Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:44, реферат
Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного и научного творчества, провозглашает правовую защиту интеллектуальной собственности на уровне закона (ст. 44).
На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права приобретало все большее значение как в России, так и во всем мире.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1. Способы гражданско-правовой защиты авторских прав.......................................................5
2. Ответственность за нарушение авторских прав...................................................................13
2.1. Административная ответственность за нарушение авторских прав...............................14
2.2. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав..............................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...
4) вина причинителя.
Несмотря на важное значение размера компенсаций, решение суда, которым признается неправомерность действий нарушителя и удовлетворяется иск о компенсации морального вреда, предоставляет ценность независимо от присужденной денежной суммы. Необходимо подчеркнуть, что гражданско-правовые способы защиты носят восстановительный характер (ст.1 ГК РФ). Они направлены на восстановление или оспариваемых прав, а не на восстановление имущественного положения правообладателя, как иногда неверно понимают на практике.
Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты:
— юрисдикционная форма – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских прав. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий (судебный или исковой) и специальный (административный) порядки защиты авторских прав;
— неюрисдикционная форма охватывает действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.
Наибольший интерес представляет судебный порядок юрисдикционной формы защиты авторских прав. Судебная защита нарушенных авторских прав возможна при наступлении определенных условий. Таковыми признаются: наличие права на иск в материальном смысле, нарушение этого права, неистечение срока правовой охраны и т. д. Дела, возникающие из авторско-правовых отношений, относятся к исковому производству, т. к. представляют собой споры об авторстве и соавторстве; споры, возникающие из авторских договоров; споры, связанные с использованием произведения при отсутствии авторского договора; споры, связанные с выплатой авторского вознаграждения; споры, связанные с оплатой за авторские произведения, написанные в порядке служебного задания, и др.
В связи с тем, что в охране авторских прав более всего заинтересованы обладатели имущественных авторских прав, право на предъявления иска о защите нарушенных авторских прав принадлежит авторам и иным правообладателям.
После смерти автора иск о признании авторства может заявить лицо, к которому перешли авторские права в порядке универсального или сингулярного правопреемства. Наследниками могут быть граждане, организации, субъект РФ, РФ.
Однако правовой интерес в возбуждении производства по делу могут быть не только материально заинтересованные правообладатели, но и иные лица, когда в соответствии с законом они вправе обращаться в судебные органы за защитой прав, свобод и законных интересах других лиц (ст.4 ГПК РФ). К таким лицам относятся прокурор, органы государственного управления, органы местного самоуправления, профсоюзы, общественные объединения. ГК РФ авторском праве предусматривает возможность защиты прав и соответственно предъявления исков организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, но лишь при наличии полномочий, полученных от обладателей авторских прав. Данные полномочия должны быть отражены в соответствующем договоре.
Дела по искам об авторских правоотношений рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. При этом доказательства могут быть любые: свидетели творческой работы автора над объектом, материалы фото- и видеосъемки, заключение эксперта, письменные, вещественные доказательства.
Особое значение в судебном доказывании по авторским делам имеют письменные доказательства – авторский договор, соглашения, рукописи, протоколы обсуждения произведений, отзывы, рецензии, критические статьи, обзоры, содержащие анализ и оценку произведения; планы, чертежи, иллюстрации, переписка сторон и другая документация.
По инициативе сторон в деле могут принимать участие эксперты. Экспертом может быть лицо, обладающее специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 79 ГПК РФ)- сотрудник экспертного учреждения либо иной специалист, сведущее лицо, привлекаемое к экспертному исследованию в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. С помощью экспертных исследований и оценок зачастую разрешаются споры о качестве произведений, выполненных по авторским договорам либо в порядке служебного задания или заказа.
Российское законодательство прямо предусматривает специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 1302 ГК РФ суд может вынести определение о запрещение ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторского права, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятия всех экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Такой способ обеспечения гражданского иска носит название судебного запрета. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они является контрафактными. Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительной гарантии защиты интересов обладателей авторских прав, поскольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.
Важнейшей функцией государства является обеспечение правовой охраны объектов авторских прав, создаваемых или используемых на его территории, и защита интересов правообладателя. Защита должна предоставляться в случае любого нарушения авторского права. Поэтому необходимо исходить из общего понятия «нарушение авторского права». Глоссарием терминов по авторскому праву «нарушение авторского право» определяется как использование без разрешения произведения, охраняемого авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на использование требуется законом. Нарушение авторского права обычно состоит в самом факте использования без разрешения.
Наиболее распространенные в настоящее время виды нарушений авторского права – это использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями, неуказание имени автора при использовании произведения. Прежде всего, речь идет о нарушении авторских прав в сфере оборота аудио - и видео-продукции, компьютерных программ и печатной продукции. По сведениям экспертов МВД, программное обеспечение в России является пиратским на 91 %. В сфере видеопиратства нелегальный рынок занимает 85% (в Москве-65%). В сфере полиграфии и книгоиздательства доля контрафактной продукции составляет 70 %. Кабельное телевидение на 90% использует программы, фильмы без всякой оплаты.
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность, предусмотренную нормами гражданского, административного и уголовного права.
Немаловажную роль в защите авторских прав призваны сыграть административно-правовые нормы. Отдельный состав административного правонарушения в этой сфере появился в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях лишь в 1995 г.-ст. 150 (« Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм»).
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм (ч. 1 ст. 7.12). Диспозиция ч. 1 ст. 7.12 сформулирована так, что охватывает практически все действия по незаконному использованию объектов авторского права. Обязательными условиями привлечения к административной ответственности здесь выступают два обстоятельства: связь нарушения с материальными носителями произведений (экземплярами) и преследование нарушителем целей извлечения дохода.
Административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальный пиратством. Указанная статья защищает как обладателей авторских прав, так и потребителей. Штраф, предусмотренный за подобные действия, для граждан составляет от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, а для юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных произведений и фонограмм, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.
Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации. Несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. В ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки. Наблюдается также психологическая неготовность правоохранительных работников и судей видеть правонарушителей в компьютерных, аудио -, видео и других пиратах, вроде бы ничем не отличающихся от законопослушных граждан. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм по решению суда подлежат обязательной конфискации. Зачастую судьи пиратскую продукцию правонарушителям, что является недопустимым. Контрафактные экземпляры снова возвращаются в незаконный торговый оборот.
Нарушение авторских прав (ст. 7.12 КоАП РФ) сопровождается обычно рядом сопутствующих правонарушений. Без особых сложностей может применяться на практике ст. 14.5 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за продажу интеллектуального продукта без документов, содержащих сведения об изготовителе или продавце. На реализацию контрафактной продукции не могут быть законно выданы документы. Следовательно, при наличии накладных в пункте продажи на подобные изделия необходимо учитывать, что документы выданы ошибочно, либо получены обманным путем, либо являются поддельными.
Нарушение авторских прав тесно связано с незаконным использованием чужого товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ). Собственно контрафактные изделия и их упаковка в большинстве случаев полностью копируют лицензионные экземпляры произведений, в том числе на них незаконно переносятся товарные знаки правообладателя. Присутствие таких знаков на контрафактной продукции причиняет материальный и моральный ущерб правообладателю, а также вводит в заблуждение потребителя.
При перемещении контрафактной продукции через таможенную границу помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем придания одним товаром вида других, либо с представлением поддельных документов и т. п. может применяться ст.16.1 КоАП РФ.
Иногда лица, производящие контрафактную продукцию, сотрудничают с типографиями, которые в свою очередь нарушают ст. 13.22 КоАП РФ, печатая буклеты для нелегальных компакт-дисков, аудио- и видеокассет без выходных данных.
В последние годы общество чаще всего сталкивается с контрафактными музыкальными дисками и компьютерными играми, но контрафактными могут быть и книги (изданные с нарушением интеллектуальных прав) и обычные товары, на которых незаконно проставлен чужой товарный знак, и многое другое.
Контрафактные материальные носители подлежат изъятию из оборота и унижению без какой бы то ни было компенсации. Изъятию из оборота подлежит также и оборудование, на котором осуществлялось или планировалось изготовление контрафактных носителей (ст. 1252 ГК РФ).
В этом же ст.1252 п. 7, указано, что в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренций, защита нарушенного исключительные права может, осуществляется как способами, предусмотренными настоящем Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.
Изучение практики применения норм, направленных на защиту авторских прав (в том числе и нормы КоАП РФ), показывает, что есть немало тормозящих эту защиту факторов. Прежде всего, это отсутствие или недостаток значений о мировых достижениях в области правой охраны авторских прав; пассивность самих авторов в отношении защиты своих прав; отсутствие методики определения размеров убытков, вызванных нарушением авторских прав и т.д.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав устанавливает ст. 146 УК РФ. В действующем уголовным законе, в отличие от ст. 141 УК РСФСР, уголовно-правовая защита авторских прав разграничена. Помимо этого, в ст. 146 УК РФ предусмотрена защита наряду с авторскими прав. С другой стороны, в нем исключена ответственность за нарушение всех указанных прав, если оно не причинило крупного ущерба.
В соответствии со ст. 146 УК РФ преступлением считается присвоение автора (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб втору или иному правообладателю; незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведения или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.
Квалифицированными признаками преступления являются совершение неоднократно; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере; лицом с использованием своего служебного положения.
Предмет рассматриваемого преступления – это чужое научное, литературное, музыкальное или художественное произведение. Объективная сторона преступления выражается в совершении одного из двух действий:
При этом обязательно необходимы последствия в виде крупного ущерба и причиненная связь между одним из указанных действий и наступившим последствием. Незаконное использование объектов авторских прав состоит в воспроизведении, распространении, демонстрации, оглашении вопреки закону чужого произведения без согласия автора, в том числе без выплаты последнему полностью или частично гонорара; противоречащем закону переиздании произведения без согласия автора и т. д.