Договор перевозки груза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение и актуализация договора перевозки груза, как гражданско-правовой договор.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
• определение понятия договора перевозки грузов;
• история развития договора перевозки груза в СССР;
• рассмотрение видов договоров перевозки грузов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, РАЗВИТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В СССР, ВИДЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 4
1.1 Понятие договора перевозки груза 4
1.2 Развитие договора перевозки груза в СССР 5
1.3 Виды договоров перевозки груза 7
2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 11
2.1 Предмет договора перевозки груза 11
2.2 Стороны договора перевозки груза 12
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 15
3.1 Права и обязанности перевозчика груза 17
3.2 Права и обязанности грузоотправителя 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Аксёнова.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОСИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

       

 

 

 

 

                КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                        По дисциплине «Гражданское право»

  На тему «Договор  перевозки груза»

 

 

 

 

 

Выполнена Студенткой

2 курса группы СП-111 очной  формы обучения 

Специальности  «Право и организация социального обеспечения»

 

 

 

Руководитель старший преподаватель

 

 

 

Отметка о допуске (не допуске) к защите_______________________

«__»_____________2013г.                      _________________________

(подпись руководителя)

 

 

 

 

             г. Кемерово, 2013.

                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ2

1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, РАЗВИТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В СССР, ВИДЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА4

1.1 Понятие договора перевозки груза4

1.2 Развитие договора перевозки груза в СССР 5

1.3 Виды договоров перевозки груза 7

2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 11

2.1 Предмет договора перевозки груза11

2.2 Стороны договора перевозки груза 12

3. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 15

3.1 Права и обязанности перевозчика груза 17

3.2 Права и обязанности грузоотправителя17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: на сегодняшний день в необходимости осуществления грузоперевозок, особенно автомобильным транспортом никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый этим видом транспорта, обеспечивает поддержку значительной части экономики России. 
Нынешнее законодательство достаточно четко определяет правила осуществления перевозок и их документального оформления. Причем рыночные отношения заставляют все больше и больше вопросов оставлять на усмотрение участвующим в сделке по перевозке грузов сторонам. Естественным образом это касается, прежде всего, договора перевозки, в который наряду с обязательными могут быть включены любые условия, признаваемые сторонами. 
Надо отметить, что транспортное законодательство наряду с договором перевозки устанавливает необходимость оформления целого ряда сопутствующих перевозке документов, в которых должны найти свое отражение четко определенные сведения о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в рассматриваемых отношениях, об условиях перевозки. Жесткие рамки формы таких документов обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон. Главное в данных отношениях - точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу перевозки грузов автомобильным транспортом.

Предметом договора перевозки груза являются нормы действующего гражданского законодательства РФ, регулирующие перевозку груза и федеральных законов предусматривающие возникновение обязательств по перевозке грузов автомобильным транспортом; научные публикации и материалы периодической печати; материалы судебной практики арбитражного суда применительно теме исследования.

          Целью исследования является рассмотрение и актуализация договора перевозки груза, как гражданско-правовой договор.

        Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

    • определение понятия договора перевозки грузов;
    • история развития договора перевозки груза в СССР;
    • рассмотрение видов договоров перевозки грузов;
    • определение сторон договора перевозки грузов; 
      анализ элементов по перевозке, а также прав и обязанностей сторон;
    • характеристика содержания договора перевозки грузов;
    • раскрытие основания заключения договора, его исполнения и возникающих при этом проблем.

       Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющие семь параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие договора перевозки, развитие договора перевозки в СССР, виды договоров перевозки.

1.1 Понятие договора перевозки груза.

 

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Он наиболее детально урегулирован транспортным законодательством, что отнюдь не означает, будто он занимает центральное место в системе транспортных договоров или является "ядром транспортных обязательств". Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов перевозка их отдельной партии выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср.ст.25УЖТ, ст.103ВК,ст.67КВВТ). 
          По своей юридической природе он относится к двусторонним и реальным договорам, заключаемым в пользу третьего лица - грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем). Договор перевозки груза является возмездным, причем в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК), плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а другая - к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о предоставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно перевозятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который используется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК РФ).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

                            

1.2 Развитие договора перевозки в СССР.

 

В Советском Союзе придавалось большое значение развитию транспорта как одного из основных звеньев единого народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с многочисленными директивными документами партии и правительства выделялись значительные капиталовложения на расширение сети железных дорог, строительство новых шоссейных дорог, портов, пристаней, аэропортов, увеличение парка вагонов и иных средств передвижения, на разработку и производство современных морских и воздушных судов. Устойчивыми темпами возрастали объемы пассажирских и грузовых перевозок.

Как отмечалось в Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС (1961 г.) и служившей базовым документом для перспективного планирования развития страны, рост народного хозяйства потребует ускоренного развития всех видов транспорта. Важнейшими задачами в области транспорта являются: расширение транспортно-дорожного строительства и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения во всех видах перевозок; дальнейшее техническое перевооружение железнодорожного и других видов транспорта; значительное повышение скоростей на железных дорогах, морских и речных путях; согласованное развитие всех видов транспорта как составных частей единой транспортной сети.

В юридической и экономической литературе того времени также постоянно подчеркивались роль и значение транспорта, грузовых и пассажирских перевозок в развитии народного хозяйства. В экономической жизни нашей страны транспорт занимает особое место. Во-первых, при его посредстве обеспечивается связь между промышленностью и сельским хозяйством, а также между различными отраслями самой промышленности. Во-вторых, осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения, а тем самым транспортная деятельность выступает в качестве продолжения процесса производства в пределах процесса обращения... В-третьих, осуществляемые различными видами транспорта перевозки касаются не только грузов, но и пассажиров, а также их багажа, и именно в такой форме обслуживаются многообразные потребности в передвижении, возникающие у граждан... Важнейшее народнохозяйственное значение социалистического транспорта обусловливает и предопределяет роль правового регулирования транспортной деятельности в СССР.

В основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. появилась отдельная глава, посвященная договору перевозки - гл. 9 "Перевозка".

Основы гражданского законодательства 1961 г. включали в себя весьма незначительное число норм, положительно регулирующих отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа, они узаконили существующую систему правового регулирования договора перевозки. Об этом свидетельствует, в частности, норма, содержавшаяся в ст. 72 Основ, согласно которой условия перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственность сторон по этим перевозкам в соответствии с Основами определяются уставами (кодексами) отдельных видов транспорта и издаваемыми в установленном порядке правилами.

По сложившейся в СССР традиции большинство транспортных уставов и кодексов разрабатывалось соответствующими министерствами и ведомствами и утверждалось правительством (за исключением Кодекса торгового мореплавания и Воздушного кодекса). Поэтому соответствующие правоотношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, регулировались в основном подзаконными актами правительства и ведомственными актами транспортных министерств (правила перевозок).

Система правового регулирования отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, когда основной пласт правоотношений регламентировался подзаконными нормативными актами правительства и ведомственными нормативными актами транспортных министерств. Создавала благоприятную почву для реализации чисто ведомственных интересов в ущерб правам и законным интересам пассажиров.

Нельзя не отметить, что в советское время, и в особенности в период с 1960 по 1990 г., было издано большое количество научных работ, посвященных правовому регулированию отношений, возникающих при перевозках грузов, пассажиров и багажа.

                               

1.3 Виды договоров перевозки.

 

Традиционным стало выделение учеными-правоведами при рассмотрении видов договора перевозки грузов в зависимости от вида транспорта. Соответственно выделяют договоры перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренневодным транспортом.

Также традиционно в юридической литературе стало выделение перевозок грузов по видам сообщения: перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Под перевозками в местном сообщении подразумеваются перевозки в пределах одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т.п.).

Перевозками в прямом сообщении являются перевозки грузов, в выполнении которых по единому транспортному документу принимают участие несколько организаций одного вида транспорта.

Прямой смешанной считается перевозка, при которой на основе одного транспортного документа груз перевозится несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта.

Кроме того, на автомобильном транспорте, согласно статье 5 УАТ РСФСР, применяется другая градация перевозок: выделяют городские (перевозки, осуществляемые в пределах черты города), пригородные (перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50 километров включительно), междугородные (перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние более 50 километров) и международные (перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории Российской Федерации).

Момент, с которого договор перевозки считается заключенным, можно отметить две группы договоров перевозки, соответственно: как правило, реальный договор перевозки конкретного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер: договор перевозки пассажира, договор об организации перевозки грузов, договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов и т.д.

Информация о работе Договор перевозки груза