Граждансое общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:55, реферат

Краткое описание

Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Гражданское общество возникает в процессе отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и разгосударствления ряда общественных отношений.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Историко-правовые аспекты формирования гражданского общества 4
Глава 2. Гражданское общество: понятие, структура, признаки 8
2.1 Понятие и структура гражданского общества 8
2.2 Признаки гражданского общества, их содержание 14
Глава 3. Перспективы развития гражданского общества в России 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Сафаров Реферат.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в  том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального  функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком  взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного  поступательного развития общества.

Гражданское общество - это  свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного  человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, Основными  признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих  его структур и различных групп  людей;

- свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность,  и, прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

- жизнедеятельность в  гражданском обществе базируется  на принципе координации. В  отличие от государственного  аппарата, который построен на  основе принципа субординации, т.е.  система строгого подчинения "младших  старшим".

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское  общество стремится к тому, чтобы  каждый самостоятельно определился  в выборе жизненных целей и  ценностей. Но в то же время, добиваясь  этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в  основном одного и того же, "но для  себя и добиваются желаемого по-своему". Однако гражданское общество стремится  оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая  различных конфликтов. Все это  постепенно приводит к выделению, в  качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и  свобод каждого индивида, в частности  речь идет о таких правах как право  на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих  мыслей, на частную собственность, право  на свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что  общество специально не создается, оно  возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые  институты гражданского общества создаются  в интересах самого общества в  целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной  целесообразности.

 

Исходя из вышеуказанного, можно дополнить к вышеуказанным  признакам гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского  общества на определенных основаниях, не исключая и того момента,  что некоторые институты гражданского  общества создаются в интересах  самого общества в целом и  государственной рационализации;

- недопустимость гражданским  обществом конфликтов между самими  членами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Перспективы развития гражданского общества в России

 

Как быстро может завершиться  процесс формирования гражданского общества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры и отсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль в общественно-политической жизни резкий переход от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому неизбежно привел бы к охлократии, развалу государства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского общества (во многом мы имеем возможность это наблюдать и сегодня).

Поэтому в течение длительного  времени неизбежен переходный период тесного, часто противоречивого  взаимодействия и взаимовлияния  демократически сформированных органов  правового государства и институтов гражданского общества.

Постепенно по мере повышения  культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государственных  проблемах, граждане через институты  гражданского общества будут брать  на себя все больше функций государственной  власти и переходить к самоуправлению. Пока же в ходе политической реформы члены общества должны иметь гарантированную законом и обеспеченную всем механизмом реформируемой государственной структуры возможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровень своей гражданской культуры.

Процесс формирования гражданского общества у нас имеет свои особенности  и сложности. В стране, особенно в  ее центральных районах, в последние  десятилетия разрушены вековые  органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества) только начинают складываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием.

В таких условиях форсированная  перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация и децентрализация  общественного управления могут  создать (и уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным  экономическим и социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим  осторожный подход к разрушению вертикальных структур государственного регулирования  и выбор правильной стратегии  поэтапного свертывания вертикальных структур и параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет  процессом формирования гражданского общества.

Нельзя не учитывать, что  отчуждение от собственности, от власти, психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение  в годы уравнительного "социализма", привели к появлению значительных социальных слоев, негативно относящихся  к периоду перехода к рынку. В  обществе, где в течение длительного  времени была подорвана мотивация  к труду, уровень и качество жизни  в значительной мере были оторваны от конечных результатов труда людей, страх этих социальных слоев перед  рынком в определенной степени закономерен.

Рыночная экономика неизбежно  ведет к обострению конкуренции  между работниками, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущественной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемы социальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-то воли выступают, во всяком случае в нашей стране, на первый план.

Не просто идет процесс  формирования многочисленных новых  общественных организаций и движений. К естественным трудностям их становления добавляется, и сознательное стремление придать им полугосударственный статус и тем самым под видом обновления сохранить старую систему. Примером здесь может служить созданный еще в СССР Крестьянский союз, который фактически объединил многих руководителей колхозов и совхозов, а не простых сельских тружеников. В то же время не всегда оправданно стремление некоторых независимых профсоюзов (например, профсоюзов горняков) добиться путем организации многочисленных забастовок, а не диалога с правительством, все новых уступок без ущемления прав и интересов рабочих других отраслей.

При отсутствии нормальной налоговой системы тактика давления на любое правительство будет  иметь серьезные отрицательные  последствия для нашей экономики.

Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В  ходе длительного исторического  развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее  не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования  экономического и социального порядка.

Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в  качестве контрагента высшей государственной  власти. Без ликвидации подобного  противоестественного положения вещей  развитие гражданского общества будет  невозможно. Принимая во внимание все  вышеперечисленное, можно предположить, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране будет  длительным и во многом болезненным.

Из мировой практики основные направления его развития известны: становление демократического механизма  политической власти на основе четкого  разделения ее функций, выражающего  интересы разнообразных слоев населения; создание необходимых условий для  перехода к рыночной экономике как  основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных  органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление собственности в самых разных формах и образование различных равноправных экономических субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни.

Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости  его становления и развития.

Развал старой тоталитарной системы общественного управления породил многие негативные явления, такие, как национализм, сепаратизм, экстремизм, корпоративность и групповщину (имевшие место и раньше, но в условиях реформирования общественной системы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятся серьезным препятствием на пути утверждения гражданского общества.

В условиях внерыночной экономики  и низкой гражданской культуры новые  корпорации (концерн, общественно-политические объединения и др.) с их нередко  встречающимся максимализмом и  нетерпимостью способны привести общество к конфронтации, обострению социальных конфликтов.

Чтобы сделать конфликты  наименее болезненными для общества (если не удастся избежать их вообще), необходимо прийти к гражданскому согласию, исходя из тех общественных идеалов, которые выдвигались и отстаивались не одним поколением людей всех стран  мира. Пройдя длительную проверку временем, они остаются нетленными и сегодня.

Речь идет о таких понятиях, как "гуманизм", "демократия", "справедливость", которая в  современных условиях должна пониматься как равенство всех граждан в  правах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря на широчайший плюрализм мнений, позиций  и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития, существующих среди российских граждан, подобное толкование и практическое осуществление идеи справедливости способны сплотить основную часть населения  России. Тем самым будет установлен гражданский мир, так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране. Учитывая неизбежное сопротивление этому процессу со стороны различных политических сил в переходный период от тоталитарно-авторитарного к гражданскому обществу, наиболее приемлемой, возможно, станет модель сильного государственно-либерального режима, который постепенно открыл бы дорогу к подлинной демократии, обеспечил бы необратимость движения нашей страны к гражданскому обществу. Его главной задачей будет создание необходимых условий, при которых идущие в обществе процессы смогли бы войти в нормальное русло, поддавались бы демократическому управлению и регулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью  рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники  существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая  государственную.

В гражданском обществе возрастает ответственность каждого члена  общества за принимаемые им решения, повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние  на утверждение социального статуса  гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом  общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения  их в жизнь. Гражданская культура охватывает все многообразие интересов  социальных групп гражданской сферы  общественной жизни. В уровнях и  механизме функционирования гражданской  культуры много нюансов, но в общем  смысле можно сказать следующее, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень  развития человека, гражданина, без  чего, при той роли, которую он играет в развитом гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование. Следовательно, гражданская культура в целом определяет фундаментальные  ценности гражданского сознания, гражданского общества.

Информация о работе Граждансое общество