в срок, который определен
указанным решением, причём этот срок
не может быть менее чем шесть месяцев.
Целесообразно обратить внимание на
то, что в случаях, установленных
законом, добровольная реорганизация
общества с ограниченной ответственностью
в форме слияния и присоединения
может быть осуществлена лишь с согласия
уполномоченных государственных органов.
Например, в соответствии со ст. 27 Закона
"О защите конкуренции" с предварительного
согласия антимонопольного органа осуществляются
следующие действия:
- слияние коммерческих организаций, за исключением финансовых организаций, если суммарная стоимость их активов или активов их групп лиц по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства , превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций или их групп лиц от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%;
- присоединение коммерческой организации, за исключением финансовой организации к иной коммерческой организации, за исключением финансовой организации, если суммарная стоимость их активов или активов их групп лиц по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций или их групп лиц от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%;
- слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ, при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБР.
Реорганизация общества с ограниченной
ответственностью может быть осуществлена
в форме слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования.
Следует обратить внимание на то, что
данные формы реорганизации изложены
и в ГК РФ и в Законе " Об обществах
с ограниченной ответственностью"
в виде исчерпывающего перечня, что
не допускает возможности проведения
реорганизации общества с ограниченной
ответственностью в иных формах.
Согласно ст. 12 Федерального закона
"О бухгалтерском учете" при
любых формах реорганизации юридического
лица обязательно проводится инвентаризация
его имущества и обязательств.
Выявленные при инвентаризации имущества
общества расхождения между фактическим
наличием имущества и данными
бухгалтерского учета отражаются на
счетах бухгалтерского учета в следующем
порядке:
- излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
При проведении инвентаризации целесообразно
руководствоваться положениями, содержащимися
в Методических указаниях по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств,
утвержденных Приказом Минфина России
"Об утверждении Методических указаний
по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств". При этом следует
иметь в виду, что действие данного
документа не распространяется на общества,
осуществляющие банковскую деятельность.
Общество считается реорганизованным,
за исключением случаев реорганизации
в форме присоединения, с момента
государственной регистрации юридических
лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Таким образом, введено общее
правило, согласно которому реорганизация
общества с ограниченной ответственностью
признается завершенной и влечет юридические
последствия - правопреемство с момента
осуществления государственной регистрации,
созданного в результате реорганизации
юридического лица.
Исключением из указанного правила
является реорганизация в форме
присоединения. Поскольку в случае
присоединения одного общества к
другому вместо двух хозяйственных
обществ остается одно, права и
обязанности реорганизованного
общества переходят к обществу, к
которому осуществлялось присоединение,
с момента совершения в Едином
государственном реестре записи
о прекращении присоединенного
общества с ограниченной ответственностью.[21
c 61]
Государственная регистрация обществ,
созданных в результате реорганизации,
и внесение записей о прекращении
деятельности реорганизованных обществ,
а также государственная регистрация
изменений в уставе осуществляются
в порядке, установленном федеральным
законам "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей". Документы, представляемые
при регистрации юридического лица,
создаваемого путем реорганизации
в форме преобразования, слияния,
разделения и выделения являются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
- решение о реорганизации юридического лица;
- договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
Государственная регистрация юридических
лиц, создаваемых путем реорганизации,
осуществляется регистрирующими органами
по месту нахождения реорганизуемых
юридических лиц. Если место нахождения
юридических лиц, создаваемых путем
реорганизации, отличается от места
нахождения реорганизуемого юридического
лица, то порядок взаимодействия регистрирующих
органов определяется Правительством
РФ. Отметим, что Правила взаимодействия
регистрирующих органов при государственной
регистрации юридических лиц
в случае их реорганизации были утверждены
Постановлением Правительства РФ от
26 февраля 2004 г. N 110.
Реорганизация юридического лица в
форме преобразования, выделения
и слияния считается завершенной
с момента государственной регистрации
вновь возникшего юридического лица,
а реорганизованные юридические
лицо считаются прекратившим свою деятельность.
Реорганизация юридического лица в
форме разделения с момента государственной
регистрации последнего из вновь
возникших юридических лиц считается
завершенной, а юридическое лицо,
реорганизованное в форме разделения,
прекратившим свою деятельность.
Реорганизация юридического лица в
форме присоединения с момента
внесения в Единый государственный
реестр юридических лиц записи о
прекращении деятельности последнего
из присоединенных юридических лиц
считается завершенной.
ГК РФ предусматривает два основания
для отказа в государственной
регистрации юридических лиц, возникших
в результате реорганизации. Это:
- непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса;
- отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.
Передаточный акт и разделительный
баланс обязательно должны содержать
положения о правопреемстве по всем
обязательствам реорганизованного
общества в отношении всех его
кредиторов и должников, в том
числе обязательства, оспариваемые
сторонами. Указанные документы
утверждаются учредителями или учредителем
общества или органом, принявшим
решение о его реорганизации,
и представляются вместе с учредительными
документами для государственной
регистрации вновь возникших
юридических лиц или изменений
в учредительные документы существующих
юридических лиц.
Одним из условий реорганизации
хозяйственного общества является соблюдение
прав его кредиторов. Гарантии прав
кредиторов юридического лица при его
реорганизации предусмотрены ст.
60 ГК РФ.