Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:17, контрольная работа
ктуальность курсовой работы обусловлена особым политико-правовым положением депутатов в системе публичной власти. Депутаты призваны обеспечить адекватное представительство интересов граждан (народа, населения) не только в деятельности представительных органов власти, но и аппарата публичной власти в целом. Для решения этой задачи они должны обладать необходимыми правами, обязанностями, подкрепляемыми соответствующими гарантиями. Решение указанной задачи требует также установления четкого механизма конституционно-правовой ответственности депутатов перед гражданами. В силу этого закрепление конституционно-правового положения депутатов всех уровней власти должно быть продуманным, концептуально выстроенным.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Конституционно-правовой статус депутата
§ 1 Понятие индемнитет 5
§ 2 Полномочные представители народа 5
§ 3 Права и обязанности депутатов 7
§4 Гарантии депутатской деятельности в структуре конституционно-правового статуса депутата 10
ГЛАВА 2 Неприкосновенности российских парламентариев
§ 1 Понятие депутатской неприкосновенности,
ее содержание, причины появления этой гарантии 14
§ 2 Законодательное регулирование
неприкосновенности региональных и муниципальных депутатов, ее особенности, развитие соответствующего законодательства на современном этапе 17
§ 33 Юридическая ответственность за противоправное воспрепятствование депутатской деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЯ
§2 Законодательное
регулирование неприкосновенности
региональных и муниципальных
депутатов, ее особенности,
развитие соответствующего
законодательства на
современном этапе.
В Новгородском областном законодательстве закреплены указанные нормы, а именно статья 20 областного закона от 15 сентября 2006 года № 719-ОЗ «О статусе депутата Новгородской областной Думы» гласит: «Депутат в течение всего срока его полномочий в случаях, установленных федеральным законодательством, обладает неприкосновенностью».
Но ряд регионов в правовом закреплении депутатской неприкосновенности в субъектах РФ проходили в два этапа, в зависимости от того, как вопросы неприкосновенности закреплялись в федеральном законодательстве. На первом этапе большинство субъектов РФ (ввиду отсутствия соответствующих норм в федеральном законодательстве) в своих нормативных актах о статусе депутатов устанавливали нормы, регулировавшие неприкосновенность депутатов (республика Алтай, Воронежская, Челябинская области и другие). В то же время, в законодательстве о статусе депутатов других субъектов РФ (например, Камчатская, Курганская области) нормы о неприкосновенности депутатов отсутствовали. При этом, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г., субъект РФ мог в своем уставе, конституции предусмотреть неприменение нормы о неприкосновенности депутатов. В вопросе установления депутатской неприкосновенности субъекты РФ руководствовались постановлением Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995г.
После принятия Конституционным Судом РФ постановления от 12 апреля 2002 г. начался второй этап законодательного регулирования вопроса депутатской неприкосновенности в субъектах РФ, включающий в себя два этапа. Данное регулирование не должно было противоречить федеральному законодательству, устанавливающему порядок привлечения депутатов к административной и уголовной ответственности. На первом этапе в УПК РФ устанавливалось, что решение вопроса о преодолении депутатской неприкосновенности должно было приниматься прокурором субъекта РФ с согласия коллегии, состоящей из трех судей соответствующего суда субъекта. Но не был ли в этом случае суд, давший заключение о наличии в действиях депутата признаков преступления, связан своим решением уже в процессе рассмотрения уголовного дела? Следовало все же оставить за ним основную функцию: признание или непризнание депутата виновным в совершении преступления непосредственно в процессе судебного рассмотрения по уголовному делу. Данный момент был учтен на втором этапе регулирования вопроса о неприкосновенности региональных депутатов после создания Следственного комитета при прокуратуре РФ. В соответствии с новой редакцией ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела, либо о привлечении депутата представительного органа власти субъекта РФ в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту РФ. Данная норма значительно снизила уровень защищенности депутатов региональных парламентов. Ее следует скорректировать путем закрепления правила о том, что такое решение руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту РФ принимает с согласия прокурора субъекта РФ. А в рамочном Федеральном законе, закрепляющем основы статуса депутатов представительных органов власти, следует установить, что такое решение принимается с участием представительного органа власти соответствующего уровня по инициативе прокурора субъекта РФ, что в полной мере будет соответствовать принципу народовластия.
Несомненно,
актуальны и вопросы
§
3
Юридическая ответственность
за противоправное воспрепятствование
депутатской деятельности.
Особенностью прав, обязанностей депутата и юридических гарантий депутатской деятельности, в том числе и депутатской неприкосновенности, является их законодательное закрепление в нормативно-правовых актах, в силу чего они, в части их касающейся, предполагают обусловленные юридические обязанности соответствующих субъектов, а у государства возникает право требовать выполнения этих обязанностей и право на реализацию негативных юридических санкций в случае их невыполнения.
Главным координатором и основным субъектом ответственности за беспрепятственную реализацию депутатами своих правомочий является государство, его органы и должностные лица, так как именно на них закон возлагает соответствующие обязанности.
Общей гарантией является наличие в соответствующих федеральных и региональных законах положений об ответственности за невыполнение требований законодательства о статусе депутатов. Наличие таких норм соответствует ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная зашита его прав и свобод», в том числе и в сфере осуществления представительного народовластия.
В то же время, учитывая особое место депутата в системе представительного народовластия, характер его взаимоотношений с избирателями, действующее законодательство предусматривает особые составы правонарушений (уголовных, административных, гражданских), влекущих ответственность лиц, виновных в нарушении прав депутатов, в том числе и в сфере обеспечения депутатской неприкосновенности. Законодатель, сформулировав соответствующие составы правонарушений, указывает на возможность наступления юридической ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Наряду
с ответственностью за неправомерное
нарушение депутатской
Законодательство предполагает юридическую ответственность и за оскорбление депутата, в том числе при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевету в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде.
Результатом
законодательного установления юридической
ответственности за противоправное воспрепятствование
депутатской деятельности является укрепление
законности в сфере депутатской деятельности,
обеспечение беспрепятственной реализации
депутатами своих прав и обязанностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт депутатского индемнитета является одной из важнейших
составляющих структур статус парламентария, особенно в условиях
рыночной экономике, что меняет подход законодателя к депутатам, т.к.
делает профессию парламентария не просто престижной, ответственной и
публичной, но и хорошо финансируемой. Такой подход к возможностям
осуществления депутатских полномочий будет являться стабилизирующим и
тормозящим фактором в развитии коррупции в представительных органах.
Но
необходимо совершенствование правового
регулирования депутатской деятельности.
Дальнейшего углубления требуют исследования
конституционно-правового механизма представительного
правления, конституционно-правового
регулирования депутатской деятельности.
Без этого невозможна выработка стройной
концептуальной основы законодательства
о статусе депутатов и направлений его
дальнейшего совершенствования, что затрудняет
и совершенствование деятельности представительных
органов, всего механизма публичной власти
в стране. Отсюда важность комплексного
конституционно-правового анализа перечисленных
выше проблем, на основе которого возможно
было бы предложить меры по разрешению
обозначенных выше проблем, в том числе
направленные на повышение эффективности
деятельности депутатов, представительных
органов власти.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые
акты
Литература
и периодические
издания
Ресурсы
сети Интернет