Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:47, дипломная работа
Целью данной работы является изучение правового аспекта догорвора розничной купил продажи.
В соответствии с целью были выделены задачи решения которых планируется добиться в процессе написания дипломной работы:
1. рассмотреть общие положения о договоре розничной купли-продажи;
2. изучить особенности правовой природы договора розничной купли-продажи;
3. выявить элементы договора розничной купли-продажи;
4. определить виды договора розничной купли-продажи;
Введение
Глава 1. Общие положения о договоре розничной купли–продажи
1.1 Особенности правовой природы договора розничной купли - продажи
1.2 Элементы договора розничной купли-продажи
1.3 Виды договора розничной купли-продажи
Глава 2. Особенности содержание договора розничной купли-продажи
2.1 Заключение договора розничной купли-продажи, его форма
2.2 Права и обязанности продавца по договору
2.3 Права и обязанности покупателя по договору
Глава3. Гражданско-правовая защита прав и законных интересов участников розничной купли-продажи. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей
Заключение
Библиографический список
1. Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.436 ГК).
2. Потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.437 ГК).
3. Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (п. 3 ст.439 ГК). [25, c.229]
4. Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (п.5 ст.439 ГК). [24, c.227]
Итак, основной для продавца является обязанность по передаче товара покупателю. Обязанность по передаче товара покупателю включает в себя целый ряд условий (требований) и предполагает передачу товара:
1. путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя;
2. вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;
3. в определенном количестве;
4. в согласованном ассортименте;
5 соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;
6. установленного качества;
7. свободных от прав третьих лиц;
8. в таре и упаковке.
Итак, надлежащим исполнением обязанности по передаче товара покупателю может выступать как фактическая передача /в том числе перевозчику или организации связи/, так и символическая, а также передача путем вручения товарораспорядительных документов.
Неисполнение продавцом обязанности по передаче товара дает покупателю право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п.1 ст. 413 ГК). Если же предметом купли-продажи была индивидуально-определенная вещь, покупатель также может принудить продавца к исполнению обязательства в натуре, т.е. требовать отобрания у него этой вещи .
Товар должен передаваться покупателю вместе с принадлежащими документами и принадлежностями, относящимися к нему, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п.2 ст.408 ГК). Принадлежностями в гражданском праве называют вещи, не имеющие самостоятельного хозяйственного значения и призванные обслуживать использование главных вещей, но не связанные с ними конструктивно (например, чехол для защиты компьютера от пыли). Перечень документов, принадлежащих передаче вместе с товаром, может быть весьма широким и определяется законом или иными правовыми актами, или самим договором. Обычно к числу таких документов относятся сертификаты качества, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, ремонту, хранению, руководства по сборке, наладке товаров и другие.
Неисполнение продавцом обязанности по передаче принадлежностей к товару и относящихся к нему документов, по общему правилу дает покупателю право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возмещения убытков (ст. 413 ГК). Однако в отличие от неисполнения обязанности по передаче самого товара, здесь покупатель сначала должен назначить продавцу разумный срок для устранения допущенных нарушений. И только если продавец не передает принадлежности и сопутствующие документы в указанный срок, у покупателя возникает право на расторжение договора и возмещения убытков.
Продавец обязан передать покупателю товар в количестве, определенном в договоре купли-продажи. Указывая наименование и количество передаваемых товаров, стороны тем самым определяют предмет договора купли-продажи (ст.418 - 419 ГК). Поэтому договор в котором количество продаваемых товаров не определено, считается незаключенным.
Для установления количества товаров в договоре необходимо прежде всего выбрать единицу измерения количества. Таковыми являются меры веса (тонна проката), объема (баррель …), длины (метр рейки), площади (квадратный метр … пленки). Часто количество товара определяется поштучно, реже в денежном выражении, когда цена является не только масштабом стоимости, но и мерой количества (например, партия карандашей на общую сумму одна тысяча рублей).
Как правило, стороны могут самостоятельно определять количество продаваемых товаров, однако в ряде случаев закон ограничивает свободу усмотрения продавца – предпринимателя.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора купли-продажи (п.1 ст.422 ГК).
Положение о качестве продаваемых товаров и гарантиях качества в целом достаточно традиционны для нашего законодательства. Ранее они регулировались в основном подзаконными актами применительно к договорам розничной купли-продажи.
Условие о качестве товара относится к числу обычных условий договора и в большинстве случаев устанавливается самими сторонами. При этом качество товара может определяться различными способами: по образцу, по описанию, на основе стандарта, по предварительному осмотру.
Таким образом, были рассмотрены основные обязанности продавца, которые, имеют наиболее важное значение, для определения правового статуса данного субъекта договора. Проанализировав их мы можем прийти к выводу, что обязанностей у продавца в гражданском законодательстве намного больше, чем прав, что, не смотря, на то, что продавца определяют как «сильную» сторону, на самом же деле он гораздо более уязвим, нежели покупатель. И это легко понять после рассмотрения правового положения покупателя-потребителя. Правовое положение покупателя сводиться к длинному ряду прав, и вс6его лишь к двум обязанностям. И так перейдем к непосредственному изучению правового положения покупателя.
Покупателем по договору розничной купли-продажи может быть любой гражданин, приобретающий товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Анализируя статьи ГК РК, касающиеся розничной купли-продажи, можно выделить две основные обязанности покупателя – оплата и принятие товара. [30, c.5]
При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т. к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.
Основная обязанность покупателя — принятие товара включает ряд действий фактического и юридического характера. Так, если речь идет о товаре, ограниченном в обороте, покупатель должен получить необходимую лицензию на владение им.
Покупатель должен указать продавцу отгрузочные реквизиты, а если договор заключен без обязательства доставки товара продавцом, заключить соответствующий договор перевозки.
Фактические действия по принятию товара сводятся к выгрузке его с транспортного средства, проверке сохранности, приемке сопровождающих товар документов, помещению его на склад и т.д.
Законодатель (п.1ст.436 ГК РК) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.404 ГК РК. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.404, 410 ГК РК; п.2 ст.444; ст.448; п.3 ст.450; пп.1 и 3 ст.456.
Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.
Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов, к примеру, такие как право: на помощь в выборе товара, проверять цену товара (по сопроводительным документам).
Покупатель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Покупатель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на казахском и русском языках.
Покупатель имеет право на судебную защиту своих прав, которая осуществляется судом.
Иски о защите своих прав могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; либо в месте заключения или исполнения договора.
В ст.456 ГК РК закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. [20, c.187]
Последствия продажи товара ненадлежащего качества
Лицо, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей», для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
У покупателя существуют определенные в законе сроки предъявления требований в отношении недостатков товара
Покупатель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно государственными органами Республики Казахстан исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.
Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. [19, c.321]