Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 19:27, реферат
Согласно законодательству гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь. Гражданство Республики Беларусь, будучи основным элементом правового статуса личности, вместе с тем является самостоятельным конституционно-правовым институтом. Содержание гражданства складывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме с охраной прав и законных интересов граждан.
ВВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ЕГО ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
по предмету: Конституционное право.
на тему: Гражданство Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
И ЕГО ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Права и свободы человека - это потенциальные возможности человека пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида.
В качестве важнейшего элемента правового положения человека следует рассматривать гражданство (подданство), так как права и свободы являются в первую очередь правами и свободами гражданина.
Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства.
В литературе подчеркивается, что вопросы гражданства, взаимоотношений населения с государством близко соприкасаются с вопросами государственного суверенитета и даже с вопросами понятия государства. Ни одно государство не может быть признано самостоятельным, суверенным, если оно не имеет своих граждан. В этом и проявляется важная роль гражданства Республики Беларусь как гарантии ее суверенитета.
Именно посредством гражданства Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранных лиц и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает все вопросы: принадлежность к гражданству, основания приема в гражданство, его утраты и т.д.
Согласно законодательству гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь.
Гражданство Республики Беларусь, будучи основным элементом правового статуса личности, вместе с тем является самостоятельным конституционно-правовым институтом. Содержание гражданства складывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме с охраной прав и законных интересов граждан.
В Республике Беларусь вопросы гражданства регулируются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994г. №209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства», соглашениями Республики Беларусь с Казахстаном, Украиной об упрощенном порядке приобретения гражданства и др.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства. Именно с гражданством связаны самые существенные последствия для обеих сторон: объем прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Гражданство Республики Беларусь основывается на ряде принципов, которые закреплены Конституцией и Законом «О гражданстве Республики Беларусь».
Принципы гражданства - это сущностные черты отношений по поводу состояния в гражданстве.
Можно выделить следующие принципы гражданства.
* Каждый человек имеет право на гражданство (ст.3 Закона "О гражданстве Республики Беларусь"). Данный принцип выражается, во-первых, в том, что любое лицо, независимо от национальности, (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) имеет право на гражданство Республики Беларусь, которое носит открытый и свободный характер; во-вторых, в наличии такой формы приобретения, как прием; в- третьих, в наличии достаточно простых и доступных оснований приобретения гражданства;
* Гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения. Конституция и действующее законодательство, за некоторыми изъятиями, не устанавливает каких-либо особенностей правового статуса лиц в зависимости от того, как они приобрели гражданство: по рождению, в порядке приема, в порядке регистрации и т.д. Вместе с тем некоторые особенности существуют. Например, кандидатом в Президенты Республики Беларусь может баллотироваться лишь гражданин Республики Беларусь по рождению (ст.80 Конституции).
* Гражданство Республики Беларусь является единым. Республика Беларусь является унитарным государством, поэтому единство гражданства обеспечить достаточно просто, хотя обычно и в федеративных государствах оно также обеспечивается.
* Гражданство имеет свободный характер. Конституция Республики Беларусь (ст.10) предусматривает, что никто не может быть лишен права изменить гражданство. Государством устанавливаются такие правовые нормы в области свободного приобретения или утраты гражданства, которые в целом отвечают международным требованиям и зарубежной практике. Законом предусмотрено, что гражданство не может быть предоставлено против воли лица.
* Сохранение гражданства. Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.
* Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Данный принцип выражается в том, что лицо не может быть лишено гражданства вопреки его воле. В то же время Конституция и Закон закрепляют право гражданина по его желанию изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.
Лишение гражданства означает выражение односторонней воли со стороны государства по отношению к своему гражданину, отсутствие у последнего желания (согласия) добровольно выйти из гражданства.
Часть вторая статьи 10 Конституции Республики Беларусь и Закон «О гражданстве Республики Беларусь» впервые в отечественной практике установили запрет на лишение гражданина Республики Беларусь его гражданства. Все предшествовавшее законодательство - вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990г. – закрепляло такую форму утраты гражданства.
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, формы репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. К примеру, в свое время были лишены гражданства СССР и высланы за пределы страны такие заслуженные люди как писатель А.Солженицын, академик А.Сахаров и др. После высылки А.Солженицына из СССР (1974 г.), и как только стало известно, что он хотел бы жить в США, Сенат этой страны своим специальным постановлением предоставил ему и его семье гражданство США в порядке дарения. Данный вид приобретения гражданства предусматривается законодательством некоторых стран лишь выдающимся людям за особые заслуги. Таких случаев в мировой практике немного.
* Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в не связанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории другого государства гражданства Республики Беларусь; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина Республики Беларусь за ее пределы. Сохранение гражданства за лицами, постоянно или временно проживающими за пределами Республики Беларусь, обусловлено, в первую очередь, конституционной свободой выбора места жительства и свободой передвижения. Одним из исключений из этого принципа было решение законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18 октября 1991 г. закона о гражданстве Республики Беларусь, которым он, в частности, признал гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления в силу названного закона (12 ноября 1991 г). В силу особенностей существования СССР, его законодательства такой подход к решению данной проблемы оказался весьма болезненным для многих выехавших с территории БССР в другие союзные республики.
* Отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежавшим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов. Тем самым обеспечивается принцип свободного приобретения гражданства, его устойчивость, равенство мужчины и женщины.
* Принцип защиты и покровительства Граждан Республики Беларусь. Государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь как на своей территории, так и за ее пределами (ст.10 Конституции)
Защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь, находящимся за ее пределами, призваны оказывать Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за границей. В соответствии с действующим законодательством они обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане Республики Беларусь могли пользоваться правами, предоставленными им законодательством государства, в котором они находятся, международными договорами.
В случае если в стране пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, то защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств. Согласно заключенному между Республикой Беларусь и Россией Договору о создании Союзного государства (ратифицирован законом от 24 декабря 1999 г) каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и гражданин этого государства-участника (ст.15 Договора).
* Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.
* Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства. Суть данного принципа состоит в том, что наше государство способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении Республика Беларусь следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.
Гражданами Республики Беларусь являются:
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь».
Гражданство Республики Беларусь приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
3) в порядке регистрации;
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом "О гражданстве Республики Беларусь".
Чаще всего гражданство приобретается по рождению. Закон (ст.13) определяет перечень случаев, при которых родившийся ребенок (в том числе и за пределами нашего государства) приобретает гражданство Республики Беларусь. Подобная форма приобретения гражданства получила в мировой практике название филиации.
При приобретении гражданства по рождению действуют такие принципы, как принцип "права крови" (учитывается гражданство родителей) и принцип "права почвы" (учитывается место рождения).
Законодательство направлено на решение вопросов получения гражданства Республики Беларусь максимально в пользу родившегося ребенка. Учитываются все ситуации, когда:
1) оба родителя - граждане Республики Беларусь;
2) только один из родителей имеет гражданство Республики Беларусь;