Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:32, контрольная работа
Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям. Практическое применение имеют следующие основания:
- В зависимости от вида привлекаемого транспорта различают железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские перевозки.
- В зависимости от предмета перевозки подразделяются на перевозки грузов, пассажиров и багажа.
- В зависимости от территории, по которой выполняется перевозка, различают национальные (внутриреспубликанские) и международные перевозки.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 4
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ 9
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.
Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.
Согласно п.1 ст. 739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Исходя
из определения договора перевозки
груза и содержания ГК в целом,
определимся, за что отвечает перевозчик,
принявший договор к
• Ответственность за своевременную подачу транспорта.
• Ответственность за своевременную доставку груза
• Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.
При разрешении вопроса о принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК, в силу которых до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. В претензии должны быть указаны краткое описание претензии, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости - другие документы, необходимые для ее рассмотрения.
Иск к перевозчику может быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. По всем спорам, возникающим при международной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя (выдан грузополучателю). Обращение в другие суды не допускается.
Поэтому если к материалам искового заявления не приложены доказательства направления претензии перевозчику, то исковое заявление в соответствии со статьей 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) оставляется без движения. Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 года) (далее - КДПГ) не предусмотрен обязательный порядок предъявления претензии перевозчику. Такие иски принимаются к рассмотрению без соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора.
Согласно статье 6 ХПК право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.
Следует обратить внимание, что пункт 1 статьи 751 ГК содержит отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления. Таким образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Уставом или Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным судом искового заявления к рассмотрению по существу. По договорам международной перевозки грузов порядок предъявления претензий регулируется статьей 30 КДПГ и пунктом 375 Правил автомобильной перевозки грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.07.2002 г. № 20 (далее - Правил), в силу которых, если при приемке груза от перевозчика у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно-транспортной накладной "CMR" (накладной). Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно-транспортной накладной. Относительно же международных перевозок установлено п.376 Правил перевозки грузов, что при просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию перевозчику в течение двадцати одного дня со дня получения груза в свое распоряжение.
При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.
При исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые распространяется действие КДПГ, хозяйственные суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных действий или такого ненадлежащего исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, - устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:
• в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;
• в случае утраты всего груза - с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;
• во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.
Наличие или отсутствие умышленных неправомерных действий в таких случаях устанавливается хозяйственным судом, рассматривающим конкретное дело.
Обстоятельства,
которые могут служить
Универмаг
«Юго-западный» получил
Универмаг обратился 10 мая с претензией к железной дороге по поводу недостачи и порчи груза. Железная дорога на претензию не ответила, так как считала, что за недостачу и порчу груза должен отвечать грузоотправитель. Не получив ответа на претензию, универмаг 20 октября обратился с иском в арбитражный суд к железной дороге - ответчику и к производственному объединению «Скороход» - соответчику. Железная дорога иска не признала, ссылаясь на то, что погрузка обуви осуществлялась производственным объединением «Скороход», который и несет ответственность за сведения, указанные в накладной, а также за порчу груза, так как обязан был определить при его погрузке пригодность контейнеров в техническом и коммерческом отношении.
Соответчик - производственное объединение «Скороход» также иска не признал, ссылаясь, в частности, на то, что в момент погрузки контейнер был в техническом отношении исправным и никаких щелей не было видно.
Какое
решение должен принять арбитражный
суд?
Решение
Для решения данной задачи необходимо воспользоваться ч.1 ст.750 ГК, в которой сказано, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Следовательно,
что арбитражный суд должен удовлетворить
иск универмага к перевозчику.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (в ред. от 28 декабря 2009 г. № 97-З)
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 г. № 219-З (в ред. от 15 июня 2009 г. № 26-З)
3. Витрянский В.В. Договор перевозки М., Статут. 2003.
4. Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. М.: Юстицинформ. 2004.
5. Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте «Государство и право» 2003. № 10. с. 48-51.
6. Якушев В. Общие тенденции развития современного права перевозок грузов и их влияния на правовое регулирование смешанных перевозок. Хозяйство и право. 1996. № 9, с. 57-61.