Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать новое гражданское законодательство по вопросу ценных бумаг.
В связи с намеченной целью автор поставил перед собой следующие задачи:
- раскрыть предмет и основные составляющие правового регулирования ценных бумаг;
- выявисть виды ценных бумаг;
- проанализировать нововведения в 7 главу ГК РФ;
- определить понятие эмиссии ценных бумаг и ее виды;
Количество размещаемых ценных бумаг не может превышать количества, указанного в Решении о выпуске (дополнительном выпуске). Возможно размещение меньшего количества ценных бумаг, чем было запланировало. Однако, если доля неразмещенных ценных бумаг превысит лимит, установленный ФСФР РФ, эмиссия будет признана несостоявшейся (обычно не должна превышать 50% заявленного выпуска).
Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, подлежащего государственной регистрации, а если эмиссия осуществлялась без государственной регистрации отчета об итогах выпуска, то в уведомлении об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Цена: Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться только в день начала самого размещения. В ходе размещения эмиссии цена может меняться. При публичном размещении или обращении выпуска ценных бумаг запрещается закладывать преимущество в приобретении ценных бумаг одними инвесторами перед другими.
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. После завершения процедуры эмиссии ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг не позднее 30 дней после завершения ее размещения в орган государственной регистрации (ст. 25 ФЗ о рынке ценных бумаг).
Раскрытие и предоставление информации (ст. 30 ФЗ о рынке ценных бумаг) – обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Осуществляется на всех стадия процесса эмиссии (ст. 23 ФЗ о рынке ценных бумаг).
Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах. По решению ФСФР РФ эмитент, являющийся акционерным обществом, может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации на основании заявления такого эмитента при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если решение об обращении в ФСФР РФ с заявлением принято эмитентом в порядке, установленном ФЗ о рынке ценных бумаг;
если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация Проспекта таких ценных бумаг;
3) если акции
эмитента не включены в список
ценных бумаг, допущенных к торгам
на фондовой бирже и (или) ином
организаторе торговли на
4) если число акционеров эмитента не превышает 500.
К заявлению эмитента прилагаются документы, подтверждающие соблюдение им указанных условий. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами ФСФР РФ.
Срок рассмотрения заявления - 30 дней с даты его получения. ФСФР РФ вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении эмитента и приложенных к нему документах. В этом случае течение срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Основаниями для отказа в освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации являются:
1) несоблюдение вышеуказанных условий;
2) обнаружение
в представленных эмитентом
3) непредставление
эмитентом всех необходимых
4) непредставление в течение 30 дней по запросу ФСФР РФ документов, необходимых для принятия решения об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации.
Порядок рассмотрения заявлений эмитентов определяется нормативными правовыми актами ФСФР РФ.
В юридическом смысле вторичный рынок представляет собой бесконечную череду переходов прав собственности на ранее размещенные (эмитированные) ценные бумаги, или их отчуждения. Согласно ст. 2 ФЗ о рынке ценных бумаг под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги.
Ценные бумаги обращаются на основе различных сделок: купля-продажа, мена (обмен, конвертация), дарение, залог, наследование и др.
Особенности купли-продажи ценных бумаг. В соответствии с п. 2 ст. 454 ГК РФ установлен приоритет специального законодательства о купле-продаже ценных бумаг: ФЗ о рынке ценных бумаг, ФЗ об АО, ФЗ РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»8.
Форма договора купли-продажи ценных бумаг – простая письменная. В некоторых случаях законодательством установлена презумпция использования иных форм. Например, при заключении договора купли-продажи акций на аукционе или бирже его наличие и содержание может доказываться заявкой покупателя, принятой администрацией аукциона (маклером), и официальным сообщением об итогах аукциона (сообщением о биржевом курсе акций).
Существенными условиями договора купли-продажи ценных бумаг. Предмет договора – существенное условие. В договоре К-П ценных бумаг предметом являются собственно ценные бумаги с указанием наименования9, количества в штуках продаваемых ценных бумаг; эмитента; стоимости ценной бумаги за штуку, а также общей суммы. В договорах при описании акций указывают, что продаваемые акции составляют определенный процент уставного капитала и определенный процент от общего количества размещенных и голосующих акций эмитента.
Цена договора - существенное условие для договора К-П акций (ст. 77 п. 6 ст. 83 ФЗ об АО и др.)
Размер и способ уплаты покупной цены - существенное условие договора К-П акций (п. 2 ст. 34, ст. 36, 77 ФЗ об АО).
Срок оплаты - существенное условие для договора К-П акций. Условие о сроке оплаты в конкретном договоре не может противоречить при учреждении общества - условиям устава, а при размещении дополнительных акций - условиям решения о размещении. Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ об АО акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом, при этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту регистрации, а оставшаяся часть - в течение года с момента регистрации общества, если иное не установлено.
Стороны по договору купли-продажи ценных бумаг – покупатель и продавец. Покупателями могут быть как юридические, так и физические лица, но с ограничениями, предусмотренными законодательством. Не могут приобретать ценные бумаги публичные органы, которым запрещено участие в хозяйственных обществах. Правоспособность продавца также может быть ограничена. Так, при отчуждении акций ЗАО, его акционеры, а в надлежащих случаях само общество могут осуществлять преимущественное право приобретения акций.
Особенности мены ценных бумаг. По договору мены ценных бумаг каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать (ст. 567 ГК РФ), и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Преимуществом данного типа договора является отсутствие необходимости в направлении встречных денежных потоков. Однако это возможно только в том случае, когда пакеты ценных бумаг, предназначенные для мены, признаны равноценными. Если это не так, то одна из сторон доплачивает сумму, оговоренную в договоре.
В случае мены необходимо производить оценку ценных бумаг, участвующих в сделке. Сумма сделки является основанием для определения величины налога с получаемого участниками сделки дохода. Сложностью в реализации мены является определение момента перехода права собственности, так как перерегистрация ценных бумаг происходит сразу в двух реестрах, иначе возможно возникновение ситуаций, при которых сделка будет отменена.
Особенности дарения ценных бумаг. Сделки дарения или наследования ценных бумаг можно отнести к односторонним сделкам, где выражается воля одного лица - субъекта отношений на фондовом рынке по отчуждению принадлежащего ему имущества.
В ст. 574 ГК РФ установлена простая письменная форма договора дарения для дарения движимого имущества, к которому относятся ценные бумаги.
Договор дарения и (или) передаточное распоряжение могут быть представлены как дарителем, так и одаряемым. В договоре дарения должно быть указано, какое количество ценных бумаг даритель передает одаряемому.
Законодательные ограничения, связанные с дарением ценных бумаг:
В соответствии со ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. Поскольку моментом передачи дара (переходом права собственности на именные ценные бумаги) будет являться момент внесения регистратором приходной записи на лицевой счет одаряемого и передачи сертификата ценной бумаги (для документарных выпусков), регистратор после зачисления ценных бумаг на лицевой счет одаряемого не должен принимать отказ от принятия дара и проводить операции в реестре.
Следует иметь в виду, что дарение имущества сопровождается уплатой налога. Ставки налога варьируются в зависимости от суммы сделки.
Заключение
Законодательное регулирование института ценных бумаг. Мы проанализировали все существенные измнения в гражданском законодательстве и это позволило нам сделать следующие выводы.
Мы считаем, что уже вступившие в силу измнения, несомненно, позитивный факт. Однако мы пришли к выводу что, необходимо законодательное закрепление критериев не только единого понятия ценной бумаги, но и собственно ценных бумаг и производных бумаг (которые на данный момент представлены, например, такими ценными бумагами, как акции и опционы).
Также считаем важным отметить, что в России принцип обязательного регулирования положен в основу законодательного регулирования эмиссии ценных бумаг, в то время как принцип конкуренции регулирования не получил какого-либо отражения, что представляется неоправданным. Представляется необходимым ввести более упрощенную процедуру "частного предложения" или "закрытой подписки" ценных бумаг и отменить необходимость составления проспекта ценных бумаг для закрытых подписок, а также для открытых подписок, в случае если они будут размещаться среди квалифицированных инвесторов, а также для небольших по объему эмиссий.
Россия пока по-прежнему имеет возможности для создания инфраструктуры и условий, которые сделают финансовый рынок России привлекательным для внутренних инвесторов и эмитентов, а также инвесторов и эмитентов из других стран. Представляется более правильным внести изменения в инфраструктуру рынка, сделав ее более привлекательной, в том числе для эмитентов, предоставив им возможность выбора наиболее подходящей процедуры выпуска ценных бумаг, способа размещения ценных бумаг и, соответственно, объема раскрываемой информации.
Использованная литература
Информация о работе Гражданско - правовое регулирование ценных бумаг