Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:20, реферат
Рассмотрение понятия двойного гражданства на сегодняшний день остается крайне актуальной задачей. В частности для России, данная проблема особенно остро встала после распада Советского Союза. Когда граждане бывших союзных республик, а ныне независимых государств, хотели бы иметь помимо гражданства своей страны, еще и гражданство России. Кроме того, непрерывные перемещения людей, браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключенным между государствами).
Введение …………………………………………………………..……………………………3
Понятие двойного гражданства …..…………………………………………………..4
Нормативно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства в Российской Федерации ……………………………………………………………..…7
Современные проблемы института двойного гражданства………………………...10
Заключение ……………………………………………………………………………………..13
Список литературы
Вопросы гражданства детей отрегулированы в ст. 9 ФЗ РФ и указывают на то, что гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим ФЗ РФ.
Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.
Даже если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства, гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено.
Гражданство ребенка не изменяется и в случае изменения гражданства его родителей.
Гражданство РФ приобретается (ст. 11):
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство РФ;
в) в результате восстановления в гражданстве РФ;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.
Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
оба его родителя или единственный его родитель, проживающий на территории РФ является иностранным гражданином или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Кроме того, ребенок, находящийся на территории РФ без родителей и родители его не известны, может стать гражданином РФ, если родители его не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Вопросы приема иностранных граждан в гражданство РФ регулируются ст. 13 ФЗ РФ
С заявлением о приеме в гражданство РФ вправе обратиться иностранный гражданин и лица без гражданства достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, а также
проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Причем, срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
обязующиеся соблюдать Конституцию РФ и законодательные акты РФ;
имеющие средства к существованию;
обратившиеся в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
владеющих русским языком.
Срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года для лиц, имеющих высшие достижения в области науки, техники, культуры; в случае предоставления политического убежища и признания его беженцем.
Исключение имеют также и военные лица из групп государств, входивших в состав СССР и проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и других войсках.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ (ст. 15 ФЗ). При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.
Отклоняются заявления о приеме в гражданстве РФ и о восстановлении в гражданстве РФ лицам, которые:
выступают за насильственное изменение основ Конституционного строя РФ;
в течение пяти лет, предшествовавших до обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ;
использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
состоят на военной службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;
имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;
осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследовавшиеся в соответствии с ФЗ.
Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ (ст. 18)
А.В. Белов8 в своей работе указывает на то, что на сегодняшний день по мнению ряда ученых-международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.
По мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения – это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства».
А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д.»
Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.
Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.
Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, пишет швейцарский ученый Р. Шерер, «рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами». Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, – пишет Ю.Р. Боярс, – как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления».
А.В. Белов указывает на ту характерную особенность, что до сих пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, а именно – оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Так, даже в Европейской конвенции о гражданстве (ст. 21 «Выполнение воинской обязанности»), которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойным гражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств – участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов не применяются в отношении другого государства-участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, – по крайней мере в отношении одного из государств своего гражданства, – проигнорировав мобилизационный акт.
Исходя из этого, можно предположить, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может в полной мере быть лояльным к обоим государствам своего гражданства и потому в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем-стать преступником в государстве своего второго рождения.
Лояльность по отношению к двум государствам может не только создавать определенные трудности бипатриду, но и являться потенциальным источником угрозы безопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, – считает Р. Шерер, – как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают».9
С другой стороны, как отмечает А.И. Сенкевич, за последнее десятилетие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве».
Некоторые страны считают, что «ослабление» лояльности в результате двойного гражданства нельзя считать реальной проблемой, поскольку ни одно из государств не может требовать полной, исключительной лояльности от своих граждан, и что индивид может иметь подлинную связь с несколькими государствами. В Конституции Испании (п. 3 ст. 11) сказано, что «государство имеет право заключать соглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки или с теми странами, с которыми Испания имела или имеет хорошие отношения. В этих странах, даже в случаях, когда по существующему законоположению на их граждан не распространяется право взаимности, испанские граждане могут приобрести гражданство по натурализации, не утрачивая своего гражданства по происхождению».
Кроме того, двойное гражданство, по мнению А.И. Сенкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы продвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или рэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке».
Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной политики, за некоторыми исключениями, придерживается и Россия. Так, по словам О.Е. Кутафина, «проблема российских соотечественников в государствах – республиках бывшего СССР постоянно находится в поле зрения Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации… Возникшие коллизии в сфере сложившихся правовых систем России и государств ближнего зарубежья могут быть преодолены путем расширения и укрепления международно – правовой базы: заключения договоров и соглашений в рамках СНГ, двусторонних и многосторонних договоренностей об урегулировании вопросов двойного гражданства…»
Отдельные государства используют двойное гражданство не столько в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими за границу, сколько для усиления своего влияния в дружественных государствах. При этом государство может извлечь пользу из деятельности и опыта своих сохранивших гражданство соотечественников, «которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего происхождения».
Некоторые страны, такие как Швейцария, Греция, Хорватия, Словения и Россия, допускают двойное гражданство, а следовательно, и двойную лояльность, но только в отношении своих граждан, постоянно проживающих за границей. Гражданам, имеющим постоянное местожительство на территории этих государств, иметь двойное гражданство запрещается.
Таким образом, в завершение можно заключить, что государства по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны.
При определении курса внутренней и внешней политики государства в вопросах гражданства нельзя руководствоваться положительным или отрицательным влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны двойного гражданства рассматривать в совокупности. И когда их общее позитивное влияние значительно перевесит, для этого государства закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным.
Однако при введении данного правового института необходимо путем заключения соответствующих международных договоров скорректировать или вовсе нейтрализовать негативные стороны гражданства.