Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:42, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, не ограничено ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости. В частной собственности граждан оказалось весьма ценное имущество - это квартиры, жилые дома, акции, ценные бумаги, денежные средства внесенные во вклад в банк, другое имущество.
Совершенно естественно, что оставаться безразличным к судьбе своего имущества на случай смерти граждане не могут и не должны, и важную роль в этом играет завещание.
Изменение экономических условий, утверждение частной собственности граждан и всемерная ее защита со стороны государства приводят к необходимости четкого урегулирования механизмов наследования.
2.1 Сроки, место и способы
Гражданским кодексом предусматриваются новые правила о принятии наследства. В соответствии со ст. 1072 ГК наследник приобретает право на причитающееся ему наследство или его часть (долю) со времени открытия наследства, если он не откажется впоследствии от наследства, не будет лишен права наследовать и не утратит право наследовать вследствие признания недействительным завещательного распоряжения о назначении его наследником. Таким образом, в отличие от норм, предусмотренных ГК КазССР, в соответствии с которыми наследство принималось либо путем подачи заявления в нотариальную контору, либо путем фактического вступления в наследственную массу в пределах сроков, установленных для принятия наследства, ГК установил презумпцию принятия наследства, если в установленные сроки наследник не откажется от наследства или не будут установлены иные обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в признании наследственных прав (признании недостойными наследниками и т.д.). Следовательно, наследнику нет необходимости подавать заявление о принятии наследства.
2.2 Отказ от наследства
Если наследник не хочет принять наследство, он должен совершить акт отказа от наследства. Отказ от наследства должен быть совершен в течение шести месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о своем призвании к наследованию. При наличии уважительных причин этот срок должен быть продлен судом, но не более чем на два месяца. Отказ совершается путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства. При отказе от наследства допускается представительство, если такие полномочия были предоставлены по доверенности (ст. 1074 ГК). В соответствии с Законом РК от 17 декабря 1998 г. "О браке и семье" отказ от наследства, причитающегося несовершеннолетнему наследнику, может быть совершен его законными представителями при наличии согласия органа опеки и попечительства. По смыслу ст.22 ГК следует, что несовершеннолетний от 14 до 18 лет может сам совершить отказ от наследства при наличии согласия законных представителей. При этом законные представители такого несовершеннолетнего могут дать свое согласие на отказ несовершеннолетним от причитающегося наследства только при условии, если на это есть согласие органа опеки и попечительства (п.2 ст. 114 Закона РК "О браке и семье").
Отказ от наследства не может быть впоследствии отменен или взят обратно. Наследник утрачивает право отказаться от наследства по истечении предоставленного ему для этого срока. Он утрачивает это право также и до истечения указанного срока, если фактически вступил во владение наследственным имуществом либо распорядился им, либо обратился за получением документов, удостоверяющих его права на это имущество.
Допускается отказ от наследства путем указания лиц, в пользу которых совершается отказ, либо без указания таковых. В соответствии с п. 5 ст. 1074 ГК отказ может быть совершен только в пользу наследников по завещанию или по закону любой очереди. Отказ от наследства при этом не может быть совершен в пользу наследников, лишенных завещателем наследства.
При определении круга наследников по закону, в пользу которых будет совершен отказ, возникает вопрос о допустимости отказа в пользу лиц, наследующих по праву представления, если живы наследники, которых они представляют. В литературе неоднократно высказывалось мнение, что отказ в пользу таких лиц не допускается. В частности, М.Ю.Барщевский дает отрицательный ответ на вопрос о допустимости отказа в пользу внуков или правнуков при жизни их родителей, являющихся наследниками после смерти деда. Аналогичная позиция была изложена в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 1 июля 1966 г. "О судебной практике по делам о наследовании". Однако, нам представляется, что в указанных случаях следует допустить отказ в пользу лиц, наследующих по праву представления. Такие наследники также входят в круг потенциальных наследников по закону. Не следует, на наш взгляд, ограничивать волю наследника, пожелавшего отказаться от наследства, только кругом определенных наследников. Пунктом 5 ст. 1074 ГК предусмотрено, что при отказе от наследства наследник вправе указать, что он отказывается от него в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или по закону любой очереди. К наследникам по закону шести очередей, предусмотренных ГК, например, отнесены родственники наследодателя до шестой степени родства. В частности, в шестой степени родства между собой состоят троюродные братья и сестры, и в соответствии с изложенными нормами наследник может отказаться от наследства в их пользу. Тем более, на наш взгляд, отказ от наследства может быть совершен в пользу внуков, правнуков или других лиц, являющихся наследниками по праву представления.
Пунктом 8 ст. 1074 ГК установлено общее правило, в соответствии с которым за исключением случаев, предусмотренных в указанной статье, отказ от части наследства, отказ от наследства с оговорками или под условием не допускается. Отказ от части наследства допускается в случаях, предусмотренных п.п. 6 и 7 рассматриваемой статьи. В частности, если одно и то же лицо является и наследником по завещанию и наследником по закону, оно может отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований или по обоим основаниям. Наследник вправе также отказаться от наследства, причитающегося ему по праву приращения, независимо от наследования остальной части наследства. Приращение доли наследника происходит только в случаях, предусмотренных нормами наследственного права ГК. Поскольку допускается отказ от доли, причитающейся наследнику по праву приращения, без отказа от другой части наследства, необходимо рассмотреть такие случаи.
В соответствии со ст. 1079 ГК часть наследства, от которого отказался наследник, поступает к наследникам по закону, призванным к наследованию, и распределяется между ними пропорционально их наследственным долям. Указанное правило не применяется в тех случаях, когда все имущество наследодателя завещано наследникам по завещанию. Отказ от наследства в таких случаях поступает к остальным наследникам по завещанию. Наследование по закону в таких случаях не наступает. Однако, если наследником по завещанию является одно лицо и оно отказалось от наследства, должно наступать наследование по закону.
Приращение долей по изложенным правилам происходит не только при отказе от наследства, но в других случаях, когда отпадают основания для наследования определенного лица. Например, при признании наследника недостойным наследником и т. д. При применении указанных положений ГК возникает вопрос о том, является ли смерть наследника, умершего после открытия наследства и не имеющего наследников, основанием для приращения долей оставшихся наследников, или наследство признается выморочным и переходит к государству. Указанная часть наследства не входит в состав наследственного имущества данного наследодателя, а должна уже признаваться наследственным имуществом наследника, умершего после принятия наследства, не успев принять его. Изложенное означает, что при отсутствии у него наследников оно переходит к государству на основании ст.1083 ГК. Однако считаем, что для данного случая необходимо было сделать исключение и указанное имущество включить в наследственную массу наследодателя, что повлечет за собой приращение долей оставшихся наследников.
Оформление наследственных прав осуществляется после истечения шестимесячного срока после открытия наследства. Для этого наследники обращаются в нотариальную контору по месту открытия наследства. Таким образом, если в состав наследства входит недвижимое имущество, находящееся вне места открытия наследства, оформление прав также производится по месту открытия наследства. Нотариус выдает по просьбе наследников свидетельство о праве на наследство, которое является правоустанавливающим документом. Допускается выдача таких свидетельств до истечения шестимесячного срока, если у нотариуса имеются данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, других наследников в отношении соответствующего имущества либо всего имущества не имеется. В случае указания при наследовании в завещании состава имущества, передаваемого каждому наследнику, свидетельство о наследстве выдается каждому из них на причитающуюся часть наследства. При наследовании по закону и при наследовании по завещанию, если состав наследства, причитающийся каждому наследнику, в завещании не определен и раздел имущества между наследниками не был произведен, имущество оформляется на наследников на праве общей долевой собственности. В связи с этим при необходимости раздела наследственного имущества он должен быть произведен до выдачи свидетельства о праве на наследство. При разделе каждый наследник может получить свидетельство о праве на наследство на раздельную собственность. Если до оформления наследственных прав имущество не было разделено, и наследники получили свидетельство о праве на наследство на общую долевую собственность, после оформления таких документов раздел может быть произведен по правилам раздела общей долевой собственности. В указанных случаях не требуется новых свидетельств о праве на наследство. Правоустанавливающими документами должны признаваться свидетельство о праве на наследство на общую долевую собственность и соглашение о разделе или решение суда.
При выдаче свидетельства о праве на наследство, если имущество или права на имущество подлежат регистрации (ценные бумаги, автотранспортные средства, недвижимое имущество), нотариус выдает свидетельство при наличии документов, подтверждающих права на имущество. При применении этой нормы возникает ряд вопросов теоретического и практического характера. В частности, в соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу Закона, от 25 декабря 1995 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Указ о регистрации) в республике вводится система обязательной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст.З данного Указа права на недвижимое имущество, перечисленные в подпунктах 1-8 п. 1 ст.2, не считаются возникшими без государственной регистрации. При отсутствии отметки регистрирующего органа о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество нотариальные органы отказывают наследникам выдавать свидетельства на такое имущество. В связи с изложенным возник вопрос, в каких случаях требования нотариуса о необходимости государственной регистрации прав на недвижимое имущество, входящее в состав наследства, правомерно, а в каких нет.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Указа о регистрации права, возникшие до вступления в силу Указа, признаются действительными при условии, что они соответствуют законам, действовавшим при их возникновении. В связи с изложенным, в тех случаях, когда права, возникшие до 1 марта 1996 г.(дата вступления в силу Указа о регистрации), не требовали регистрации, нотариусы должны выдавать свидетельства о наследовании без отметки регистрирующего органа о регистрации при условии, что правоустанавливающие документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним на момент возникновения права. Сделки с некоторыми правами на недвижимое имущество требовали регистрации и до введения в действие Указа о регистрации. В частности, в соответствии со ст.ст. 226, 249, 251 и 331 ГК КазССР нотариальному удостоверению и регистрации в местных исполнительных органах подлежали договоры купли-продажи, мены, дарения, отчуждения с условием пожизненного содержания жилых домов, находящихся в городе или рабочем поселке, если хотя бы одной из сторон является гражданин. Требования к нотариальному удостоверению договоров купли-продажи или дарения квартир, находящихся в городе или рабочем поселке, были установлены п.2 ст.17 Жилищного кодекса РК от 1 июля 1992 г., который был отменен Законом РК от 16 апреля 1997 г. "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан". В Законе РК от 16 апреля 1997 г. "О жилищных отношениях" не содержатся нормы, устанавливающие требования к нотариальному удостоверению и государственной регистрации сделок с жилыми помещениями. Поскольку Особенная часть ГК КазССР формально не отменялась до вступления в силу норм Особенной части нового ГК, после отмены Жилищного кодекса 1992 г. сохранилось действие только изложенных норм ГК КазССР, устанавливающих требования к форме сделок с жилыми домами, ноне квартирами. Таким образом, нотариальные органы вправе требовать нотариального удостоверения и регистрации в местных исполнительных органах следующих сделок с недвижимым имуществом:
1) договоров
купли-продажи, мены, дарения, отчуждения
с условием пожизненного
2) договоров
купли-продажи или дарения
С 1 марта 1995 г., с даты вступления в силу ГК (Общая часть), подлежат регистрации не только указанные сделки с недвижимостью, но другие права на недвижимое имущество, предусмотренные в ст. 118 ГК. Однако в ГК не были определены органы, которые осуществляли бы такую регистрацию. Существующие на практике управления по оценке и регистрации недвижимости такими полномочиями не были наделены. С 1 марта 1996 г., с даты вступления в силу Указа о регистрации, регистрация прав на недвижимое имущество была возложена на регистрирующие органы Министерства юстиции РК. Требования ГК и Указа о регистрации к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до фактического создания регистрирующих органов Министерства юстиции РК не могли быть соблюдены, поскольку указанные органы как регистрирующие органы Министерства юстиции были зарегистрированы только после принятия постановления Правительства РК от 15 августа 1997 г. "О преобразовании учреждений и предприятий по оценке и регистрации недвижимого имущества в государственные предприятия "Центры по недвижимости Агентства по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан". Таким образом, фактически они были созданы только осенью 1997 г. До создания указанных органов, регистрацией недвижимости (кроме земельных участков) занимались управления по оценке и регистрации недвижимости, которые были созданы в соответствии с постановлением Кабинета Министров РК от 10 января 1995 г. № 30 "Об оценке и регистрации недвижимости". Данным постановлением был утвержден порядок проведения государственной оценки и регистрации недвижимости, в соответствии с п.1 которого государственная оценка и регистрация недвижимости в Республике Казахстан производится в целях определения количества, объективной стоимости и выявления прав собственности юридических и физических лиц в отношении недвижимости для налогообложения, ипотечного кредитования, страхования недвижимости, купли-продажи и других целей. Таким образом, можно сделать вывод, что до создания регистрирующих органов Министерства юстиции в Казахстане не были созданы органы, которые в соответствии с возложенными на них функциями осуществляли бы регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ними.