Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:46, курсовая работа
Краткое описание
Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.
Содержание
Введение Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей. Основные понятия Качество товара Сроки службы, сроки годности Гарантия и гарантийный срок Сведения о товаре (работе, услуге) Последствия продажи товара ненадлежащего качества 9. Судебная защита прав потребителей Заключение Список используемой литературы
Сегодня установление срока перестало
быть редкостью. Если же изготовитель
по каким-то причинам не считает необходимым
устанавливать срок службы на производимый
товар, то, и соответствии с требованиями
Закона, он будет нести ответственность
за вред, причиненный то-варом в течение
10-ти лет со дня передачи товара потребителю.
В интересах безопасности граждан в Законе
записано обязательное требование для
изготовителя об установлении срока службы
на те товары (результаты работ), которые
по истечении определенного времени могут
представлять опасность для жизни, здоровья
или имущества потребителей.
Поскольку не ко всякому товару можно
применить нормы Закона о сроке службы,
Закон вводит понятие "срок годности",
то есть период времени, по истечении которого
товар (работа) считается непригодным
для использования по назначению. Установление
сроков годности на некоторые товары также
обязательно для изготовителя.
Гарантия и гарантийный срок
Любой новый товар проходит определенный
начальный период использования, во время
которого могут выявиться его особенности
или недостатки. Для того чтобы этот период
прошел менее болезненно для потребителя,
Закон предусматривает право изготовителя
(исполнителя) устанавливать на товар,
кроме сроков службы или сроков годности,
гарантийный срок. Этот срок можно определить
как период времени, в течение которого
изготовитель принимает на себя повышенные
обязательства пе-ред потребителями. Минимальный
объем этих обязательств содержится в
ст.18 комментируемого Закона.
Казалось бы, зачем изготовителю принимать
на себя дополнительные обязательства?
Не проще ли установить минимальный срок,
например, 3-5 дней или вовсе никакого срока
не устанавливать? Действительно, установление
гарантийного срока и определение его
продолжительности безусловное право
изготовителя, которое, исходя из принципа
свободы договора, закрепленного в ГК
РФ, не может навязываться законодательно.
Практика показывает, что большинство
фирм, действующих на российском рынке,
все же предпочитают эти сроки устанавливать.
И подталкивают их к этому законы конкуренции.
Рынок диктует свои условия, и наряду
с изготовителями в борьбу за потребителей
включились торговые компании, которые
пытаются при-влечь клиентов, предоставляя
им различные дополнительные услуги. И
здесь гарантийное обслуживание приобрело
довольно широкое распространение. Закон
предоставляет продавцам право установления
собственной гарантии. В новой редакции
Закона сказано, что продавцы, устанавливая
гарантийный срок, не связаны минимальным
сроком гарантии. Единственным ограничением
является срок, установленный изготовителем.
В случае, если изготовитель вообще не
установил гарантийного срока, продавец
вправе самостоятельно установить срок
любой продолжи-тельности (один день, три
года и т.п.). При наличии гарантии изготовите¬ля
продавец может установить собственный
гарантийный срок большей продолжительности.
Следует отметить, что взаимоотношения
продавца и потребителя в период действия
гарантии изготовителя регулируются ст.18
Закона "О защите прав потребителей".
За пределами этого срока (в период действия
гарантии продавца) взаимоотношения сторон
устанавливаются гарантийным договором.
За заключение такого договора продавец
вправе установить дополнительную плату.
Рассмотрим пример. В магазине были приобретены
два мебельных гарнитура. На один из них
была установлена гарантия производителя
-12 месяцев. На другой гарантийного срока
установлено не было. Продавец при продаже
мебели установил свою гарантию - 18 месяцев
(на оба гарнитура, оговорив однако, что
гарантия дает право требовать только
безвозмездного устранения недостатков,
а при невозможности этого - замены некачественного
элемента гарнитура. Через восемь месяцев
в проданных наборах мебели были обнаружены
существенные недостатки. В обоих случаях
было предъявлено требование о замене
мебели. Поскольку в первом случае еще
действовала гарантия изготовителя, требование
потребителя подлежит удовлетворению.
Во втором случае это требование может
быть удовлетворено только в том в том
случае, если устранить возникший дефект
невозможно.
Сведения о товаре (работе, услуге)
Как в прежних, так и в новой редакции
Закона большое внимание уделено тому,
какую информацию о товарах (работах, услугах)
изготовитель (продавец, исполнитель)
обязан предоставить потребителю, чтобы
обеспечить ему возможность правильного
и сознательного выбора. Включение в Закон
перечня сведений, которые непременно
должны со-держаться в предоставленной
информации, преследует несколько целей.
Во-первых, обеспечить соблюдение базового
права потребителя - право на безопасность.
Поэтому в этот перечень включена соответствующая
информация: обозначение стандартов, обязательным
требованиям которых должны соответствовать
товары (работы, услуги), информация о сертификации,
сведения о содержании вредных для здоровья
веществ, в сравнении с обязательными
требованиями стандартов, противопоказания
к применению, сведения о действиях потребителя
по истечении срока годности товара. Что
касается обязательной сертификации,
то в новой редакции Закона говорится
не только о самой необходимости такой
информации, но и о конкретной форме, в
которой она должна быть представлена:
маркировка знаком соответствия или иным
способом, установленным действующим
законодательством; данные о номере сертификата,
сроке его действия и органе, его выдавшем.
Подход здесь аналогичен подходу к информации
о лицензировании.
Во-вторых, защитить потребителя от последствий
заведомо неправильного использования
товара. Информация должна помочь потребителю-непрофессионалу
понять, для чего данный товар предназначен,
что с ним делать и чего делать ни в коем
случае нельзя. Для этого в перечень включены
сведения об основных потребительских
свойствах товаров, правила эффективного
и безопасного их использования и т.п.,
а также сведения, соответствующие требованию
ст. 36 - информировать потребителя о зависящих
от него обстоятельствах, которые могут
повлиять на качество услуги (работы),
например, о правилах хранения товара.
В-третьих, само наличие такого перечня
обязательной для предоставления информации
защищает потребителя от недобросовестности
продавца. Скрывая данную информацию,
тот мог бы ввести потребителя в заблуждение
относительно потребительских свойств
товара и его качества, то есть повлиять
на потребительский выбор нечестным способом.
Так, например, указано, что при продаже
билетов на концерт, на котором исполнители
будут работать под фонограмму, информация
об этом должна быть предоставлена потребителю.
Введение подобной нормы в Закон представляется
неоправданным, так как, во-первых, это
лишь одна из тысяч услуг, оказываемых
потребителям, и ее выделение и закрепление
в Законе не вызвано объективными обстоятельствами;
во-вторых, отсутствует механизм реализации
этой нормы. Представить доказательства
того, что на концерте использовалась
фонограмма, практически очень сложно:
для этого требуется дорогостоящее оборудование.
О фонограмме иногда можно узнать случайно.
Так, после гастролей известной столичной
группы ее солист рассказал в интервью,
опубликованном в местной газете, об использовании
на выступлении фонограммы, и эта публикация
послужила основанием для иска.
Предполагается, что весь комплекс потребительских
качеств, присущих товару (работе, услуге),
должен сохраняться и поддерживаться
в течение определенного срока. Поэтому
Закон возлагает на продавца (изготовителя,
исполнителя) обязанность предоставить
потребителю помимо информации о товаре
сведения об организациях, уполномоченных
принимать претензии от потребителей
и осуществлять ремонт и техническое обслуживание
товара (работы).
Последствия продажи товара
ненадлежащего качества
Прежде всего следует выяснить, как Закон
определяет понятие "ненадлежащее качество".
Прямого определения в Законе не дается,
в нем приводятся лишь формулировки понятий
"недостаток" и "существенный недостаток".
Очевидно, законодатель подразумевает,
что товар "ненадлежащего качества"
- это товар, имеющий недостаток или существенный
недостаток.
Недостаток - это "несоответствие товара
обязательным требованиям, предусмотренным
законом либо в установленном им порядке;
или условиям договора; или целям, для
которых товар такого рода обычно используется,
либо целям, о которых потребитель поставил
в известность продавца при заключении
договора". Таким образом, качество
товара следует считать ненадлежащим,
если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных
признаков.
Несоответствие товара обязательным
требованиям и целевому на-значению может
быть установлено независимой товарной
экспертизой. Несоответствие товара условиям
договора также можно установить с по-мощью
экспертов, а если несоответствие очевидно,
в проведении экспертизы нет необходимости.
Трудности могут возникнуть только в части
установления условий заключенного договора
либо целей, о которых потребитель известил
продавца при покупке. Ситуация, когда
условия договора купли-продажи оговариваются
устно, очень распространена. В этом случае
потребитель имеет возможность доказывать
с помощью свидетельских показаний, какие
именно условия договора были согласованы
при его заключении, на что прямо указывает
ст. 493 ГК РФ.
Существенный недостаток - это "неустранимый
недостаток, либо недостаток, который
не может быть устранен без несоразмерных
затрат времени, либо выявляется неоднократно,
либо проявляется вновь после устранения,
или другие подобные недостатки". Таким
образом, если товар имеет хотя бы один
из вышеперечисленный признаков, качество
товара следует считать ненадлежащим,
а товар - имеющим существенный недостаток.
Факт невозможности устранения недостатка
может быть установлен только экспертным
исследованием. Для подтверждения факта
повторного появления недостатка достаточно
справки или квитанции об устранении этого
недостатка ранее, а также подтверждении
возникновения недостатка вновь.
Хотя Закон не обязывает потребителя
ремонтировать товар, экспертным заключением
может быть установлено, что недостаток
устранять бесполезно, так как он появится
вновь. Обычно это происходит из-за несовершенства
всей конструкции товара, технологии его
изготовления.
Итак, потребитель, которому продан товар
ненадлежащего качества, если оно не было
оговорено продавцом, вправе по своему
выбору потребовать:
безвозмездного
устранения недостатков товара или возмещения
расходов на их исправление потребителем
или третьим лицом;
соразмерного
уменьшения покупной цены;
замены
на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены
на такой же товар другой марки (модели,
артикула) с соответствующим перерасчетом
покупной цены;
расторжения
договора купли-продажи.
Потребитель сам выбирает, каким именно
из вышеперечисленных прав он воспользуется
в возникшей ситуации.
Судебная защита прав потребителей
Закон РФ "О защите прав потребителей"
в ст. 17 устанавливает, что защита прав
потребителей осуществляется судом. Это
не значит, что гражданин, права которого
нарушены продавцом, изготовителем товара,
услугодателем, производителем работ,
не может обратиться в какой-либо государственный
контролирующий орган - в федеральный
антимонопольный орган, торгинспекцию
и другие. Срок рассмотрения жалобы эти-ми
органами, как правило, значительно короче
срока судебного разбирательства. И санкции
на нарушителей налагаются весьма серьезные.
Одна¬ко задача ведомства - прекратить
нарушение в целом, тогда как задача суда
- рассмотреть индивидуальный конфликт,
помочь конкретному человеку. Только суд
может вынести решение о компенсации морального
вреда потребителю. Только суд вправе
признать действия продавцов (изготовителей,
исполнителей) или организаций, выполняющих
функции продавцов (изготовителей) на
основании договоров с ними, противоправными
в отношении неопределенного круга потребителей
и вынести решение о прекращении этих
действий.
Есть и другие плюсы судебного разбирательства:
судьи независимы (это не лозунг, они не
скованы отжившими ведомственными циркулярами),
судьи руководствуются только законом.
Более того, если в законе нет нормы, регулирующей
конкретный вид отношений, судьи могут
при¬менить аналогию закона и аналогию
права. Состязательность, гласность и
другие принципы судопроизводства тоже
обеспечивают более продуктивную защиту
прав потребителя, чем ведомственные правила
рассмотрения жалоб.
Сроки рассмотрения исков потребителей
в суде ни для кого не должны быть препятствием:
суды выносят решения исходя из цен на
товары и услуги, действующих на момент
вынесения решения, а не тех, которые были
в момент подачи иска.
Следует учитывать, что компетентность
обычного судьи, как правило, выше компетентности
рядового чиновника. К тому же в суде ваши
интересы сможет представлять адвокат.
Иски, связанные с нарушением прав потребителей,
освобождаются от уплаты государственной
пошлины (ст. 17 Закона РФ "О защите прав
потребителей"). Та же льгота предоставлена
федеральному антимонопольному органу,
федеральным органам исполнительной власти
(их территориальным органам), осуществляющим
контроль за качеством и безопасностью
товаров (работ, услуг), органам местного
самоуправления, общественным объединениям
потребителей (их ассоциациям, союзам)
по искам, предъявляемым перечисленными
органами и организациями в интересах
потребителя, группы потребителей, неопределенного
круга потребителей.
Иски предъявляются в суд по месту жительства
истца, или по мес¬ту нахождения ответчика,
или по месту причинения вреда. Право выбора
места предъявления иска Закон предоставляет
потребителю.
Заключение
Российскими экспертами Закон о защите
прав потребителей признан самым грамотным
(была проведена экспертная оценка всех
законов России). Однако до сих пор закон
не учитывает всех потребностей времени,в
нем есть ряд существенных недостатков,
выявленных практикой, замечаний и предложений,
высказанных специалистами государственных
и общественных организаций по защите
прав потребителей
Весь комплекс работ по формированию
и реализации национальной политики в
сфере защиты прав потребителей осуществляет
национальная система защиты прав потребителей,
которую образуют федеральный антимонопольный
орган и его территориальные управления;
федеральные органы исполнительной власти
и их территориальные подразделения, осуществляющие
контроль качества и безопасности товаров
(работ, услуг); органы местного самоуправлении;
общественные объединения потребителей.
За прошедшие годы решены такие масштабные
вопросы, как доведение до потребителей
необходимой и достоверной информации
о товарах, в том числе об импортных товарах
на русском языке, формирование правил
и обычаев делового оборота на базе освоения
предпринимателями потребительского
законодательства в торговле к при оказании
ряда услуг, приведение договоров крупных
отечественных и иностранных компаний
в соответствие с требованиями российского
потребительского законодательства, в
том числе и гарантийных талонов. В основном
решен вопрос с выдачей кассовых чеков
и иных документов, подтверждающих покупку.
Прочно вошло в практику досудебное разрешение
споров между потребителями и рыночными
контрагентами. Осуществляется экспертиза
и сравнительное тестирование важнейших
товаров народного потребления.