Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа
Для достижения целей, мною поставлены следующие задачи: разграничить, а также произвести аналогию между договором транспортной экспедиции и договорами возмездного оказания услуг; какое применение отражает в себе договор транспортной экспедиции в судебной практики, а также в данной курсовой работе применялась практика Арбитражных судов.
Методологическую основу исследования курсовой работы составляют общенаучные и частные методы познания: диалектический, сравнительный метод, логический метод, аналитический и метод анализ и синтеза.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и признаки договора транспортной экспедиции……………...5
Предмет договора транспортной экспедиции……………………….....10
Содержание и ответственность по договору транспортной экспедиции.........................................................................................................................12
Права и обязанности договора транспортной экспедиции……………12
2.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции………………..15
Заключение…………………………………………………………………...….21
Глоссарий……………………………………………………………………..….23
Список использованных источников…………………………………………..25
Приложения……………………………………………………………………...26
1.2 Предмет договора транспортной экспедиции
В современной юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции как о совокупности оказываемых экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза.
Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. При этом обращается внимание на то, что определенные требования к транспортно-экспедиционным услугам предъявляются также нормативными актами, которые должны соблюдаться сторонами договора транспортной экспедиции, и приводит в качестве примера Государственный стандарт Российской Федерации «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» (ГОСТ Р.51133-98), утвержденный постановлением Госстандарта России от 23 января 1998 г № 145.
Указанным государственным стандартом предусмотрены перечни основных и дополнительных услуг, предоставляемых экспедиторами на железнодорожном транспорте.
Договор транспортной экспедиции – один из типичных договоров, относящихся к обязательствам по оказанию услуг, цель которого по определению состоит в эффекте обеспечения перевозки груза, О.С. Иоффе включил в его предмет в качестве одного из двух элементов «материальный объект» – груз. Таким образом подчеркивался обязательный признак экспедиционных услуг, а именно их непременная связь с перевозкой груза. Однако сам перевозимый груз не может служить составной частью предмета транспортно-экспедиционных обязательств, как обязательств по оказанию услуг, не преследующих цель получения овеществленного результата6.
Как пишет М.И. Брагинский, «несоответствие проявилось и при решении конкретного вопроса: к какому виду договоров следует отнести отношения, связанные с погрузочно-разгрузочными работами? Называя различные варианты подряда, О.С. Иоффе в качестве примера включил сюда и данные работы. И все же это не помешало ему одновременно обозначить в составе договоров на оказание услуг «экспедицию», которая, как отмечал сам же автор, имеет своим основным элементом «доставку, погрузку и выгрузку товаров», т.е. именно и только то, что автор считал необходимым признаком подряда7».
В законодательстве отсутствует закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые могут выполняться экспедитором, а «услуг, связанных с перевозкой груза» (п. 1 ст. 801 ГК РФ) на различных видах транспорта может быть великое множество. Причем характер и перечень таких возможных услуг подвержены постоянному изменению в связи с техническим прогрессом в области транспортировки грузов8.
К сожалению, действующий
ГК РФ (гл. 41) не выделяет отдельные виды договора транспортной
экспедиции и не обеспечивает их дифференцированное
регулирование. С точки зрения надлежащего
правового регулирования транспортно-экспедиционных
обязательств положения, содержащиеся
в главе 41 ГК РФ, могут рассматриваться
в качестве вынесенных за скобки общих
правил, относящихся ко всем видам договора
транспортной экспедиции, каждый из которых
требует и детального специального регулирования.
Таким образом, виден пробел в законодательстве,
который может быть заполнен инициативными
условиями, включаемыми сторонами в конкретные
договоры транспортной экспедиции. Задача
гражданско-правовой доктрины в настоящее
время состоит в том, чтобы попытаться
выделить отдельные виды договора транспортной
экспедиции и определить их квалифицирующие
признаки, предмет и содержание.
2.1 Права и обязанности договора транспортной экспедиции
Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Учитывая условия договора определяют права и обязанности сторон и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.
Из самого определения
договора транспортной экспедиции следует,
что имеет место общая обязанно
ГК говорит о некоторых определенных обязанностях экспедитора, которые могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции, и относит к их числу следующие обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой.
В ст. 801 ГК говорится также о иных обязанностях экспедитора, исполнение которых также может быть предусмотрено договором транспортной экспедиции в качестве дополнительных услуг, представляющих собой необходимые для доставки груза операции, а именно: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза; получение груза в пункте назначения; иные операции и услуги, предусмотренные договором (п. 1 ст. 801 ГК).
Своеобразное правовое регулирование обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции породило в современной юридической литературе представление о том, что все обязанности экспедитора следует делить на основные и дополнительные.
В число основных обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции в понимании названных авторов попали те, в отношении которых законодатель в п. 1 ст. 801 ГК не употребил термин «дополнительные услуги». Однако можно ли указанные обязанности, перечень которых оставлен открытым, считать основными и имеющими общее значение, в отличие от дополнительных обязанностей, обусловленных индивидуальными особенностями конкретного договора, сам законодатель говорит о том, что указанные обязанности могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции.
Дифференциация конкретных обязанностей экспедитора, проведенная в п. 1 ст. 801 ГК, с выделением категории обязанностей, которые осуществляются в качестве дополнительных услуг, может быть объяснена тем обстоятельством, что последние представляют собой не юридические действия экспедитора, а фактические операции, призванные обслуживать различные стадии транспортного процесса с учетом специфики осуществляемой перевозки груза. Поэтому включение в договор транспортной экспедиции указанных обязанностей, выполнение которых осуществляется экспедитором в качестве дополнительных услуг, не сопряжено с необходимостью определять в том же договоре, от чьего имени будет действовать экспедитор, выполняя данные обязанности: от своего или от имени клиента на основе доверенности последнего.
Выполнение экспедитором другой категории обязанностей, не обозначенных законодателем в качестве дополнительных услуг, в отличие от последних возможно путем совершения экспедитором определенных юридических действий, а для этого он должен быть наделен соответствующими полномочиями либо непосредственно договором, когда он действует от своего имени, либо доверенностью, когда он действует от имени клиента10.
Нормы о транспортной экспедиции, содержащиеся в главе 41 ГК, представляют лишь свод правил, вынесенных за скобки и являющихся общими для всякого конкретного договора транспортной экспедиции, что подчеркивается и самим законодателем, отсылающим к специальному закону о транспортно-экспедиционной деятельности, который и должен определить круг основных обязанностей экспедитора применительно к различным вариантам транспортно-экспедиционной деятельности. В п. 1 ст. 801 ГК предусмотрен лишь примерный перечень наиболее типичных обязанностей экспедитора, который носит диспозитивный характер.
В договорах
об отдельных транспортно-
Исполнение экспедитором своих обязанностей подчиняется общим правилам об исполнении гражданско-правовых обязательств (глава 22 ГК). В главе 41 ГК имеется лишь одно специальное положение, касающееся исполнения обязанностей экспедитором: если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК).
Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции содержатся в самом определении этого договора (п. 1 ст. 801 ГК), а также в ст. 804 ГК.
Специально в главе 41 ГК регулируются последствия неисполнения клиентом обязанности предоставления экспедитору необходимой информации о грузе и об условиях его перевозки. Исполнение экспедитором своих обязательств приобретает по отношению к исполнению клиентом указанной обязанности характер встречного исполнения обязательств признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (ст. 328 ГК). Об этом свидетельствует положение, содержащееся в п. 3 ст. 804 ГК, согласно которому в случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Но, для того чтобы воспользоваться своим правом, экспедитор должен выполнить по отношению к клиенту свою кредиторскую обязанность, а именно: сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные (п. 2 ст. 804 ГК11).
Что касается двух иных обязанностей клиента, характерных для всякого договора транспортной экспедиции: возмещения расходов экспедитора и уплаты ему предусмотренного договором вознаграждения, - то в силу отсутствия какого-либо специального регулирования по этим вопросам в главе 41 ГК соответствующие правоотношения попадают под действие общих положений Кодекса о порядке исполнения денежных обязательств и о последствиях их нарушения.
Обязательства клиента, вытекающие из договоров транспортной экспедиции, предусматривающих обязанность экспедитора заключать договоры перевозки и совершать иные юридические действия от имени клиента, включают в себя также в императивном порядке обязанность клиента по выдаче экспедитору доверенности, необходимой для совершения им соответствующих юридических действий.
Кроме того, во всяком конкретном договоре транспортной экспедиции по усмотрению сторон могут быть предусмотрены и иные обязанности, возлагаемые на клиента.
2.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции
Как уже мною отмечалось, вопросам ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции в главе 41 ГК посвящена отдельная статья 803 ГК, содержащая две нормы.
Во-первых, данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК («Ответственность за нарушение обязательств»).
Во-вторых, указанная статья содержит специальное правило: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Таким образом, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.
Единственное исключение, когда ответственность экспедитора подвергается специальному регулированию, то оно затрагивает лишь те ситуации, когда по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор перевозки от своего имени, поскольку только в этом случае на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. Если же договор перевозки заключается экспедитором от имени клиента и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения перевозчика к ответственности, будет являться не экспедитор, а клиент, который является стороной в договоре перевозки. Если экспедитору удастся доказать, что непосредственной причиной нарушения им своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, послужило неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств по договору перевозки груза, который экспедитор заключил с ним от своего имени, то применение в этом случае правил об ответственности перевозчика может означать, что экспедитор будет либо привлечен к ограниченной ответственности, либо освобожден от ответственности12. Однако, данный случай следует рассматривать в качестве исключения из общего правила, не забывая о том, что экспедитор, как и всякий должник, не исполнивший обязательства, должен возместить убытки, причиненные кредитору, в полном размере.