Зарождение и эволюция понятия "интеллектуальная собственность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Отдельные элементы права интеллектуальной собственности, в частности, авторского права, появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества. Уже в Древней Греции существовали правила, во многом аналогичные современному закрепляемому за автором праву на неприкосновенность произведения: тексты трагедий подлежали обязательному сохранению для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому замыслу.

Вложенные файлы: 1 файл

Зарождение и эволюция понятия.docx

— 24.42 Кб (Скачать файл)

Зарождение и эволюция понятия "интеллектуальная собственность"

Отдельные элементы права интеллектуальной собственности, в частности, авторского права, появились очень давно. Можно  вполне обоснованно утверждать, что  социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства  признавались на протяжении всей сознательной истории человечества. Уже в Древней  Греции существовали правила, во многом аналогичные современному закрепляемому  за автором праву на неприкосновенность произведения: тексты трагедий подлежали  обязательному сохранению для осуществления  контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому замыслу. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого  труда, особенности права собственности  на произведения искусства были известны еще римскому праву .  
 
Однако в целом юридическому оформлению "экономической стороны" творчества долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений. К числу важнейших причин этого относится не только низкий культурный уровень субъектов хозяйственной деятельности, но и то обстоятельство, что реализация результатов "духовного производства", при всей их значимости для развития человечества, осуществлялась крайне медленно, на протяжении жизни многих поколений. Создавалось впечатление, что результаты духовной деятельности вообще не имеют практического, утилитарного значения. Нечего было грабить - незачем было охранять.  
 
На протяжении всей истории находили себе пропитание и оратор Цицерон, и летописец Нестор, и философ Спиноза, но, как правило, их заработки не были непосредственно связаны с их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводства "интеллектуального потенциала" общества базировались в основном на системе меценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: "Служу тому, кто мне платит", "Медичи меня создали и разрушили". Моцарт был придворным музыкантом, впрочем, как и Сальери. До конца XVIII века частная финансовая поддержка и "внерыночное обеспечение" способствовали появлению большинства шедевров. "Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще" . Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя своим трудом.  
 
С изобретением печатного станка (в 1448 году), появлением первых газет и журналов (первый научный журнал начал издаваться во Франции в 1665 году) произошло открытие для человечества "галактики Гутенберга". Книгопечатание было тем изобретением, которое Лютер назвал "вторым избавлением рода человеческого от умственной тьмы". Появилась возможность пустить "романы и поэмы" в экономический оборот, возможность торговать стихами и изобретениями.  
 
Одновременно возникла необходимость закрепить "частную собственность" на достижения искусства и технические новации. После изобретения печатного станка и появления мануфактур любая рукопись, а затем и иной материальный носитель произведения могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки стали приносить ощутимые преимущества перед конкурентами и внедряться в производство значительно быстрее . Издание книг и внедрение изобретений всегда требовали затрат максимальных средств и усилий именно от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд авторов. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. До возникновения патентного права каждый мог воспользоваться изобретением, сделанным другим. В результате ни создатель произведения, ни издатель, ни творец технических новшеств, ни тот, кто оплачивал его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение было серьезным тормозом технического прогресса, препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время "никто не собирал урожая там, где ничего не посеял", причем интересы авторов в этом случае совпадали с интересами использовавших их творения промышленников.  
 
Как только с развитием цивилизации открылись коммерческие возможности для эксплуатации результатов интеллектуальной деятельности, возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны "интеллектуальных прав". Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто на что имеет право. Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей - и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. "Закон есть ... общее обещание государства", "где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением" - считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что "свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это - свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека". С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как "способность обязывать других" (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).  
 
Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых "милостью монарха". Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 году городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран .  
 
Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 году выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа .  
По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. "Право" изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в хартии от 19 марта 1474 года, в которой уже признавались их "моральное право" и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени. Возможность защиты прав изобретателей оговаривалась тремя условиями: изобретение должно быть оригинальным, новым на территории Венецианской республики и иметь промышленный характер . Сходные положения встречаются и в современных определениях условий патентоспособности. Впрочем, аналогия - самая большая иллюзия истории.  
 
В 1557 году английская королева Мария Тюдор издает указ о том, что одна из британских типографских гильдий (Stationers Company) наделяется монополией на книгопечатание и книготорговлю в стране. Согласно этому указу, книготорговец, принадлежащий к этой гильдии, купивший книгу у автора и зарегистрировавший ее в специальном реестре, становился полноправным владельцем права на печатание (дословный перевод слова copyright). Это право могло быть продано или передано другому книготорговцу гильдии также, как и любые другие права. 
 
Реальное патентное право было установлено лишь во времена "Эпохи Просвещения". Родиной первых авторского и патентного законов в их современном смысле считается Англия. Именно здесь в 1623 году был принят "Статут о монополиях", согласно которому запрещалось даровать (жаловать) привилегии, за исключением привилегий на новые методы производства . Каждому создавшему и применившему техническое новшество предоставлялось право монопольного пользования в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством.  
Даниэль Дефо, автор "Робинзона Крузо", активно выступал в защиту прав писателей. Его позиция была воспринята английским парламентом и привела к принятию в 1710 году законодательного акта, ставшего прообразом современных законов об авторских правах. Так, в 1710 году в Англии появился и первый авторский закон, известный под названием "Статут королевы Анны" и содержавший один из важнейших принципов авторского права - принцип "копирайт" - право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания и возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. После окончания этого срока произведение становилось общественным достоянием. Так возник прецедент (каким бы несовершенным на первых порах он ни был) достижения компромисса интересов писателей, книгоиздателей и читателей — тех, для кого и пишутся книги. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на издания произведений литературы, на постановку различных драматических произведений. Торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрели массовый характер.  
 
Происхождение термина "интеллектуальная собственность" обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляются собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. Однако уже Джон Локк считал, что право интеллектуальной собственности должно рассматриваться как естественное право, а не как право, основанное на законе.  
 
Именно на теорию естественного права опиралась традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву, получившая наиболее последовательное развитие в трудах французских философов-просветителей. В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, "природным" правом, возникает из самой природы творческой деятельности и "существует независимо от признания этого права государственной властью" . Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь. 
 
Во Франции при "старом порядке" за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789 года смела все "привилегии", в результате чего было провозглашено: "Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью" (Декрет Учредительного собрания 1789 года) , но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами. В докладе Ле Шапелье, который лег в основу первого закона, утверждалось, что "самой священной, самой неопровержимой и, если можно так выразиться, самой личной из всех форм собственности является произведение, которое есть плод писательской мысли" . Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что "всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца" . Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как "самом священном виде собственности" была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 года указывалось, что "нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда" . Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве многих стран. В "Философии права" Гегель подчеркивал особое значение защиты ученых и художников от произвола и посягательств на их права, оказание покровительства их собственности как наипервейшей задачи поощрения наук и искусств: "подобно тому, как наипервейшими и наиважнейшими поощрениями промышленности было обеспечение от разбоя на большой дороге". Однако философского осмысления категории "интеллектуальная собственность" до настоящего времени произведено не было.  
 
Наряду с проприетарной концепцией (или конструкцией) в виде прав промышленной собственности, литературной, научной, художественной или, в наиболее универсальном виде, - интеллектуальной собственности, в национальном праве ряда стран широко применяется в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности категория "исключительные права" ("интеллектуальные права", "охрана промышленных прав" и т.п.), понимаемые как права особого рода. Особенно это характерно для Германии . 
 
Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности развивалось постепенно. Наиболее "бурную" историю имеет авторское право, патентное право более консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877 года с изменениями и дополнениями) . Обширное законодательство и многочисленные международные соглашения обеспечили "рост достатков интеллигенции": "В период буржуазного капитализма не было более завидного в финансовом или идеологическом плане положения, нежели у авторов - обладателей прав на собственные работы. Позже это было подкреплено и противопоставлено правам рабочих" . В XIX веке авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: "Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" (часть 2 статьи 27).  
 
Некоторые различия связаны с существованием англо-американской и континентальной систем авторского права. После того, как в XVIII веке охрана произведений впервые стала признаваться не привилегией, даруемой сувереном, а правом, основанным на законе, возникли два направления научной мысли.  
 
Одно из них - школа естественного права - было воспринято странами с римско-правовой традицией. Произведение признавалось принадлежащим автору в силу факта его создания. Внимание акцентировалось на идее распространения охраны не только на имущественные, но и на личные неимущественные права авторов. Законы только кодифицировали естественно существующие права человека, в центре правовой охраны находилась личность создателя, творца .  
 
Между тем общее право развивалось в другом направлении. В странах общего права, главным образом, в США и Великобритании, признавалось предусмотренное общим правом бессрочное право, основанное на "естественных правах собственности" (классическая формула Локка). Однако при кодификации этих прав законодателями авторам была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита. Писаные законы не кодифицировали "естественное право", а просто заменили его, изначально представив имущественные права в виде срочного исключительного права на воспроизведение . Целью закона признавалась прежде всего защита имущественных прав создателей и издателей, которые приобретали права у первого создателя либо у его правопреемников. Таким образом, создатели могли уступать все свои права на произведение (если иное не было предусмотрено договором) в обмен на денежное вознаграждение. Подход, принятый в Великобритании и США, по своей сущности мало отличался от прежней системы привилегий.  
     
По Закону США об авторском праве получают защиту такие виды произведений, которые в странах континентального авторского права часто охраняются на основании систем смежных прав, в частности, исполнители аудиовизуальных произведений считаются авторами . Охрана по англо-американской системе распространяется на произведение независимо от категории его правообладателя. Охрана же по континентальной системе авторского права основана на гражданском праве, ее основная идея заключается в том, что произведения являются продуктом творческой деятельности и неразрывно связаны с личностью их создателей. В результате такого подхода законодательство ряда стран, придерживающихся континентальной системы, не распространяло авторско-правовую охрану на юридические лица. В центре регулирования континентальных авторско-правовых систем находится защита создателя произведения, в то время как англо-американская система авторского права нацелена на охрану произведения как такового. Следовательно, в последнем случае отсутствовала необходимость в какой-либо концепции смежных прав, так как эти права регулировались авторским правом в широком смысле.  
 
В ХХ веке большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Это привело к столкновению двух систем и их концепций. Постепенно происходит вынужденное сближение систем. Так, США пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны, предоставляемой в соответствии с Бернской конвенцией. В свою очередь, континентальные государства стали обеспечивать охрану юридическим лицам, осуществляющим финансирование творческой деятельности, признавая необходимость такой охраны, например, для эффективной эксплуатации кинопродукции.

Гончарова С.И., Республиканское юридическое  общество


Информация о работе Зарождение и эволюция понятия "интеллектуальная собственность"