Договор перевозки пассажиров и багажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Договор перевозки пассажиров и багажа 5
1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира 5
1.2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки 10
Глава 2. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа 17
2.1. Основные обязанности перевозчика 17
2.2. Обязательство по доставке багажа 27
2.3. Обязанности пассажира 30
Глава 3. Ответственность по договору перевозки пассажира и багажа 32
3.1. Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров 32
3.2. Несохранность багажа 35
3.3. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира 39
Заключение 41
Список источников и литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

Представляется, однако, что в данном случае содержащиеся в законодательстве определения  договора перевозки пассажира в  отличие от суждений, высказанных  в юридической литературе, верно отражают правовую природу обязанностей перевозчика по доставке багажа, сданного пассажиром, в пункт назначения, включая соответствующие действия перевозчика в предмет договора перевозки пассажира и не формулируя отдельного договора перевозки багажа.

Появление на стороне  перевозчика обязательства по доставке багажа и выдаче его в пункте назначения пассажиру или управомоченному  им лицу зависит исключительно от действий самого пассажира, совершаемых  последним в рамках заключенного договора перевозки пассажира (после  приобретения билета). Одно из прав пассажира, предоставляемых ему по всякому  договору перевозки пассажира, - сдать  перевозчику багаж для доставки его в пункт назначения. В случае реализации пассажиром этого права  на стороне перевозчика появляются обязанности по своевременной доставке багажа в пункт назначения, обеспечению  его сохранности в пути следования и выдаче багажа пассажиру или  управомоченному им лицу. Если же пассажир имеет лишь вещи, которые признаются ручной кладью (внутрикаютным багажом), его право сдать багаж остается нереализованным, а обязательство по доставке багажа не возникает.

На железнодорожном  транспорте для перевозки в качестве багажа от пассажира принимаются  такие вещи и предметы, которые  по своим размерам и свойствам  без затруднений могут быть погружены  в багажный вагон и размещены  в нем и не могут причинить  вред багажу других пассажиров (ст. 88 УЖТ  РФ). Согласно Правилам оказания услуг  по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности, багаж принимается  к перевозке без вскрытия упаковки. В случае если багаж предъявлен в неисправной упаковке, железная дорога отказывает в приеме его к перевозке.

Исполнение железной дорогой обязанности по выдаче багажа пассажиру или иному управомоченному  лицу осуществляется в следующем  порядке. Багаж выдается на железнодорожной  станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов). Операции по выдаче билетов  должны осуществляться в течение  всего времени, когда железнодорожная  станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа. На железнодорожной станции назначения прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата в порядке, определенном правилами перевозок  пассажиров, багажа и грузобагажа. Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня его прибытия, подлежит реализации железной дорогой (ст. 91, 92 УЖТ РФ).

На морском транспорте багажом считается любой предмет  или любая автомашина, перевозка  которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза  либо животных (ст. 180 КТМ). Сдача багажа оформляется выдачей багажной квитанции. Упакованные или переупакованные  места багажа должны иметь определенные приспособления, обеспечивающие их перевозку. Пассажир вправе объявить ценность своего багажа как общую для всех сданных  к перевозке мест багажа, так и  для каждого места в отдельности. Сведения о сумме объявленной  ценности багажа вносятся в багажную квитанцию. По прибытии судна в пункт  назначения багаж должен быть выдан  пассажиру при условии предъявления последним багажной квитанции.

Определенными особенностями  отличается перевозка багажа по договору воздушной перевозки пассажира. Исходя из смысла ст. 103 ВК вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не дифференцируются по правовому режиму на ручную кладь (внутрикаютный багаж) и собственно багаж. Все указанные вещи объединены одним термином «багаж», просто часть багажа в пределах весовых норм пассажир перевозит в салоне самолета на бесплатной основе, а другая часть (за пределами указанных норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает правомерность вывода о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора перевозки багажа, а представляет собой элемент предмета договора перевозки пассажира.

 

2.3. Обязанности  пассажира

 

Основная обязанность  пассажира по договору перевозки  пассажира, как это следует из общего определения этого договора (ст. 786 ГК), состоит в том, что он должен уплатить перевозчику установленную  плату за проезд, а при сдаче  багажа - и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет, приобретая проездной документ (билет), т.е. практически в момент заключения договора перевозки, либо при сдаче  багажа.

Вместе с тем  помимо указанной основной обязанности  транспортное законодательство возлагает  на пассажира и ряд других обязанностей, а также предусматривает неблагоприятные  для пассажира последствия их неисполнения. Так, в соответствии с  УЖТ РФ пассажиры обязаны соблюдать  общественный порядок, правила пользования  пассажирскими вагонами, вокзальными  помещениями и бережно относиться к имуществу организаций железнодорожного транспорта.

Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном  транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности, пассажир может быть удален из поезда: а) работниками органов  внутренних дел - если при посадке  в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения  и нарушает правила проезда и  общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров; при этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются; б) врачебно-медицинским персоналом - если пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и при этом нет возможности поместить его отдельно; пассажир может быть удален из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения. В этом случае начальник железнодорожной станции по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему денег в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке срока действия проездного документа (билета).

На воздушном  транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, может служить причиной прекращения  по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира. В частности, перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в следующих случаях: 1) нарушение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных российским законодательством требований в части, касающейся воздушной перевозки; 2) отказ пассажира выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами; 3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; 4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа; 5) отказ пассажира воздушного судна в соответствующих случаях оплатить перевозку следующего с ним ребенка; 6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна (в этом случае уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру не возвращается); 7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ (п. 1 ст. 107 ВК).

 

Глава 3. Ответственность по договору перевозки  пассажира и багажа

 
 3.1. Ответственность  за отдельные нарушения договора  перевозки пассажиров

 

Гражданский кодекс РФ впервые установил ответственность  в форме законной неустойки, которая  подлежит применению к транспортным организациям перевозчиком в случае нарушения расписания движения транспортных средств, неисполнения условий договора перевозки пассажира в части  времени отправления транспортного  средства и его прибытия в пункт  назначения.

Согласно ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного  средства, перевозящего пассажира, или  опоздания прибытия такого транспортного  средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском  и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Так, ВК предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда  за каждый час просрочки, но не более  чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место  вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).

Указанная норма  исключает из числа оснований  применения соответствующего штрафа такое  нарушение договора перевозки пассажира  со стороны перевозчика, как задержку отправления транспортного средства, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от перевозки из-за длительной задержки отправления самолета. При  таких обстоятельствах пассажир в соответствии с п. 2 ст. 795 ГК вправе требовать возврата уплаченной провозной  платы. Представляется, однако, что  и в данном случае перевозчик не может быть освобожден от уплаты законной неустойки, установленной ГК, в размере, предусмотренном ст. 120 ВК.

Большей точностью  отличается редакция нормы об ответственности  перевозчика за задержку отправления  пассажира, содержащейся в УЖТ РФ. В соответствии со ст. 110 УЖТ РФ за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств. Порядок добровольной уплаты железной дорогой указанного штрафа пассажиру установлен Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно Правилам в случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного ст. 110 УЖТ РФ, в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. К указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет). Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии. Уплата штрафа производится железной дорогой из расчета за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на один час в расчет не принимается. При частичном удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии заявителя в уведомлении железной дороги должно быть указано основание принятого ею решения. В случае удовлетворения железной дорогой претензии заявителя деньги в размере штрафа по просьбе пассажира пересылаются по месту его жительства или выдаются ему непосредственно на руки.

В КТМ также имеется  норма, определяющая ответственность  морского перевозчика за задержку отправления  судна или прибытия судна с  опозданием. Согласно ст. 196 КТМ за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа, если не докажет, что задержка отправления судна или прибытие его с опозданием произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

 

3.2. Несохранность  багажа

 

В соответствии со ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность  за несохранность багажа, происшедшую  после принятия его к перевозке  и до выдачи лицу, управомоченному  на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

При подготовке новых  транспортных уставов и кодексов данное положение ГК об ответственности  перевозчика за несохранность багажа было воспроизведено лишь в УЖТ РФ (ст. 107), согласно которому железная дорога несет имущественную ответственность  за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его получателю багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.

Воздушный кодекс РФ использует иную формулировку обстоятельств, которые могут служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несохранность перевозимого багажа. Воздушный перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи получателю в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (п. 1 ст. 118 ВК).

На первый взгляд, расхождение в формулировке представляется чисто текстуальным. Однако если разобраться  по существу, то окажется, что «самодеятельность», проявленная законодателем при  принятии ВК, не столь безобидна.

Во-первых, доказательства, свидетельствующие о том, что  перевозчиком «приняты все необходимые  меры по предотвращению причинения вреда» или что «такие меры невозможно было принять», скорее относятся к области  деликтных обязательств и никак не могут служить основанием освобождения должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства договорного, к каковому относится обязательство перевозчика по обеспечению сохранности перевозимого багажа;

Информация о работе Договор перевозки пассажиров и багажа