Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии, называемом гражданством.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
• проанализировать и изучить теоретическую, практическую, а так же нормативно-правовую историческую литературу по теме;
• раскрыть понятие гражданства; основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
• изучить конституционно-правовое регулирование отношений, связанных с гражданством РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая-2 версия.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Порядок разрешения дел о гражданстве.

Реализация норм Федерального закона о гражданстве РФ о приобретении и прекращении гражданства РФ требует правового регулирования, которому и посвящено несколько глав названного Закона — о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве, о производстве по этим делам и об обжаловании решений органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц. Также эти и многие другие вопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовыми актами. Важнейшими из них являются: Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.02г.17; Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 01.11.02г.18; Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел РФ заявлений об изменении гражданства, утвержденная Приказом МВД РФ от 06.02.03г. об организации деятельности органов внутренних дел РФ по реализации законодательства о гражданстве РФ.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве. Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:

  • приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
  • восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;
  • разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;
  • разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
  • отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
  • предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

В числе органов исполнительной власти, так же решающих вопросы гражданства, можно назвать Федеральную миграционную службу и ее территориальные органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В перечень полномочий этих органов входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях и др.

Следует отметить, что полномочия органов ФМС и МИД во многом идентичны и различие между ними проводится только в отношении круга лиц, заявления по вопросам гражданства которых могут находиться в работе этих органов.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

  • принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
  • проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
  • направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;
  • определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
  • по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории  Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.  Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

  • принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;
  • проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
  • направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
  • определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству  Российской федерации;
  • ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
  • по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.   

В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение — Управление по вопросам гражданства. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений РФ); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.

В структуре ФМС России создано Управление по вопросам гражданства (далее — УПГ), основными задачами которого являются:

1) исполнение законодательных  и иных нормативных правовых  актов РФ, международных договоров  и соглашении по вопросам гражданства  и статуса беженца, политического  и временного убежища (далее —  убежище);

2) участие в подготовке  проектов законодательных и иных  нормативных правовых актов, отнесенных  к компетенции Управления, методических  рекомендаций для территориальных  органов ФМС России;

3) контроль та исполнением  территориальными органами ФМС  России законодательных и иных  нормативных правовых актов РФ  об изменении гражданства и  по вопросам убежища;

4) организация взаимодействия  в пределах своих полномочий  с Комиссией по вопросам гражданства  при Президенте РФ, федеральными  органами законодательной и исполнительной  власти по вопросам исполнения  законодательства о гражданстве  РФ, ведения общею учета лиц, изменивших  гражданство, проверки наличия гражданства  РФ;

5) представление в Комиссию  материалов об изменении гражданства, принятие решений по которым  отнесено к компетенции Президента  РФ.

При решении вопросов гражданства основные функции УПГ состоят в следующем: Управление организует работу территориальных органон ФМС России по проведению процедуры признания беженцами, предоставлению убежища, рассмотрению заявлений об изменении гражданства, соблюдению порядка согласования подготавливаемых заключений и решений, проведению проверок наличия гражданства РФ; осуществляет непосредственное рассмотрение материалов об изменении гражданства РФ и в установленном порядке ходатайств о предоставлении политического убежища, представляет их руководству ФМС России: принимает участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, отнесенных к компетенции Управления; принимает участие в подготовке заключений, официальных отзывов, замечаний и предложений по проектам нормативных правовых актов РФ, поступающим в Управление на рассмотрение; изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов РФ и международных договоров по вопросам гражданства и убежища, разрабатывает на этой основе обзоры, указания ненормативного характера и методические рекомендации для территориальных органов ФМС России осуществляет в установленной сфере деятельности иные функции, предусмотренные законодательством РФ.

Производство по делам о гражданстве РФ включает стадии по дачи заявлений по вопросам гражданства, оформления этих заявлений, взимания государственной пошлины или консульских сборов, принятия решений по вопросам гражданства, принятия повторных заявлений по вопросам гражданства РФ и исполнения принятых решений по вопросам гражданства.

Решение по вопросам гражданства принимает в общем порядке Президент РФ, в упрошенном порядке — территориальный орган ФМС РФ либо дипломатическое представительство или консульское учреждение МИД РФ.

Закон о гражданстве, принятый в 2002 году, значительно расширил основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ. Если в предыдущем Законе основаниями для отклонения ходатайств о приеме в гражданство являлись случаи, когда заявители: выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ, то ныне действующий Закон дополнил к вышеуказанным еще пять оснований.

 

 

Заключение

Подводя краткий итог своей курсовой работы, хочется дать краткое определение понятию «гражданство» Российской Федерации. Так что же такое гражданство? Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. То есть лицо, обладающее гражданством, имеет право на все права и свободы,  признаваемые законом. Лицо защищено государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Вопросы гражданства - это вопросы взаимоотношения человека и государства. Соответственно, они затрагивают основные права и свободы человека и гражданина. Данные вопросы относятся к ведению Конституционного права.

Конституцией Российской Федерации провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился.

Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны.

Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления. Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.

Специальную главу «Закон о гражданстве» посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В целом, можно считать, что законодательство России, регулирующее вопросы гражданства в России соответствует международным требованиям, демократическим принципам и духу времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Всеобщая декларация  прав человека 1948 г.

2. Европейская конвенция  о гражданстве (Страсбург, 6 октября 1997 г.)

3. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 г. : М.: Проспект, 2009.

4. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г.).

5. Закон РФ «О гражданстве»  от 28.11.1991 г.

6. Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 года № 1325 / СЗ РФ., 2002.

7. Положение «О Комиссии  по вопросам гражданства при  Президенте Российской Федерации»  от 14 ноября 2002 года № 1318 (с изменениями  и дополнениями от 25.11.2003г.) / СЗ  РФ., 2002.

8. Закон «О беженцах» // СЗ РФ. 1997.№26. Ст.2956.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Леонова Н.В., Пелишенко А.А., Комментарий к Федеральному Закону о гражданстве от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ. 2008.

2. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации: учебник /М.В. Баглай. 6-е изд., перераб и доп. М.: Норма, 2007.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: учебник/ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. 4-е изд. Перераб и доп. М.: 2008.

4. Яценко В.В., Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие/ В.В. Яценко. КГТУ. К.: 2009.

Информация о работе Гражданство РФ