Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:19, курсовая работа
Информация, непосредственно связанная с конкретным человеком (факты его биографии, номинативные (назывные) данные, национальность, место жительства, сведения о заболеваниях, о профессиональных знаниях и навыках, о семейной жизни, привычках, увлечениях, нравственные, политические, сексуальные и религиозные пристрастия и многое другое составляет большую или даже большую часть циркулирующей в обществе информации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Персональные данные работника: понятие и сущность……………………4
1.1 Ограничение персональных данных от другой информации…………….14
1.2 Развитие законодательства о защите персональных данных……………..22
1.3 Общие требования к обработке персональных данных работника и гарантия их конфиденциальности……………………………………………28
2. Порядок работы с конфиденциальными сведениями о работнике………32
2.1 Работа кадровой службы с персональными данными……………………35
2.2 Принципы и условия обработки информации……………………………..36
2.3 Основные аспекты передачи персональных данных работника и защита информации при работе с персональными данными на ЭВМ……………..39.
2.4 Контроль защиты персональной информации работника………………53
Заключение……………………………………………………………………….59
Список используемой литературы……………………………………………62
Отдельно стоит рассмотреть проблему охраны конфиденциальности персональных данных в рамках трудовых отношений. По аналогии с другими видами конфиденциальной информации, такие положения необходимо включать в трудовые договоры с работниками, имеющими доступ к конфиденциальным персональным данным. То же касается предупреждения работников о возможной ответственности за передачу, распространение персональных данных, обязанность работников при увольнении передать все носители и другие материальные объекты, содержащие персональные данные, работодателю, обязанность работника сохранять конфиденциальность персональных данных ставших ему известными при исполнении трудовой функции, после расторжения трудового договора и т.д. К сожалению, Закон не содержит ни одного из указанных положений и, более того, в принципе не выделяет работника, т.е. физическое лицо, которое непосредственно при исполнении своих трудовых обязанностей осуществляет эксплуатацию информационной системы, базы/ банка персональных данных и имеет к ним прямой доступ.
Аналогичная ситуация сложилась в вопросе доступа к информационным системам, базам / банкам персональных данных третьих лиц на основании гражданско-правовых договоров, в частности договоров/ о технической поддержке, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем, баз/банков персональных данных, и других подобных случаях.
Учет данных рекомендаций позволил бы разрешить множество вопросов, связанных с привлечением к юридической ответственности виновных лиц, и в большей степени ее дифференцировать. Поскольку, по аналогии с другими видами конфиденциальной информации, чаще всего субъектом ответственности является специальный субъект, т.е. лицо, имеющее допуск/ доступ к ней на законном основании и принявшее в добровольном порядке на себя обязательства по сохранению конфиденциальности.
Отметим еще один существенный аспект, связанный с охраной конфиденциальности персональных данных. Основным «конфидентом» в отношении персональных данных, на основании Закона следует считать «оператора», а в некоторых случаях третьих лиц, которые получили к ним доступ. При этом сам субъект персональных данных, являясь одним из участников отношений по охране их конфиденциальности, такой обязанности по закону не несет. Более того, он обладает рядом «эксклюзивных прав» - правом доступа к своим персональным данным, включая право требовать их уточнения, а также, что самое главное, вправе в любой момент снять режим конфиденциальности - согласиться на их общедоступность, сообщить их или передать их третьим лицам, другим операторам, и в целом распорядиться ими по своему усмотрению. Однако оператор, как конфидент, предположительно, обязан сохранять иногда конфиденциальность персональных данных, ставших фактически общеизвестными. К примеру, если они стали таковыми без согласия субъекта в результате противоправных действий, предположим, путем публикации в СМИ. В таких случаях требовать дальнейшего сохранения конфиденциальности информации в большинстве случаев было бы просто нелогично, поскольку эта информации стала общедоступной. Общедоступность же персональных данных четко обусловлена двумя условиями - это согласие субъекта или прямое требование закона (например, положения ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающая идентификацию лица при совершении крупных сделок и передачу этой информации в соответствующие государственные структуры). Следовательно, ввиду отсутствия упомянутых выше двух условий в рассматриваемой ситуации, оператор по-прежнему был бы обязан сохранять их «конфиденциальность», как это ни парадоксально. В противном случае это было бы прямым нарушением прав субъекта, который мог пострадать, если бы информация о его частной или личной жизни, содержащаяся в персональных данных, стала предметом всеобщего обсуждения.
Часть указанных проблем в определении содержания правового режима конфиденциальности персональных данных можно объяснить особенностями природы персональных данных, которая тесным образом связана с правом на уважение частной жизни индивида, личную и семейную тайну. Некоторые российские авторы, например В.Н. Лопатин, в связи с этим прямо указывают на персональные данные как на институт охраны права на частную жизнь. Такое положение дел объясняет необходимость особого подхода к персональным данным, при их обработке независимо от существования режима ограничения доступа к ним, поскольку их использование не должно нарушать общих фундаментальных прав индивида, таких, как право на частную жизнь, личную и семейную тайну.
Другая часть проблем объясняется тем, что персональные данные в случае наличия требования их конфиденциальности, которая обоснованно презюмируется, в том числе на основании последовательного анализа положений Закона, можно отнести к числу «производных» тайн или категорий информации ограниченного доступа. Это, в свою очередь, требует от их обладателя принятия безусловных мер по охране их конфиденциальности, поскольку охраняются в данном случае не его права и интересы, а права и интересы других лиц, в частности фундаментальные права и свободы человека. Поэтому, по мнению авторов, в отсутствие прямого интереса обладателя в защите конфиденциальности персональных данных существует необходимость четкого формулирования его обязанности в этом случае.
Последнее, что стоит отметить при характеристике персональных данных как конфиденциальной информации, связано с их соотношением в таком качестве с другими категориями информации с ограниченным доступом, что может представлять некоторые сложности. С одной стороны, персональные данные связаны с необходимостью защиты частной жизни индивида, сферы, по мнению большинства современных авторов, едва ли поддающуюся четкому определению, с другой стороны, почти все определения, в том числе и законодательное, характеризуют их как «любую информацию, которая может быть связана с индивидом или идентифицирована с ним», а следовательно, персональные данные могут охватывать практически все сферы жизни индивида. Совершенно очевидно, что ввиду такой сложной природы они могут потенциально охраняться на условиях других режимов конфиденциальности / секретности, в частности на условиях режима государственной тайны, коммерческой тайны, служебной тайны и многих видов профессиональных тайн (врачебной, нотариальной, тайны усыновления и т.д.). На подобный вывод наталкивает анализ целого ряда положений Закона, по смыслу которых персональные данные составляют одновременно: государственную тайну (ч. 2 ст. 1), личную, семейную тайну, тайну частной жизни (ст. 2, 12), врачебную тайну (п. 3-4 ч. 2 ст. 10 и ст. 12), тайну следствия (л. 6 ч. 2 ст. 10), тайну правосудия и оперативно-розыскной деятельности (ст. 11). Вполне очевидно, что за некоторым исключением в отношении такой информации будут действовать одновременно требования законодательства о защите персональных данных и иного специального законодательства.
В заключение выразим общее суждение о некотором несовершенстве российского Закона в части определения персональных данных в качестве информации ограниченного доступа или конфиденциальной, что было отмечено уже и другими авторами, в частности Н.И. Петрыкиной. В качестве возможных путей совершенствования положений законодательства авторам видится целесообразным сформулировать следующие предложения и выводы.
Во-первых, стоит ввести в законодательную материю понятие «конфиденциальные персональные данные», т.е. персональные данные, на которые, в соответствии законом о персональных данных, распространяется специальный правовой режим ограничения доступа к ним - режим конфиденциальности персональных данных.
Во-вторых, следует выделить в законе о персональных данных основные организационные меры по установлению режима конфиденциальности персональных данных. К таковым мерам следует отнести: установление оператором перечня конфиденциальных персональных данных, обработку которых он осуществляет, определить круг субъектов, которые будут иметь доступ к ним, установить правила использования соответствующих реквизитов на материальных носителях, содержащих конфиденциальные персональные данные.
В-третьих, указать в законе о персональных данных в качестве субъектов отношений по охране конфиденциальности персональных данных, «обладателя» информационной системы, базы / банка персональных данных, и непосредственно «оператора» информационной системы, базы / банка персональных данных, т.е. лицо, которое на основании трудового или гражданско-правового договора осуществляет эксплуатацию, обслуживание такой информационной системы и имеет доступ к персональным данным. Определить особенности их правового статуса и ответственности.
Институт персональных данных это достаточно молодой по правовым меркам институт. Его становление тесно связано с развитием конституционных прав и свобод человека и гражданина, и в первую очередь, с правом на неприкосновенность частной жизни.
Право на неприкосновенность частной сферы как юридическая категория зародилось в США. В английском языке все стороны частной жизни обозначаются единым термином «privacy», который не имеет буквального эквивалента в русском языке. Одна из первых попыток сформулировать суть понятия «privacy» была предпринята в 1890 г. известными американскими юристами Сэмюэлем Уорреном и Луисом Брандейсом, которые определили его как «the right to be alone» - право быть оставленным в покое или право быть предоставленным самому себе. В своей статье «Право на приватность» в Гарвардском правовом журнале они утверждали, что приватность подвергается опасности со стороны новых изобретений и методов ведения бизнеса, и обосновывали необходимость создания специального «права приватности». С развитием научного и технического прогресса мы все более убеждаемся в справедливости указанных положений.
Огромную роль в становлении и формулировании права на частную жизнь сыграла деятельность американских судов. Так, в 1965 г. в деле Griswold v. Connecticut судья Верховоного суда США Дуглас вывел право на прайвеси из первых пяти поправок к Конституции США, признав, что эти поправки «охраняют различные аспекты неприкосновенности частной жизни». Широко известны слова, которые он произнес, резюмируя решение суда: «Мы имеем дело с правом на неприкосновенность частной жизни, которое старше, чем Билль о правах».
Сформированная в США концепция прайвеси оказала большое влияние на становление современной системы прав и свобод человека. 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Всеобщая Декларация прав человека, в статье 12 которой устанавливалось, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию; каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства и таких посягательств.
В 1950 году аналогичная норма была закреплена в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в следующей формулировке: «каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции». Благодаря данным документам право на неприкосновенность частной жизни получило признание в качестве неотъемлемого права каждого человек.
С развитием информационных технологий внимание и интерес к проблеме неприкосновенности частной жизни начали существенно усиливаться. Появились новые технологии и средства для сбора, хранения и обработки данных, касающихся как личной жизни индивидов, так и их публичной деятельности. В праве остро встал вопрос о принятии особых правил регулирования сбора и обработки персональных данных как все более популярного объекта хозяйственного оборота. В это время наиболее активное развитие норм о защите персональных данных наблюдается в Европе.
Принципы, заложенные в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, получили свое развитие в специальных нормах Конвенции 108 Совета Европы о защите прав физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных 1981 года, в которой защита данных рассматривается как защита основных прав и свобод индивидов, в частности, их права на неприкосновенность частной жизни в отношении обработки персональных данных.
Впоследствии в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 г. №95/46ЕС о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных были заложены основы общеевропейской системы защиты персональных данных. В 2000 году в Хартии ЕС об основных правах право на защиту персональных данных было сформулировано в качестве самостоятельного фундаментального права.
Таковы основные этапы формирования нормативного механизма о защите персональных данных на европейском континенте. Заключительным этапом его формирования стало принятие национальных законов стран - участниц ЕС, направленных на регулирование вопросов защиты персональных данных.
Первый в мире специальный Закон о защите персональных данных был принят германской землей Гессен в 1970 г. До этого подобных законов нигде в мире не было. За последние 30 лет более чем в 20 европейских государствах были приняты нормативные акты по защите персональных данных, в которых были закреплены реальные механизмы правового регулирования оборота персональных данных. Следует отметить, что создание нормативных актов в данной сфере шло самостоятельно наряду с развитием законодательства о защите права на неприкосновенность частной жизни.
В России отдельные элементы права на неприкосновенность частной жизни законодательно закреплялись и анализировались еще в дореволюционный период. Так, Почтовый устав 1857 г. и Телеграфный устав 1876 г. закрепляли тайну корреспонденции, уголовно-правовая охрана указанной тайны осуществлялась на основании норм Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовного Уложения 1903 г. Так, в Уголовном Уложении 1903 г. (ст. 162-170) устанавливался запрет на вмешательство должностных лиц при отправлении ими правосудия в личную и семейную жизнь человека.
После революции подход к проблеме прав человека существенным образом изменился. Так, Конституция РСФСР 1918 г., хотя и содержала раздел о правах человека под названием «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (декларация была принята ранее на III Всероссийском съезде Советов), но не закрепляла даже элементарных прав, минимума личных, политических, экономических, культурных прав человека. В нее вошли лишь запрет эксплуатации, право уравнительного землепользования, освобождение трудящихся масс из-под ига капитала, право трудящихся в управлении.
В 1924 г. была принята новая конституция - Конституция СССР, в которой уже не содержалось Декларации прав. Из прав человека в ней были провозглашены лишь национальная свобода, равенство, единое союзное гражданство. Наряду с этим в Конституции СССР отдельная глава была посвящена учреждению с целью борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Объединенного государственного политического управления, которое руководило репрессиями, попирающими все человеческие права.
Впервые глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР принятой 5 декабря 1936 г. накануне массовых репрессий 1937-1938 гг. Конституция закрепляла широкий перечень личных прав и свобод таких, как свобода совести (ст. 124), неприкосновенность личности (ст. 127), неприкосновенность жилища и тайна переписки (ст. 128). В теоретическом плане это было серьезным достижением советского права, а в практическом - всего лишь формальностью.