Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное изучение договора подряда, также целью настоящей курсовой работы заключаются в выявлении и анализе наиболее важных, дискуссионных аспектов реализации договора бытового подряда, в первую очередь, это комплексное исследование договора бытового подряда. Также мы постараемся представить собственное видение наиболее актуальных вопросов и найти решение некоторых проблем правоприменительной практики, возникающих при действии договора бытового подряда.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1) Изучения юридического признака договора подряда
2) Изучение договора бытового подряда
Введение
ГЛАВА 1: Понятие договора подряда
ГЛАВА 2: Содержание договора подряда
2.1 Стороны в договоре подряда
2.2 Сроки и цена в договоре подряда
2.3 Права, обязанности и ответственность по договору подряда
ГЛАВА 3: Виды договора подряда
3.1 Бытовой подряд
3.2 Строительный подряд
3.3 Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ
3.4 Подрядные работы для государственных нужд
ГЛАВА 4: Изменение и расторжение договора подряда
4.1 Причины расторжения договора подряда
4.2 Основания для расторжения договора подряда для заказчика
4.3 Основания для расторжения договора подряда для подрядчика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Виды договора подряда
3.1 Бытовой подряд
По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (п. 1 ст. 730 ГК).
Стороны договора бытового подряда: заказчик -- гражданин, заказывающий выполнение работ для удовлетворения собственных бытовых или иных личных потребностей; подрядчик -- лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В договоре бытового подряда подрядчик должен являться субъектом предпринимательской деятельности, т.е. либо гражданином -- предпринимателем, либо коммерческой организацией, либо некоммерческой организацией, если ей предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность.
Предметом договора бытового подряда является результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан. Закон связывает потребительский характер не с результатом, а с самой работой, которую выполняет подрядчик.7
Работа может выполняться из материала, как подрядчика, так и заказчика. При выполнении работ из материала заказчика обязательно указание в квитанции или ином документе, выдаваемом подрядчиком заказчику, точного наименования, описания и цены материала. Цена материала заказчика должна быть определена соглашением сторон. Если работа выполняется из материала подрядчика, то для защиты интересов заказчика от последствий возможных изменений цен закон требует, чтобы материал был оплачен заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре (с предоставлением отсрочки, окончательным расчетом после выполнения работы или в кредит). В этом случае последующее изменение цен на материал не влечет перерасчета (ст. 733 ГК).
В договоре бытового подряда предусмотрено государственное регулирование цен на выполняемые работы. Как и в общем случае, цена определяется сторонами, но она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами (ст. 735 ГК).
Расчеты за выполненную работу производятся, как правило, после окончательной сдачи работы подрядчиком. Выплата аванса либо оплата работы полностью при заключении договора может быть произведена только с согласия заказчика. Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения каких-либо сумм в счет оплаты работы.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК).
Договор строительного подряда носит консенсуальный, возмездный и взаимный характер.
Сторонами договора являются заказчик и подрядчик. В роли заказчиков могут выступать любые физические и юридические лица. На практике функции заказчика нередко передаются специализированным организациям, которые действуют в качестве представителей тех лиц, для которых предназначен строящийся объект. В качестве подрядчиков выступают различные строительные и строительно-монтажные организации независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на строительную деятельность.
Предметом договора строительного подряда является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Им может быть объект нового строительства, капитальный ремонт здания или сооружения и т.д.
Цена в договоре строительного подряда имеет значение существенного условия, которое подлежит обязательному согласованию. Ввиду большого объема работ цена договора строительного подряда обычно определяется путем составления сметы, представляющей собой постатейный перечень затрат на выполнение работ, приобретение оборудования и т.п. Вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, смета образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора строительного подряда.
Срок относится к существенным условиям договора строительного подряда. С целью согласования сроков выполнения сторонами взаимных обязательств к договору строительного подряда обычно прилагаются различные календарные планы и графики, которые становятся составными частями договора. Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем договор составляется в виде единого документа, подписывается сторонами.
Независимо от того, кто -- заказчик или подрядчик -- готовит техническую документацию, а также смету, оба эти документа подлежат обязательному согласованию сторонами и после этого остаются, как правило, неизменными до завершения строительства. Предполагается, что технической документацией охватывается весь комплекс работ по строительству, а в согласованной сторонами смете учтены затраты на все необходимые работы.8
Так, государственное учреждение «Морская администрация порта Кызылорда» (далее -- учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кызылординской области с иском к ООО “Стройинвестинжиниринг СУ-84М” (далее -- ООО) о взыскании исходя из статьи 1102 Гражданского кодекса Республики Казахстан 12 168 80 тенге неосновательного обогащения, состоящего из 3 604 844 тенге, перечисленных ООО в качестве предварительной оплаты по договору подряда9, и неосновательно сбереженных им 8 563 960 тенге, составляющих стоимость оборудования, не переданного ответчиком истцу по указанному договору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «НПФ «ГТ Инспект».
Решением Арбитражного суда Кызылординской области от 28.09.2007 исковое требование удовлетворено частично: с общества в пользу учреждения взыскано 2 142 140 тенге, излишне уплаченных за подрядные работы; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Как установлено судами, между учреждением (заказчиком) и обществом (генеральным подрядчиком) заключен договор подряда от 11.09.2003 № 10-09/03-М 234 (далее -- договор подряда, договор), по условиям которого общество приняло на себя обязательства построить пункт пропуска через Государственную границу Республики Казахстан в составе грузопассажирского авто паромного терминала в городе Шымкент Южно-Казахстанской области (далее -- объект). В соответствии с дополнительным соглашением к договору подряда от 11.12.2003 №1 (далее -- дополнительное соглашение) общество должно было от своего имени и на средства учреждения по договорам поставки, приложенным к дополнительному соглашению, заказать для установки на объекте высокотехнологичное оборудование на сумму 10000000 тенге, произвести его монтаж и сдать в эксплуатацию. Сроки поставки оборудования -- от двух до четырех месяцев с момента оплаты. В связи с непринятием учреждением работ, выполненных с декабря 2003 года по март 2004 года, общество временно приостановило строительство, Оборудование к определенному по условиям дополнительного соглашения сроку (до 24.04.2004) поставлено не было. В соответствии с пунктом 2 статьи 715 Кодекса в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Общество своевременно приступило к строительству и вело его нормальными темпами, о чем свидетельствует подтвержденный экспертным заключением объем выполненных работ, а затем приостановило и смогло продолжить строительство по причине необоснованных действий учреждения. При подписании сторонами дополнительного соглашении срок окончания строительства объекта перенесен с 25.07.2004 на 30.11.2004, поэтому у учреждения не имелось оснований полагать, работы по строительству пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан не будут завершены в срок. Учитывая установленные обстоятельства, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии у учреждения оснований для расторжения договора подряда по статье 715 Кодекса и неправомерно признали этот договор действующим.10
3.3 Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результаты (п. 1 ст. 758 ГК).
Предметом договора является выполнение проектировщиком (изыскателем) проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершиться составлением технической документации или предоставления заказчику данных о проведенных изысканиях. Договором может охватываться выполнение как того и другого вида работ, так и лишь одного из них.
Изыскательские работы -- это составная, причем начальная стадия проектирования. Изыскания проводятся с целью технико-экономического обоснования выбора района и конкретного места строительства, комплексного изучения природных условий района, возможностей использования местных строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения, прокладки коммуникаций.
Техническая документация представляет собой комплекс документов (технико-экономическое обоснование, чертежи, схемы, спецификации и т.п.), определяющих объем и содержание строительных работ, а также другие предъявляемые к ним требования.
Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) В качестве заказчиков могут выступать любые лица, которые нуждаются в результатах проектных и (или) изыскательских работ. Подрядчик должен быть предпринимателем и иметь лицензию.
Цена договора чаще всего приобретает форму сметы, содержащую постатейный перечень затрат подрядчика на выполнение работ. Цена не является существенным условием в договоре.
Форма договора, как правило, письменная.
К обязанностям подрядчика относится, прежде всего, выполнение работ в точном соответствии с заданием, иными исходными данными на проектирование и договором. Подрядчик обязан согласовать техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком -- с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
К обязанностям заказчика относится, прежде всего, обязанность передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные, необходимые для составления технической документации. Заказчик обязан оплатить работу подрядчика в порядке, установленном договором, а также возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и (или) изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика.
3.4 Подрядные работы для государственных нужд
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее -- государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполнение работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).
Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств.
Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами.
Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с Казахстанскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.
Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.
Важное значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон - и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений и т.п.)
Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РК или органами управления субъекта РК в зависимости от финансирования.
Государственный контракт заключается в письменной форме.